Глобальный рынок: ТОП-5 компаний, чья выручка выросла вопреки пандемии 2020 года
Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!
Эффективная вакцина от COVID-19: что почем?

В Китае признали низкую эффективность своих вакцин от коронавируса
МОЗ закликає приватні компанії та клініки приєднатись до імпорту вакцин від коронавірусу
Україна домовилась про прямі поставки 10 млн доз вакцини від коронавірусу з Pfizer
В ЕМА заявили про наличие связи вакцины AstraZeneca с образованием тромбов
Компания “АстраЗенека” – ведущая международная инновационная биофармацевтическая компания, занимающаяся исследованиями, разработкой, производством и продажей лекарственных средств.
АстраЗенека входит в десятку ведущих фармацевтических компаний мира и является собственником 29 заводов в 20 странах.
Три стратегических научно-исследовательских центра (Кембридж, Великобритания; Гейтерсберг, штат Мэриленд, США; Гетеборг, Швеция) находятся поблизости с глобальными медико-биологическими кластерами, что позволяет использовать весь потенциал сотрудничества с выдающимися учеными и ведущими научными организациями.
В портфеле компании препараты из таких терапевтических областей, как кардиология, пульмонология, онкология, неврология, психиатрия, инфекционные болезни, сосудистая паталогия и гастроэнтерология.
В последнее время компания сконцентрировалась на инновациях в трех ключевых терапевтических областях: области сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений обмена веществ, онкологии, а также респираторных, воспалительных и аутоимунных заболеваний.
АстраЗенека продолжила активные исследования в области неврологии и гастроэнтерологии.
Активные разработки ведутся в области биопрепаратов, малых молекул, иммунотерапии, белковой инженерии и устройств доставки лекарственных средств.
Начав со скромного предприятия по производству тонкой химии, Pfizer вырос в крупнейшую фармацевтическую компанию, лидера мирового фармацевтического рынка.
Pfizer занимает лидирующее положение в области разработки новых препаратов для лечения диабета, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Компания ежегодно инвестирует порядка 7,5 млрд долларов в научные исследования, направленные на создание новых эффективных лекарств. Компания работает более чем в 150 странах мира. Научно-исследовательские центры находятся в Великобритании (Сэндвич) и США (Гротон и Новая Англия, Ла Хойа, Сент-Луис, Ринат, Кембридж).
Разработка вакцины от COVID-19 стала чем-то вроде соревнований сверхдержава в космосе – и эту идею подчеркивает даже название одной из вакцин! Предсказуемо первыми к финишу пришли кандидаты от «имперских» стран: их производители синхронно заявляют о поразительных защитных свойствах своих препаратов – почти каждая вакцина «эффективна более чем на 90%». Но… этого недостаточно. Да и само понятие «эффективная вакцина» не так однозначно: определение эффективности вакцины – это уравнение со множеством переменных, причем многое тут зависит от контекста.
Четыре первые вакцины от COVID-19: кто лучше? (Спойлер: пока неясно)
Производитель |
Тип вакцины |
Дозировка |
Условия хранения |
AstraZeneca |
На аденовирусном векторе |
2 дозы |
Стандартная температура холодильника (от +2 до +8 С) |
Moderna Therapeutics |
Содержащая РНК |
2 дозы |
До 6 месяцев при температуре -20 С; до месяца – в обычном холодильнике |
Pfizer\ BioNTech |
Содержащая РНК |
2 дозы |
- 70 С |
Российский национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи |
На двух аденовирусных векторах |
2 дозы |
Стандартная температура холодильника |
Препараты от Moderna и Pfizer\ BioNTech (об инновации Moderna мы в свое время написали первыми, как только было запущено ее первое КИ) – представители принципиально нового поколения вакцин. В них внедрен РНК-код, который после попадания в организм человека вызывает синтез клетками хозяина копий белка SARS-CoV-2 (сам по себе он безвреден) с последующей стимуляцией иммунного ответа.
Обе вакцины практически одинаково эффективны: 94,5% у Moderna и 95% у Pfizer\ BioNTech. Вот только последняя требует самых строгих требований к хранению среди всех вакцин против Covid-19, что усложняет ее распространение в регионах, где трудно поддерживать температурную цепочку. У прививки Moderna в этом плане есть преимущество – более приемлемые условия хранения. После извлечения из холодильника препарат может храниться при комнатной температуре в течение 12-24 часов.
Вакцина, созданная AstraZeneca, на основе аденовирусного вектора – результат сотрудничества со специалистами из Оксфорда. Выяснилось, что при одном режиме применения препарат эффективен на 62%, при другом – уже на 90%. Комбинированный анализ результатов клинического исследования 3 фазы показал эффективность вакцины в 70%. Правда, возникли вопросы к профилю безопасности препарата, но производитель пообещал собирать эти данные в разных странах.
По всей видимости, более низкая (по сравнению с конкурентами) эффективность вакцины AstraZeneca разочаровала, поэтому ее создатели стали быстро искать преимущества. Им это удалось: обнаружилось, что вакцина стимулирует мощный иммунный ответ у людей пожилого возраста, который не отличается от такового у лиц в возрасте 18-55 лет. Другими преимуществами являются удобное хранение (при обычной температуре холодильника в диапазоне + 2-8 С) и низкая стоимость. Для нас такие моменты важны, особенно если представить реальность обеспечения непрерывной температурной цепочки.
«Спутник V» – тоже векторная вакцина, но уже содержит аж два аденовирусных вектора. Российский производитель даже предложил поделиться одним из двух своих аденовирусных векторов человека с AstraZeneca, мол, чтобы повысить эффективность британской вакцины. В первой половине ноября исследовательский центр заявил, что эффективность «Спутник V» после введения второй дозы составила 92%, а 24 ноября, на основании новых данных, – уже заговорили о 95% эффективности. Правда, единственной страной Европейского Союза, проявившей на сегодняшний день интерес к российской вакцине, стала Венгрия.
Эффективная вакцина от COVID-19: вопрос не только в препарате
На самом деле, это очень и очень предварительные результаты, поскольку критериев, определяющих эффективность вакцин, очень много. Это, прежде всего:
- способность препарата предупреждать заражение;
- способность предупреждать тяжелое течение инфекции \ смерть в результате инфекции;
- способность предупреждать передачу инфекции другим людям.
В исследованиях первых четырех вакцин, которые мы рассмотрели выше, речь идет лишь об уменьшении риска развития симптоматического заболевания, подтвержденного результатами ПЦР-диагностики. (Одна из неприятных особенностей SARS-CoV-2 заключается в том, что он может передаваться, вызывая недостаточно выраженные симптомы или вообще бессимптомно.)
Пока неизвестно, как долго длится защитный эффект, поэтому трудно получить ответ на вопрос, который волнует, наверное, каждого: смогут ли те, кто привился, больше не беспокоиться о заражении COVID-19?
Также, поскольку массовая вакцинация обеспечивает защиту от инфекции двумя путями, то понятие «эффективная вакцина» должно обязательно рассматриваться и в этом аспекте:
- прямая защита, которую получают те, кто вакцинировался;
- косвенная защита, которая достигается для тех, кто не привит, через коллективный иммунитет – через формирование достаточной прослойки вакцинированных людей, которые своей резистентностью к инфекции противодействуют распространению коронавируса.
Можно лишь приблизительно подсчитать, сколько именно людей должно вакцинироваться, чтобы сформировать коллективный иммунитет. С учетом факта, что нам мало известно об устойчивости приобретенного иммунитета к SARS-CoV-2, для достижения коллективного иммунитета доля вакцинировавшихся людей в популяции зависит в основном от двух факторов: базового репродукционного числа SARS-CoV-2 \ индекса репродукции инфекции (то есть, среднего количества людей, которых заражает один инфицированный человек), и эффективности вакцины.
Итак, если один человек инфицирует двух, что примерно соответствует самой оптимистичной модели SARS-CoV-2, а эффективность гипотетической вакцины составит 100%, для формирования коллективного иммунитета будет достаточно 50% вакцинированных в популяции. Вряд ли эти цифры – 100 и 50 – реалистичны. Но вывод все тот же, что и при других инфекциях: защита каждого будет зависеть от возможности или желания вакцинироваться большей части общества. С этим, похоже, проблемы: как реакция на новости об успешных испытаниях препаратов AstraZeneca-Oxford, Pfizer-BioNTech и Moderna в социальных сетях была зарегистрирована волна антипрививочной активности.
Вакцины от COVID-19: что еще предстоит выяснить?
Клинические исследования призваны ответить на множество вопросов, и эффективность – лишь один из них. Вакцины также должны соответствовать планке требований к безопасности, намного более высокой, чем для лекарственных средств. И радуясь объявленным в пресс-релизах результатам, не стоит забывать о нерешенных вопросах, основной из которых – как долго каждая конкретная вакцина защищает от SARS-CoV-2?
Также возможно, что люди, получившие вакцину, могли быть инфицированы коронавирусом, но не имели никаких симптомов, поэтому они могли не попасть в число подтвержденных случаев COVID-19. Известно, что AstraZeneca в рамках своего исследования еженедельно брала тест-мазки у добровольцев, помогавшие выявить легкие случаи инфекции. Но испытания Moderna и Pfizer-BioNTech учитывали только людей, у которых развились симптомы COVID-19, после чего ПЦР-диагностика подтвердила, что они инфицированы именно коронавирусом.
Кроме перечисленного, есть еще один важный момент: пока нет даже приблизительной оценки вероятности того, что SARS-CoV-2 мутирует таким образом, что вакцины, защищающие от этого возбудителя, перестанут работать.
Читайте также: Последние данные о разработке вакцины против коронавируса: что известно?


Вакцины от Covid-19: интерпретируем последние данные о разработке
Антикоагулянти і COVID-19: ефект, ризики і правила безпеки
Конъюгаты – эволюция моноклональных антител: фармгиганты скупают новые препараты от рака
Простуды, COVID-19 и витамин С: научные факты и экстремальные дозы
Интерфероны: как они помогают победить инфекцию?
Цитокиновый шторм: как с ним бороться и главное чем?
Возвращение гидроксихлорохина: ученые снова предлагают лечить коронавирус противомалярийным препаратом
Репутация фармацевтики растет, все благодаря COVID-19. Но что будет дальше?
Моноклональные антитела против COVID-19: сработает ли этот класс препаратов?