В Минздраве сообщили, что Украина будет закупать вакцины от коронавируса через Crown Agents
Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!
Требования к рекламе лекарств. Нормы закона

"Лекхим" договорилась о закупке 5 млн доз вакцины у китайской Sinovac и планирует локализовать ее производство
Минздрав заключил договор на поставку китайской вакцины против коронавируса
ТОП-6 мировых трендов фармрынка на 2021 год
Евросоюз одобрил вакцину Pfizer/BioNTech, вакцинация начнется уже к концу недели
Pharma Magazine – специализированный журнал для провизоров и фармацевтов.
Ни для кого не секрет, что реклама лекарственных средств занимает лидирующие позиции в рекламном рынке Украины. Но это не означает, что ей все дозволено. И чтобы рекламные месседжи не манипулировали сознанием и ожиданиями потребителей, закон ужесточает требования в этой сфере.
Наш консультант
Галина Миронова, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института частного права и предпринимательства имени академика Ф. Бурчака Национальной академии правовых наук Украины
Реклама в классическом ее понимании — это информация о товаре, выраженная в любой форме и предназначенная для поддержания осведомленности и интереса потребителя. Но к продвижению лекарственных средств и медицинских изделий предъявляются особые требования и вводятся дополнительные ограничения.
Как правильно проинформировать посетителя аптеки? Мы сформулировали три основных правила, которых обязательно должны придерживаться фармацевты и провизоры при реализации аптечных товаров.
Правило №1
Подогревать клиента неуместно
Законами Украины «О лекарственных средствах» (ст. 26) и «О рекламе» (ст. 21) разрешается промоция только тех лекарств, которые:
- зарегистрированы в Украине;
- отпускаются без рецепта врача;
- не внесены в специальный список запрещенных для рекламирования.
Последний составлен на основании критериев, перечисленных в приказе Минздрава от 6.06.2012 года №422:
- принадлежность препарата к рецептурным средствам;
- содержание в нем наркотических и психотропных веществ, прекурсоров;
- возможность развития синдрома привыкания вследствие применения препарата, о чем указано в инструкции;
- предназначение лекарственного средства исключительно для лечения пациентов с туберкулезом, венерическими заболеваниями, особо опасными инфекциями, ВИЧ/СПИДом, раком и опухолевыми заболеваниями, хронической бессонницей, диабетом, ожирением, импотенцией, а также для женщин в период беременности, кормления грудью и детей до 12 лет.
Список запрещенных для рекламирования безрецептурных препаратов утвержден приказом Минздрава от 6.11.2012 года №876 с последними изменениями от 14.11.2017 года и содержит около 300 наименований (примерно 10% общего числа зарегистрированных в Украине лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта).
Правило №2
Что такое хорошо…
В Законе Украины «О рекламе» прописаны специальные требования, которым должна отвечать законная реклама лекарственных средств и медицинских изделий на территории Украины. Итак, в ней обязательно должны присутствовать:
- объективная информация о товаре;
- указание, что данное сообщение является рекламным;
- требование о необходимости проконсультироваться с врачом перед использованием лекарственного средства;
- рекомендация о предварительном ознакомлении с инструкцией.
Фармучреждения, которые спонсируют рекламу лекарственных средств на телевидении и радио, могут предоставлять рекламную информацию о наименовании, знаке для товаров и услуг, но только за исключением рецептурных позиций и тех, использование которых требует специальных знаний и подготовки. Те же правила касаются и рекламы лекарственных средства в интернете.
Также существует важное требование закона для рекламных буклетов: в них обязательно должно быть предупреждение «Самолечение может быть опасным для вашего здоровья», занимающее не менее 15% площади печатного текста.
Правило №3
…И что такое плохо
Чего в рекламе точно быть не должно? Рекомендуем даже сделать для себя отдельную памятку, поскольку список солидный:
- сравнения с другими лекарственными средствами или изделиями медицинского назначения;
- обещания гарантированного лечебного эффекта;
- ссылки на конкретные случаи «удачного лечения» с помощью конкретного препарата;
- рекомендации отдельных медицинских или научных работников либо организаций по поводу рекламируемого товара;
- утверждения о том, что здоровье может ухудшиться, если не использовать данный препарат;
- представления лекарственного средства как наиболее эффективного, безопасного, исключительного, не имеющего побочных реакций;
- изображения человеческого тела либо его частей, демонстрирующих последствия болезни или поражения;
- специальных выражений благодарности, писем с рассказами о результатах действия препарата;
- упоминания и изображения популярных личностей, героев фильмов, авторитетных организаций, а также лиц, которые являются медицинскими работниками или напоминают их по внешнему виду;
- информации, которая может ввести потребителя в заблуждение по поводу состава, происхождения, эффективности, патентной защищенности рекламируемого товара или позволяет допустить, что препарат является косметическим продуктом, действенность которого обусловлена натуральным происхождением.
Кроме того, запрещено ссылаться на лечебные свойства товаров, не являющихся лекарственными средствами и медицинскими изделиями (например, продуктов специального диетического употребления или функциональных диетических и пищевых добавок), а также рекламировать средства и изделия, которые еще не допущены к применению.


Аптека-музей на Подоле: история, старинные рецепты и немного мистики
Эффективные модели организации процесса ценообразования в аптеках
Ведение книги учета расчетных операций в аптеке: новинки и риски
Действительно ли местные власти больше любят коммунальные аптеки?
Как увеличить прибыль от продажи лекарств с помощью big data
«КОСМО» ЛЕТ: Как чуткие фармацевты и отказ от жестких планов помогли «Космо» нарастить продажи
«Мы меняем фармрынок». История основателей прайс-агрегатора Tabletki.ua
Адаптация ради эволюции
Третий после бога: что значит быть фармацевтом в Италии