Эволюция телефармации: как купить лекарства в удаленной аптеке и не только

Эволюция телефармации: как купить лекарства в удаленной аптеке и не только

Всё течет, всё меняется... И даже такой консервативный сегмент, как аптечный бизнес, не в силах устоять перед перспективами, которые предлагают новые технологии. А если уж говорить о трендах, в их рядах точно окажется телефармация.

Термин телефармации еще не стал привычным даже на Западе, что уж говорить об Украине. Но познакомиться с ним точно стоит, ведь купить лекарства в аптеке, зарезервировать препарат удаленно или получить консультацию фармацевта по телефону – удобно.

Телефармация – громкое понятие или реальная польза?

Телефармацию, наряду с телемедициной, как «использование электронных информационных и коммуникационных технологий для обеспечения и поддержки медико-санитарной помощи на расстоянии» всерьез стали обсуждать еще в 1999 году. Для реализации идеи задействовали все доступные на тот момент средства: телефоны, компьютеры, интернет, факс, радио и телевидение. Но выстраивать общение с потребителем в формате динамичной видеоконференцсвязи стало возможным только в последнюю десятилетку, с достаточным развитием технологий и Сети.


Сегодня под термином «телефармация» чаще всего понимают удаленные консультации по вопросам, связанным с приемом препаратов или использованием медицинских изделий. А еще – возможность заказать или зарезервировать лекарство, не покидая дом или рабочее место.


В развитых странах телефармацию используют преимущественно для оказания медицинской и фармацевтической помощи жителям сельской местности, которым, чтобы купить лекарства, до ближайшей аптеки нужно добираться буквально на собачьих упряжках.

Развитие и особенности телефармации в разных странах

В этом направлении выделяют несколько форматов предоставления услуги. В частности, по классификации Объединенной комиссии по аккредитации учреждений здравоохранения (Joint Commission on Accreditation of Healthcare Organizations, JCAHO) на территории Соединенных Штатов аптеки могут работать в таких режимах:

  • Стационарно: фармацевт обрабатывает удаленные заказы – принимает, проверяет, регистрирует и т.д. Обычно этот тип телефармации используется во взаимодействиях между аптекой и клиникой.
  • Дистанционное распределение (розница/амбулатория): услугу может предоставлять лицензированная офлайн-аптека, трудоустроившая как минимум одного сертифицированного фармацевта. Такой сотрудник может работать удаленно и иметь доступ к информации о пациентах, отпускать рецептурные лекарства независимо от местоположения. Этот подход помогает улучшить финансовые показатели, так как расширяет географический охват розничной точки и снижает частоту повторных госпитализаций (за счет повышения комплаенса).
  • Удаленный контроль приготовления растворов в условиях стационара, осуществляемый фармацевтом. Это самый интересный и ответственный вид телефармации, за счет которого больничные аптеки могут экономить время и деньги. Риск ошибки, при условии видеофиксации и документации каждого шага процесса, – минимальный.
  • Дистанционное консультирование: собственно, этого и ожидали от направления изначально – фармацевт общается с клиентом удаленно, что позволяет аптеке предоставлять широкий спектр услуг.

В Европе телефармация, как правило, реализуется в виде дистанционного контроля отпуска рецептурных препаратов. Например, в Дании ее внедрение началось в 1990-е. К настоящему моменту удаленно обрабатываются свыше 70% рецептов. В Великобритании тема усиленно муссируется еще с 2010 года. К сожалению, не все европейские государства столь прогрессивны — многие только запускают пилотные проекты в данном направлении.

Телефармация: дистанционный контроль отпуска рецептурных препаратов

Естественно, телефармация реализуется по-разному в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой страны. Например, удивительное решение внедрили в Австралии еще в 1942 году. В стране был огромный дефицит фармацевтов, поэтому служба Royal Flying Doctor Service разместила в отдаленных населенных пунктах сундуки с лекарствами и медицинским оборудованием. Консультации по их применению специалисты проводили в телефонном режиме.

Телефармация в Украине: можно ли купить лекарства и получить помощь в удаленном режиме

В Украине удаленные консультации по поводу лекарственных средств могут предоставлять справочные аптечные службы. Последние работают по телефонной связи (проводной или мобильной), а также в режиме реального времени – посредством чатов или мессенджеров. Но, как показывает опыт, наибольшей популярностью пользуются консультации по телефону, которые обеспечивают специальные службы. Причина банальна – сотрудникам аптек из-за высокой загрузки обычно не до звонков.

Бесплатные фармацевтические сервисы работают круглосуточно и готовы озвучить актуальную информацию практически по всем вопросам, имеющим отношение к лекарственным средствам. В справочной службе можно уточнить наличие и за какую цену можно купить лекарства либо другие товары медицинского назначения в конкретной аптеке или сети. Оператор даже может сообщить телефон и адрес фармучреждения, а также время его работы. Кроме того в справочной службе аптечной сети можно уточнить правила приема препарата, его состав, формы выпуска, возможные противопоказания и побочные действия. А еще – узнать о лекарствах-аналогах, включая генерики.

Телефармация: консультация по телефону

Некоторым потребителям могут понадобиться сведения о работе специализированных аптек. Например, гормональных препаратов или лекарственных средств гомеопатического, эндокринологического или другого узкого профиля. И они получат такую информацию в полном объеме. При обращении в справочную службу также можно заказать и зарезервировать необходимые лекарства. В данном случае телефармация хороша тем, что аптека повышает лояльность посетителей и вместе с продажами наращивает базу новых клиентов.

Похожие материалы