Как попасть и удержаться в ТОП-20 самых доходных фармкомпаний: свежий анализ от GlobalData

Как попасть и удержаться в ТОП-20 самых доходных фармкомпаний: свежий анализ от GlobalData

Доходы фармгигантов будоражат воображение (и волнуют куда больше, чем их расходы). Мировые компании наращивают прибыль и, казалось бы, здесь всё прозрачно… Но по факту – весьма неоднозначно! Доказательство тому – свежий анализ GlobalData.

Реалии мирового фармрынка: видение GlobalData

Более благоприятная налоговая политика США, покупка блокбастеров и серия сделок по слияниям и поглощениям – ключевые факторы, предопределившие в 2018 году успех для многих из 20 ведущих фармацевтических компаний мира. Но не для всех. Британская аналитическая и консалтинговая компания GlobalData собрала и представила цифры в диаграмме, в которой отображены победители и проигравшие в многонациональной игре под названием «фармбизнес».

Темпы роста доходов ТОП-20 фармкомпаний: GlobalData (в млрд. долларов США)

В верхнем сегменте Takeda (18,5%), Celgene (17,5%) и AbbVie (16,1%) продемонстрировали рост доходов по сравнению с прошлым годом выше порога в 15%. В целом, 16 из ТОП-20 оказались в плюсе, а у половины игроков рост чистой прибыли составил 25% плюс.

Фактор налоговой реформы

По словам экспертов, наиболее важную роль в увеличении доходов большинства из представленных в списке «самых богатых и знаменитых» компаний сыграли изменения в налоговой политике Соединенных Штатов, крупнейшего рынка мира. Вообще, налоговая реформа, запущенная Дональдом Трампом в 2018 году с целью повысить конкурентоспособность американских производителей на мировом рынке – первые серьезные изменения налогового законодательства Соединенных Штатов за более чем 30 лет. Одиозный американский президент попытался повторить подвиг своего предшественника: за счет похожих изменений экономической политики, в частности полномасштабного сокращения налогов, Рональд Рейган добился значительного экономического роста.

Впрочем, в этом контексте важны только два-три ключевых момента новой реформы.

  • Снижение налогов для американцев. Во-первых, ставки корпоративного налога на прибыль юридических лиц с 35% до 21% – чтобы США привлекали бизнес из других стран с налогообложением повыше. Также многие предприятия получили возможность избежать двойного налогообложения (например, когда налоги начисляются и прибыль корпорации, и на дивиденды акционерам). Во-вторых, упразднили налог на так называемый инвестиционный доход (и даже снизили ставку для физлиц.)
  • Облегчение налогового бремени при возвращении в страну доходов от деятельности за рубежом (так называемый налог на репатриацию). Поскольку гиганты американского бизнеса, чтобы избежать налогов на родине, держат в офшорах много миллионов долларов, реформа позволила вернуть в страну баснословные капиталы.
  • Введение акциза по ставке 20% на импортируемые товары и услуги, произведенные за рубежом, не подпадающие под налогообложение США.

GlobalData подсчитала, что больше всего от инициативы Трампа выиграли Eli Lilly, J&J, Bristol-Myers Squibb, Amgen, Merck и GlaxoSmithKline – реформа значительно снизила их налоговые ставки. Этот фактор, наряду с более высокими операционными показателями, более низкими затратами на реструктуризацию и более низкими затратами на обесценение активов помог этим компаниям уверенно удерживать лидерство.

Компании с наибольшей прибылью, включая Eli Lilly and Co., GlaxoSmithKline Plc. и Merck & Co. Inc. сообщили о росте операционной прибыли более чем на 25%, и в GlobalData считают, что им удалось достичь этого в результате налоговой реформы, которая была благоприятной для этих компаний.

Увеличение операционной прибыли Novartis AG на 61,5% было обусловлено ростом доходов аффилированных компаний (с 1,1 млрд. долларов США в 2017 году до 6,4 млрд. долларов США), также выигравших от реформы.

Успех, но не для всех

Однако Bayer AG, Sanofi, Pfizer, Takeda Pharmaceutical, AstraZeneca и Allergan продемонстрировали снижение рентабельности. По мнению аналитиков GlobalData, это помогает объяснить многие явления, такие как:

  • заинтересованность Bayer в росте посредством заключения новых сделок;
  • смена руководства Sanofi;
  • реструктуризация Pfizer;
  • сделка Takeda по покупке Shire;
  • обратное переключение AstraZeneca в «режим покупок»;
  • сделка AbbVie по Allergan.

В «бигфарме» спокойную удовлетворенность обеспечивает только успех, падение же заставляет двигаться активнее.

Gilead Sciences Inc., Bayer AG, AbbVie Inc. и Merck KGaA сообщили о снижении операционной прибыли более чем на 25% в 2018 году. Как подытожил генеральный директор GlobalData Питер Шапиро (Peter Shapiro), операционная прибыль Gilead Sciences Inc. снизилась из-за:

  • высокой себестоимости проданных товаров;
  • трат на научно-исследовательские разработки (включая возобновленные инвестиции в онкологию);
  • коммерческих и административно-хозяйственных расходов.

По мнению Шапиро, снижению операционной прибыли Bayer AG способствовали высокие убытки от обесценения продолжающейся деятельности, а более высокие эксплуатационные расходы и издержки предопределили потери AbbVie, страдающей от медленного снижения продаж препарата Humira, который долгое время был самой «дойной коровой» компании.

Похожие материалы