Вакцинный Саммит 2019. Вакцин-контролируемые заболевания: от индивидуальной защиты к улучшению общественного здоровья

Вакцинный Саммит 2019. Вакцин-контролируемые заболевания: от индивидуальной защиты к улучшению общественного здоровья

28 ноября 2019 года в Киеве состоялся Вакцинный Саммит с международным участием, посвященный актуальным вопросам вакцинации и совершенствования профилактической работы в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Мероприятие, которое проходило при поддержке компании GSK Украина, объединило ведущих международных экспертов в области иммунизации, представителей научных учреждений, иммунологов, семейных врачей, педиатров и неонатологов. Саммит проводился в режиме прямой веб-трансляции, поэтому получить информацию о последних достижениях мировой науки в области иммунизации имели возможность медицинские специалисты из любого населенного пункта на территории Украины. Кроме того, был организован телемост и к дискуссии в Киеве присоединились специалисты из Харькова, Николаева, Херсона, Кривого Рога, Днепра, Винницы, Полтавы и Львова.

Иммунизация признана одной из самых успешных и экономически эффективных мер профилактики вакцин-контролируемых заболеваний. Большее влияние оказывает лишь использование чистой питьевой воды. Даже применение антибактериальных препаратов не оказывает столь значимого влияния на снижение уровня смертности, как вакцинация[i]. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), благодаря иммунизации ежегодно в мире удается предупредить от 2 до 3 миллионов смертей, а если ситуация с глобальным охватом вакцинацией улучшится, то удастся спасти еще 1,5 миллиона жизней в год.

Сегодня вакцины защищают человечество от 31 заболевания, в том числе таких опасных, как дифтерия, полиомиелит, столбняк, пневмония, рак шейки матки, гепатит В, корь, краснуха, коклюш, ветряная оспа (ветрянка) и другие[ii]. Предупреждая случаи заболевания, иммунизация также позволяет ограничить рост антибиотикорезистентности – явления, приобретающего масштаб глобальной угрозы здоровью и безопасности человечества[iii]. Так, например, глобально вакцинация детей до 5 лет против пневмококковых заболеваний может привести к сокращению на 47% использования антибиотиков при лечении пневмонии, вызванной Streptococcus pneumoniae[iv].

Несмотря на серьезные усилия, прилагаемые мировым сообществом для повышения уровня охвата вакцинацией, до сих пор около 19,4 млн детей в мире в возрасте до 1 года либо вообще не вакцинированы, либо получили не все рекомендованные дозы той или иной вакцины. Согласно данным ВОЗ, к концу 2018 года глобальный уровень охвата иммунизацией против кори (2 дозы вакцины) составил всего 69%, пневмококковой инфекции – 47%, ротавируса – лишь 35%[v]. В условиях глобализации и массового перемещения населения такие крайне низкие показатели свидетельствуют о высокой угрозе вспышек опасных заболеваний. Так произошло в Европейском регионе ВОЗ, где за 2018 год было зафиксировано более 83 540 случаев заболевания корью и 74 случая смерти от этого вакцин-контролируемого заболевания. Наиболее опасная ситуация с заболеваемостью корью наблюдается в Украине, где в течение 2018 года было зарегистрировано 53 218 случаев (в 16 из них заболевание привело к смерти). Крупнейшие вспышки кори и сейчас продолжают происходить в нашей стране, – в 2019 году более 70% случаев заболеваний в Европейском регионе ВОЗ регистрируется в Украине[vi]. По данным Министерства здравоохранения (МЗ) Украины, всего с лета 2017 корью заболело более 115 000 украинцев, 41 из них умерли[vii].

ВОЗ отмечает, что страны, на территории которых происходят подобные вспышки заболеваний, в последние годы сталкиваются с целым рядом проблем, включая стагнацию общего охвата плановой иммунизацией, низкий охват прививками на национальном уровне или среди некоторых групп населения, а также недостаточный уровень имунной защиты пожилых людей[viii].

Эксперты подчеркивают, что в Украине в целом наблюдаются критически низкие показатели охвата детей в возрасте до 1 года первичным вакцинальным комплексом (количеством доз вакцины, необходимых для создания базового иммунитета). По данным Центра Общественного здоровья МЗ Украины на 1 января 2019 года, 3 дозы вакцины против гепатита В в Украине получили 65,2% детей в возрасте до 1 года, против полиомиелита – 69,2%, коклюша, дифтерии и столбняка – 67,5%, гемофильной инфекции типа b – 57,7%[ix]. В то время как к концу 2018 года охват детей в мире до 1 года 3 дозами вакцины против коклюша-дифтерии-столбняка (АКДС) составил 86%, против гепатита В – 84% (а в регионе стран Западной части Тихого океана достигает 90%), против гемофильной инфекции типа b – 72%[x].

Главной причиной развития угрожающей ситуации стало резкое общенациональное снижение охвата иммунизацией в Украине в предыдущие годы, связанное с недоверием населения к вакцинации. Это привело к тому, что большое число детей в Украине подвергается опасным, заболеваниям, которые можно предупредить вакцинацией.

В 2019 году одной из 10 главных глобальных угроз в области здравоохранения ВОЗ назвал недоверие к вакцинам. По мнению организации, отказ от вакцинации способен обратить достигнутый медицинский прогресс вспять и спровоцировать вспышки многих крайне опасных вакцин-контролируемых заболеваний [xi].

На сегодняшний день крайне важной и недооцененной медико-социальной проблемой является и ветряная оспа (ветрянка), поскольку при данном заболевании возможно развитие осложнений, обусловленных как прямым действием вируса, так и присоединением бактериальной инфекции. По уровню экономических потерь, причиняемых инфекцией и ее осложнениями, ветряная оспа занимает третье место после острых респираторных и кишечных инфекций[xii]. По оценкам ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется около 140 миллионов случаев ветряной оспы, в 4,2 миллиона случаев наблюдаются тяжелые осложнения, 4200 людей погибают[xiii]. Учитывая то, что ветряная оспа является значительной угрозой для общественного здравоохранения, ВОЗ выступает с рекомендациями плановой иммунизации детей против этого заболевания. Например, в США[xiv], Канаде[xv], Германии[xvi], – в целом в 40 странах мира на сегодня вакцинация против ветряной оспы входит в программу массовой вакцинации.

Участники «Вакцинного Саммита 2019» единогласно отметили, что первым шагом для преодоления сложившейся ситуации и восстановления доверия к иммунизации должно быть объединение усилий медицинского сообщества, государства и общественности для развенчания мифов о вакцинации путем предоставления обществу достоверной, научно обоснованной информации.

Селим Бадур, профессор, директор GSK Вакцины по вопросам науки и общественного здоровья, Бельгия, рассказал участникам саммита о важности вакцинации от ветряной оспы.

Вирус Varicella zoster (VZV) вызывает два разных, но связанных между собой заболевания – ветряную оспу у детей и подростков и опоясывающий герпес (опоясывающий лишай) у взрослых.

Существует ошибочное мнение, что ветрянка – легкая детская инфекция, не представляющая угрозы для здоровья. Однако, после перенесенного заболевания вирус никуда не исчезает, а сохраняется в клетках нервной системы. С возрастом из-за снижения иммунитета вирус может повторно активироваться и спровоцировать возникновение опоясывающего герпеса. Оба эти заболевания могут стать причиной серьезных осложнений, связанных со значительными медицинскими, индивидуальными, социальными и экономическими нагрузками[xvii].

Наиболее подвержены вирусу ветряной оспы дети в возрасте 4-5 лет. Ветрянка передается воздушно-капельным путем, причем вирус может переноситься даже на сотни метров, оставаясь при этом активным. Поэтому большое количество детей, а также взрослых, которые ранее не болели, попадают в зону риска. При этом до возникновения первых высыпаний может пройти до 3 недель, а заболевший будет заражать окружающих за 1-2 дня до появления сыпи и в течении 5 дней после появления последнего элемента высыпаний. При общении с больным у непривитого человека заражение наступает практически стопроцентно.

Ветрянка – сложное для иммунитета заболевание и чревато серьезными осложнениями. Наиболее опасными являются пневмония и вирусный энцефалит (тяжелое заболевание нервной системы), а наиболее распространенными – бактериальные инфекции кожи и острый средний отит. Поэтому обеспечить малышу детство без ветрянки – значит сделать весомый вклад в его здоровье на всю жизнь.

Эпидемиологические данные показывают, что вакцинация против ветряной оспы имеет высокую эффективность уже после первой дозы и связана со значительным снижением заболеваемости и уменьшением использования ресурсов охраны здоровья[xviii].

Однако у 9-14 % детей, которые получили 1 дозу вакцины, отмечается неполная эффективность. Одна доза вакцины вызывает иммунный ответ, но не приводит к формированию защитного уровня антител (серопротекции) у значительного количества вакцинированных[xix]. Оптимальную защиту от ветряной оспы любой степени тяжести обеспечивает введение 2 доз вакцины.

По результатам десятилетнего наблюдения за здоровыми детьми, которые получали 1 или 2 дозы вакцины Варилрикс в США[xx], введение одной или двух доз вакцины приводит к долгосрочной защите от большинства случаев заболевания. 2-х дозовая схема применения оказалась значительно эффективнее 1 дозы, – рассказал профессор Селим Бадур. – Так, 2 дозы вакцины для профилактики ветряной оспы производства GSK обеспечивают высокую (95,4%) эффективность, меньшую тяжесть течения заболевания, высокий и длительный иммунный ответ до 10 лет[xxi].

Резюмируя данные, профессор подчеркнул, что вакцинацию против ветряной оспы следует рекомендовать всем здоровым детям, всем восприимчивым взрослым, а также тем, кто регулярно контактирует с восприимчивыми людьми.

Мартин Ота, профессор, медицинский директор GSK Вакцины по вопросам науки, клинических исследований и общественного здоровья, Бельгия, в своем выступлении в рамках саммита остановился на вопросе важности вакцинации от пневмококковой инфекции.

Пневмококк является самой распространенной причиной заболеваний у детей 2-5 лет, посещающих детский сад. Передается бактерия воздушно-капельным путем при чихании и кашле или контактно, например, через игрушки, чашки и прочие бытовые предметы. Поэтому уже в первые 2-3 месяца нахождения ребенка в детском учреждении риск отита и пневмонии возрастает в 2-3 раза, пропорционально количеству детей в группе и длительности пребывания ребенка в детском саду.

Пневмококк вызывает инфекционно-воспалительный процесс в глотке, легких, бронхах, вызывает отиты, синуситы, менингиты, сепсис и воспаление суставов. Ежегодно в мире каждые 40 секунд по причине инвазивного пневмококкового заболевания (ИПЗ) погибает 1 ребенок в возрасте до 5 лет, 500 тыс. детей в год в мире погибают от ИПЗ ежегодно[xxii]. Пневмококковые заболевания занимают первое место по смертности у детей до 5 лет в мире среди вакцин-контролируемых заболеваний.

Согласно результатам рандомизированного клинического исследования FinIP, в котором приняло участие 47 369 детей возрастом до 2 лет, пневмоккоковая конъюгированная вакцина (Синфлорикс) производства компании GSK продемонстрировала высокую клиническую эффективность (93-100 %) в предупреждении инвазивных пнемококковых заболеваний[xxiii]. Вакцина эффективно предупреждает болезни у детей в возрасте до 5 лет[xxiv]. Вакцинация уменьшает количество случаев инвазивного пневмококкового заболевания, небольничной пневмонии и острого среднего отита (ОСО)[xxv].

Вакцина Синфлорикс производства GSK, применяется для защиты детей в возрасте от 1,5 месяцев жизни до 5 лет и предупреждает развитие инвазивных пневмококковых заболеваний (менингита, сепсиса), пневмонии, острых средних отитов. Эффективность и безопасность вакцины были изучены в более чем 80 клинических исследованиях. Вакцина зарегистрирована в 130 странах мира[xxvi]. Кроме того, Сифнлорикс является основой Национальных программ иммунизации, включая такие страны, как Финляндия, Швеция, Нидерланды, Новая Зеландия, Бразилия, Италия, Канада.

Докладчик отметил, что общее влияние той или иной пневмококковой конъюгированной вакцины (ПКВ) на ИПЗ, ОСО или пневмонию не может быть предусмотрено исключительно на основе серотипов, входящих в состав вакцины[xxvii]. Одновременное использование вакцины Синфлорикс и ПКВ13 в рамках программы иммунизации детей в Швеции обеспечило уникальную возможность сравнить действие двух вакцин. Исследование не выявило статистически значимой разницы по общему влиянию на снижение заболеваемости ИПЗ между этими вакцинами, несмотря на количество серотипов. То есть реальные данные подтвердили сопоставимость эффективности вакцины Синфлорикс и ПКВ13[xxviii].

Резюмируя приведенные данные, Мартин Ота акцентировал внимание на том, что Синфлорикс обеспечивает высокий уровень защиты от пневмококковой инфекции[xxix], ее использование поддерживается рекомендациями независимых международных организаций (например, советом Экспертов ВОЗ и технической консультативной группой ПООЗ) и большинством национальных и местных органов охраны здоровья, количество которых постоянно увеличивается.

Участники «Вакцинного Саммита 2019» единогласно отметили важность внедрения программ массовой иммунизации всех возрастных групп для формирования популяционного иммунитета и максимальной защиты от вакцин-контролируемых инфекций, что является залогом эпидемиологического благополучия страны.


[i] Plotkin SL & Plotkin SA. Chapter 1 in Plotkin SA et al. Vaccines. 6th Edition, Elsevier Saunders, 2012.

[vi] WHO, 2019. Measles – European Region. https://www.who.int/csr/don/06-may-2019-measles-euro/en/

[vii] Центр общественного здоровья МЗ Украины. 11 ноября 2019. https://phc.org.ua/news/dani-zakhvoryuvanosti-na-kir-3110-06112019

[viii]WHO, 2019. Measles – European Region. https://www.who.int/csr/don/06-may-2019-measles-euro/ru/

[ix]Центр общественного здоровья МЗ Украины. 2019. Охват прививками. https://phc.org.ua/kontrol-zakhvoryuvan/imunizaciya/okhoplennya-scheplennyami

[xi] WHO, 2019. Ten threats to global health in 2019. https://www.who.int/emergencies/ten-threats-to-global-health-in-2019

[xii] Popesku C.P. Complication of varicella in unvaccinated children from Romania, 2002-2013 / C.P. Popesku, E. Ceausu // Pediatr. Infect. Dis. – 2016. – Vol. 35, N 2. – P. 211-212.

[xiii] WHO, 2014. Varicella and herpes zoster vaccines: WHO position paper, June 2014. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/242227/WER8925_265-287.PDF

[xv] Government of Canada, 2019. Provincial and Territorial Immunization Information. https://www.canada.ca/en/public-health/services/provincial-territorial-immunization-information.html

[xvii] Gater A et al. BMC Public Health 2015;15:193; Banz K et al. Eur J Health Econ 2004; 5:46–53

[xviii] Khandaker G et al. Arch Dis Child 2011; 96(5): 453–6

[xix] WHO SAGE April 2014 ; 2. Arvin et al The Pediatric Infectious Disease Journal • Volume 25, Number 6, June 2006

[xx] Kuter B et al. Pediatr Infect Dis J 2004; 23: 132–7

[xxi] Povey M et al. Lancet Infect Dis. 2019;19:287-297

[xxii] Pneumococcal vaccines.WHO position paper – 2012. Wkly Epidemiol Rec. 2012; 87(14):129–144

[xxiii] Palmu A.A., Jokinen J., Borys D. et al. Effectiveness of the ten-valent pneumococcal Haemophilus influenza protein D conjugate vaccine (PHiD-CV10) against invasive pneumococcal disease: a cluster randomized trial. Lancet. 2013; 381 (9862): 214-222

[xxiv] World Health Organization (WHO). Wkly Epidemiol Rec. 2012;87:129-144

[xxv] GlaxoSmithKline. Worldwide registration status. Data on File 2016N306242_00; November 2016

[xxvi] GlaxoSmithKline. Data on File 2015N263374_00; November 2015

[xxvii] Hausdorff, et al. Expert Rev Vaccines. 2015;14(3):413-428

[xxviii] Naucler P, et al. Clin Infect Dis. 2017;65(11):1780-1790 and supplementary material