В Минздраве сообщили, что Украина будет закупать вакцины от коронавируса через Crown Agents
Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!
Фармальянсы для борьбы с гепатитом B: потенциал новых лекарств

"Лекхим" договорилась о закупке 5 млн доз вакцины у китайской Sinovac и планирует локализовать ее производство
Минздрав заключил договор на поставку китайской вакцины против коронавируса
ТОП-6 мировых трендов фармрынка на 2021 год
Евросоюз одобрил вакцину Pfizer/BioNTech, вакцинация начнется уже к концу недели
Британская фармацевтическая компания, одна из крупнейших в мире. Штаб-квартира — в Брентфорде, пригороде Лондона. Компания образована в 2000 году путём слияния компаний Glaxo Wellcome и SmithKline Beecham.
Основные производственные мощности сконцентрированы в Великобритании, Испании, Ирландии, США и Сингапуре. Основные продажи обеспечивают препараты по терапевтическим направлениям: респираторные заболевания, онкология, ВИЧ/СПИД, диабет, психические расстройства, профилактика инфекционных заболеваний (вакцины для различных возрастных групп).
Компания была основана в 1896 году в Базеле, Швейцария, и на сегодняшний день имеет представительства в 150 странах мира и штат сотрудников более 80 000 человек. Являясь одним из ведущих производителей оригинальных лекарственных препаратов в области онкологии, вирусологии и трансплантологии, компания уделяет особое внимание вопросам сочетания эффективности своих препаратов с удобством и безопасностью их использования.
В группу Рош кроме компании Ф. Хоффманн – Ля Рош входят компании Genentech, США и Chugai, Япония. Деятельность Рош в Украине началась в 1998 году с организацией Представительства. В 2009 году было зарегистрировано ООО “Рош Украина”.
За прошедший год можно было заметить определенную консолидацию усилий по устранению гепатита B. В частности, для разработки препаратов от этой вирусной инфекции следующего поколения заключались сделки между крупными игроками Big Pharma и некоторыми перспективными биотехнологическими стартапами.
Недавно один из крупнейших фармгигантов объединился с биотехнологической компанией из Массачуссетса Dicerna Pharmaceuticals для разработки новейшего подхода к лечению гепатита В.
Новый подход к лечению гепатита В: громкая сделка
Roche больше всего заинтересовала вторая по счету программа в портфеле инноваций Dicerna Pharmaceuticals – экспериментальный препарат DCR-HBVS, который сейчас находится на I стадии клинических исследований. Швейцарская группа приобрела глобальные права на проект за начальные 200 миллионов долларов, что на сегодня является самой большой предоплатой в данной области. Впрочем, сделка также предполагает поиск других молекул – помимо DCR-HBVS фармацевтический гигант покупает также ряд других программ по гепатиту B, созданных на той же платформе Dicerna GalXC.
У Roche уже имеются несколько проектов в сегменте гепатита B, хотя единственный из них, дошедший до той же стадии развития, что и агент DCR-HBVS, – это олигонуклеотид RG6004. Но все же никто точно не знает, что именно вынудило заплатить швейцарцев столь внушительную сумму: промежуточные данные исследований первой фазы пока недоступны полностью. Впрочем, уже обнародованы косвенные данные об эффективности этого кандидата, так что Roche может быть уверена в том, что препарат Dicerna, по крайней мере, смотрится конкурентоспособным. (К тому же у американцев в портфеле инноваций есть похожий кандидат DCR-PHXC, который вошел в фазу регистрационных исследований.) Учитывая значительные суммы, связанные с этой сделкой, Roche должно быть в высшей степени уверена в этом подходе (хотя вполне вероятно, что к повышению стоимости сделки привело присутствие и других сторон за столом переговоров).
Следует отметить, что Dicerna Pharmaceuticals не претендует на изобретение панацеи от опасной инфекции, поражающей огромное количество людей во всем мире. Биология гепатита В сложна, и разработчики американской компании ее не недооценивают. Однако они могут разгадать большую часть головоломки, и все благодаря инновационному подходу, терапии, основанной на РНК-интерференции (RNAi), которая обеспечит функциональное, то есть оптимальное, лечение хронического гепатита В.
Лечение гепатита В: принципиально новый метод
Как и многие другие кандидаты массачусетской компании, DCR-HBVS создается на авторской биотехнологической платформе GalXC. К двухцепочечным GalXC-молекулам, предварительно модифицированным химически с целью стабилизации и сокрытия от иммунной системы, прикрепляется сахар. После поглощения GalXC-комплекса эндосомами гепатоцитов в действие вступает запатентованная рибонуклаза Dicer, разрезающая РНК на короткие фрагменты, малые интерферирующие РНК (siRNA). Они, включаясь в состав индуцируемого РНК комплекса сайленсинга (RISC), соединяются с комплементарной последовательностью мРНК, служащей по факту мишенью. В итоге это ингибирует экспрессию заданных генов (в случае DCR-HBVS это гены возбудителя гепатита В).
Такие лекарства, как правило, доставляются путем подкожной инъекции, причем их формулировка не предусматривает компонентов наподобие липидных наночастиц. По заявлениям производителя, DCR-HBVS отличается от других подходов РНК-интерференции тем, что он нацелен на уникальный участок вирусного генома.
Создание новых препаратов по бизнес-модели гепатита С
Не представляя конкретной информации по клиническим исследованиям, американская компания заявляла, что первая доза препарата, готовая для введения пациенту, ожидается в начале первого квартала 2019 года, но разработка задержалась. Логично ожидать, что новая сделка позволит им снова нарастить темпы.
Производители питают большие надежды на то, что основанные на РНК-интерференции препараты позволят добиться реального прогресса в лечении хронического гепатита В, однако неизрасходованные клинические возможности в этой сфере невелики. (Предположительно, именно поэтому Dicerna удалось заключить столь выгодную сделку с активом, находящимся всего лишь в I фазе развития, после чего акции компании выросли на 6%.)
В случае гепатита С решающую роль в показателях излечения играла полипрагмазия. И многие эксперты уверены, что гепатит В не будет отличаться в этом плане: составьте правильный коктейль, и сможете победить болезнь, заработав на этом миллиарды. Вот почему в течение последнего года или около того наблюдается оживление среди сделок в этой области, где сформировались такие альянсы, как Janssen Pharmaceuticals - Arrowhead Pharmaceuticals; Glaxosmithkline - Ionis; Gilead - Precision Bio, Alnylam – Vir Biotechnology. Параллельно в этом направлении трудится ряд небольших биотехнологических компаний.
Препараты будущего от гепатита В
Проект |
Компания |
Сделка, детали |
Прогресс в разработке |
ALN-HBV02/VIR-2218 |
Alnylam/Vir Biotechnology |
Октябрь 2017: стратегический альянс по совместной разработке |
Результаты испытания фазы I/II будут получены к концу года |
JNJ-3989/ ARO-HBV |
Arrowhead/Janssen |
Октябрь 2018: $175 млн за глобальные права |
Результаты испытания фазы II представят в ноябре |
GSK3228836 |
Glaxosmithkline/Ionis |
Август 2019: опцион на глобальные права за гонорар в $25 млн |
Неизвестно |
GSK3389404 |
Glaxosmithkline/Ionis |
Август 2019: опцион на глобальные права за гонорар в $25 млн |
Данные испытания фазы IIa представят в ноябре |
DCR-HBVS |
Roche/Dicerna |
Октябрь 2019: $200 млн за глобальные права |
Предварительные данные в конце этого года |
AB-729 |
Arbutus Biopharma |
Полный владелец проекта |
Данные испытаний фазы Ia/ Ib ожидают в начале 2020 -го |
RG6004 |
Roche |
Антисмысловой олигонуклеотид, разработанный своими силами |
Продолжается испытание I фазы |


Скрытые сокровища поглощенных компаний: малые затраты – гигантская прибыль
Громкие слияния и поглощения на фармрынке в третьем квартале 2019 года
Коммерческие тайны фармкомпаний: шпионские страсти
Всё будет Китай: чем рынок Поднебесной привлекает мировых фармгигантов
История компании Roche: на пути к персонализированной медицине
Как попасть и удержаться в ТОП-20 самых доходных фармкомпаний: свежий анализ от GlobalData
Скоро с этим столкнутся все: проблемы, которые изменят фармпромышленность
История компании Roche: от первых патентов до первых крупных успехов
Становление фарм-индустрии: с чего всё начиналось