Что есть, что будет: результаты и перспективы программы «Доступные лекарства»

Что есть, что будет: результаты и перспективы программы «Доступные лекарства»

24 и 25 июля в Киеве прошли информационные встречи с представителями аптечного бизнеса, инициированные Национальной службой здоровья Украины.

В рамках информационных мероприятий обсуждались успехи и ближайшие перспективы программы «Доступные лекарства», а также велись дискуссии о слабых местах электронной системы, с которыми аптекам и пациентам приходится сталкиваться на местах.

Программа «Доступные лекарства»: текущая ситуация

С 1 апреля 2019 года, в рамках правительственной программы «Доступные лекарства», в Украине заработал электронный рецепт, призванный облегчить жизнь пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом второго типа и бронхиальной астмой. Как мы уже сообщали ранее, получить такой рецепт пациент может у своего лечащего врача, с которым ранее подписал декларацию, а лекарства – в любой аптеке (без привязки к адресу), заключившей договор с Национальной службой здоровья Украины, реализующей политику государственных финансовых гарантий в сфере охраны здоровья и в администрировании которой находится программа реимбурсации.

По последним данным, предоставленным НСЗУ, за четыре месяца работы программы заключено 1068 договоров, в которых числится 7120 аптек и аптечных пунктов. На сегодняшний день более 4500 украинских аптек отпускают лекарственные препараты по программе «Доступные лекарства», 27% рецептов гасятся в первый час с момента их выдачи, а среднее расстояние от клиники до аптеки, где совершена покупка, составляет 2,2 км. Размер выплат аптекам с учетом очередной (уже седьмой по счету) проплаты, составит свыше 200 миллионов гривен.

По словам Ирины Лиштабы, руководителя отдела по работе с договорами с аптеками НСЗУ, текущая статистика говорит о хорошей динамике проекта, что можно подтвердить данными аналитического анализа, полученными из регионов. Так, в период с апреля по июль 2019 года в КНП «ЦПМСП №7» Николаевского городского совета зафиксировали снижение показателей по заболеваемости инфарктами – на 10,2%, смертности по инфарктам – на 28,5%, заболеваемости по инсультам – на12,%, смертности по инсультам – на 38,4%.

Что будет: над чем работают в НСЗУ

Как отметила Ирина Лиштаба, сейчас основная работа ведется, и будет продолжаться в течение ближайших релизов, над решением следующих вопросов:

  • Стандартизированная информационная памятка. В ближайшее время пациенты смогут получить у лечащего врача и предъявить в аптеке бумажный бланк, содержащий номер рецепта, данные пациента, лечащего врача и название медучреждения (либо ФЛП), наименование препарата, его количество и длительность лечения, а также специальный штрих-код. В последнем будет заключаться главное удобство информационной памятки – фармацевты смогут считывать сканером номер рецепта, что избавит от необходимости вводить объемные 16-значные коды. Следует отметить, что некоторыми информационными системами такая памятка уже разработана и стандартизирована. А вот что касается кодов подтверждения и погашения рецептов, которые не всем пациентам удобно использовать в электронном виде и хотелось бы получать их на бумажном носителе, здесь готовых решений у службы пока нет…
  • Работа с «аномальными» рецептами. Совместно с Министерством здравоохранения Украины командой НСЗУ разрабатывается настройка системы, которая позволит блокировать на входе так называемые аномальные рецепты. «Аномальный рецепт в нашем понимании – это назначение лекарственного препарата по одной таблетке 30 раз в сутки и на протяжении 10 дней. Такое встречается, и сейчас врачи аннулируют подобные рецепты», – комментирует необходимость совершенствования системы Ирина Лиштаба.
  • Обновление процесса заключения договоров и бизнес-процессов электронного рецепта позволит решить ряд вопросов аптечным сетям при добавлении новых аптек в систему. В частности, речь идет об «отключении» всех аптек при попытке добавить новый договор с ошибками. В этих же направлениях ведется работа над тем, чтобы ускорить время устранения программных ошибок, дестабилизирующих и блокирующих работу аптек, которые не могут выдавать лекарства пациентам из-за зависания либо других проблем с ПО.
  • Урегулирование ценового вопроса, а именно несогласованность данных Реестра с цифрами, которыми располагают аптеки. К слову о перечне лекарственных препаратов (а точнее, о перечнях), для перехода на новый Реестр аптекам и аптечным пунктам предоставят переходный период для реализации остатков, длительность которого составит 30 дней (допускается вероятность, что он может быть продлен).

Похожие материалы