Требования к рекламе лекарств. Нормы закона

Требования к рекламе лекарств. Нормы закона

Три основных правила промоции медицинских изделий и лекарственных средств. Список запрещенных для рекламирования препаратов. Ответственность за нарушение норм закона "О рекламе" при продвижении лекарств.

Ни для кого не секрет, что реклама лекарственных средств занимает лидирующие позиции в рекламном рынке Украины. Но это не означает, что ей все дозволено. И чтобы рекламные месседжи не манипулировали сознанием и ожиданиями потребителей, закон ужесточает требования в этой сфере.

Наш консультант

Галина Миронова, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института частного права и предпринимательства имени академика Ф. Бурчака Национальной академии правовых наук Украины

Реклама в классическом ее понимании — это информация о товаре, выраженная в любой форме и предназначенная для поддержания осведомленности и интереса потребителя. Но к продвижению лекарственных средств и медицинских изделий предъявляются особые требования и вводятся дополнительные ограничения.

Как правильно проинформировать посетителя аптеки? Мы сформулировали три основных правила, которых обязательно должны придерживаться фармацевты и провизоры при реализации аптечных товаров.

Правило №1

Подогревать клиента неуместно

Законами Украины «О лекарственных средс­твах» (ст. 26) и «О рекламе» (ст. 21) разрешается промоция только тех лекарств, которые:

  • зарегистрированы в Украине;
  • отпускаются без рецепта врача;
  • не внесены в специальный список запрещенных для рекламирования.

Последний составлен на основании кри­териев, перечисленных в приказе Минздрава от 6.06.2012 года №422:

  • принадлежность препарата к рецептурным средствам;
  • содержание в нем наркотических и психотропных веществ, прекурсоров;
  • возможность развития синдрома привыкания вследствие применения препарата, о чем указано в инструкции;
  • предназначение лекарственного средс­тва исключительно для лечения пациентов с туберкулезом, венерическими заболеваниями, особо опасными инфекциями, ВИЧ/СПИДом, раком и опухолевыми заболеваниями, хронической бессонницей, диабетом, ожирением, импотенцией, а также для женщин в период беремен­ности, кормления грудью и детей до 12 лет.

Список запрещенных для рекламирования безрецептурных препаратов утвержден приказом Минздрава от 6.11.2012 года №876 с последними изменениями от 14.11.2017 года и содержит около 300 наименований (примерно 10% общего числа зарегистрированных в Украине лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта).

Правило №2

Что такое хорошо…

В Законе Украины «О рекламе» прописаны специальные требования, которым должна отвечать законная реклама лекарственных средств и медицинских изделий на территории Украины. Итак, в ней обязательно должны присутствовать:

  • объективная информация о товаре;
  • указание, что данное сообщение является рекламным;
  • требование о необходимости проконсультироваться с врачом перед использованием лекарственного средства;
  • рекомендация о предварительном ознакомлении с инструкцией.

Фармучреждения, которые спонсируют рекламу лекарственных средств на телевидении и радио, могут предоставлять рекламную информацию о наименовании, знаке для товаров и услуг, но только за исключением рецептурных позиций и тех, использование которых требует специальных знаний и подготовки. Те же правила касаются и рекламы лекарственных средства в интернете.

Также существует важное требование закона для рекламных буклетов: в них обязательно должно быть предупреждение «Самолечение может быть опасным для вашего здоровья», занимающее не менее 15% площади печатного текста.

Правило №3

…И что такое плохо

Чего в рекламе точно быть не должно? Рекомендуем даже сделать для себя отдельную памятку, поскольку список солидный:

  • сравнения с другими лекарственными средствами или изделиями медицинского назначения;
  • обещания гарантированного лечебного эффекта;
  • ссылки на конкретные случаи «удачного лечения» с помощью конкретного препарата;
  • рекомендации отдельных медицинских или научных работников либо организаций по поводу рекламируемого товара;
  • утверждения о том, что здоровье может ухудшиться, если не использовать данный препарат;
  • представления лекарственного средства как наиболее эффективного, безопасного, исключительного, не имеющего побочных реакций;
  • изображения человеческого тела либо его частей, демонстрирующих последствия болезни или поражения;
  • специальных выражений благодарнос­ти, писем с рассказами о результатах действия препарата;
  • упоминания и изображения популярных личностей, героев фильмов, авторитетных организаций, а также лиц, которые являются медицинскими работниками или напоминают их по внешнему виду;
  • информации, которая может ввести потребителя в заблуждение по поводу состава, происхождения, эффективнос­ти, патентной защищенности рекламируемого товара или позволяет допустить, что препарат является косметическим продуктом, действенность которого ­обусловлена натуральным происхождением.

Кроме того, запрещено ссылаться на лечебные свойства товаров, не являющихся лекарс­твенными средствами и медицинскими изделиями (например, продуктов специального диетического употребления или функциональных диетических и пищевых добавок), а также рекламировать средства и изделия, которые еще не допущены к применению.

Похожие материалы