Программа «Доступні ліки»: новые правила игры

Программа «Доступні ліки»: новые правила игры

С 1 апреля 2019 программа «Доступні ліки» переходит под управление Национальной службы здоровья Украины.

Программа, которая работает в Украине с 1 апреля 2017 года, имеет уже и сторонников, и критиков. С одной стороны, украинцы были приятно удивлены тем, что государство решило ежегодно выделять 1 млрд грн на приобретение лекарств. С другой — реализация программы сопровождалась рядом проблем: сначала недоразумениями с процедурой выписывания рецептов и доступностью аптек-участниц, затем — с распределением и реализацией средств на местах. А иногда она вообще на время притормозила. Как выход из ситуации предлагали задействовать ФАПы, сельские советы и даже сеть «Укрпочты», чтобы население не оставалось без доступных лекарств. Однако Правительство не отказалося от намеченного, считая, что игра стоит свеч. В качестве аргументов «за» были приведены такие цифры: программой «Доступні ліки» охвачено примерно 8 тыс. аптек, более 6 млн пациентов, возмещена стоимость более 30 млн рецептов. Поэтому на самом высоком уровне прозвучало заявление о намерении расширить и углубить масштабы реимбурсации, в частности это касалось номенклатуры лекарств и нозологий, а также географии аптек.

2019 принес новость — с 1 апреля программу будет администрировать Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ), которая будет возмещать стоимость лекарственных средств непосредственно аптечным заведениям на основании договоров с ними. Визитной карточкой обновленной программы станет электронный рецепт, который будет ходить между врачом и аптечным учреждением через систему eHealth и «водить» »средства на реимбурсацию за пациентами. Станут ли для них лекарства более доступными и уменшится ли хлопот у врачей?

Александр Жигинас, советник в. о. Министра здравоохранения Украины, исполнительный консультант НСЗУ

— Почему все-таки возникла необходимость передать программу в управление НСЗУ?

— Прежде всего стоит напомнить, что НСЗУ является центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения. Поэтому это абсолютно логичный шаг, ведь с 2020 года программа реимбурсации станет частью гарантированного государством пакета медицинских услуг и лекарственных средств.

К тому же, передав программу в управление единого плательщика, можно решить многие проблемы, возникающие на сегодняшнем этапе. Ведь сейчас реимбурсация осуществляется через механизм субвенции, предоставляемой государством местным бюджетам, и распределяется между распорядителями средств, которые заключают договора с аптечными учреждениями. Таким образом происходит фрагментация бюджета, что порождает пеструю ситуацию. Например, в одном городе на реализацию программы истратили все выделенные им средства и в дальнейшем не могут обеспечить потребности пациентов в доступных лекарствах, а в соседнем — такие средства «зависают», потому что там на программу истратили только 40% полученного по субвенции. То есть можно говорить о нарушении доступности данной программы для пациентов.

Возникают лишние проблемы и у аптек, особенно у крупных аптечных сетей, работающих в ряде областей и потому, чтобы принять участие в программе, вынуждены заключать десятки (иногда более ста!) договоров с распорядителями бюджетов разных уровней. И все эти договора нужно обслуживать, контролировать, отчитываться по ним и тому подобное.

По новым условиям аптечной сети (как и отдельным аптекам) достаточно будет заключить единый договор с НСЗУ в электронном виде, а отчеты будут формироваться автоматически. Хотя для заключения договора с НСЗУ аптечные учреждения должны обязательно зарегистрироваться в центральной базе данных системы eHealth. При этом периодичность оплаты по рецептам на доступные лекарства не меняется, средства будут поступать в течение 10 дней, отчетный период, как и ранее, буде составлять 2 недели. Действующими остаются и правила ценообразования, перечень международных непатентованных названий, которые входят в программу, а также ведения реестра лекарственных средств.

— Упрощается ли жизнь семейных врачей, которые будут выписывать такие рецепты? Они единственные, на кого возлагается эта миссия.

— Да, с 1 апреля рецепты на лекарственные средства, подлежащие реимбурсации, будут выписывать только врачи первичного звена.

Врачам и учреждениям первички не нужно повторно регистрироваться в системе или заключать какие-то дополнительные договора с НСЗУ на участие в программе. Они просто будут предоставлять объем услуг, предусмотренный порядком оказания ПМП, в том числе и выписывать рецепты. Единственное, что рецепт на доступные лекарства станет электронным, то есть врачи должны овладеть соответствующими навыками работы на компьютере, а их руководители позаботиться об обеспечении заведений необходимой техникой и МИС. То есть все должны быть готовы начать работу уже с 1 апреля — пациенты ждать не будут.

В то же время это хороший стимул для того, чтобы управленцы не медлили с компьютеризацией заведений, а врачи наконец вернулись к традиции выписывания рецептов. Поскольку, как показал опыт внедрения программы реимбурсации, многие уже забыли, как это правильно делать, поэтому и возникали ошибки, которые вызвали непредсказуемые и довольно неприятные для пациента ситуации в аптеке, когда такой «документ» возвращали.

Электронный формат выписывания рецептов позволит избежать подобных ошибок. Поскольку, во-первых, все названия лекарств содержатся в электронном реестре, их не нужно прописывать, достаточно только выбрать, во-вторых, стандартизирована форма рецепта. Вообще хотелось бы, чтобы врачи как можно скорее «вошли в колею» рецептурного отпуска всех лекарственных средств. Так работает весь цивилизованный мир.

Овладение дополнительными навыками работы на компьютере также пойдет на пользу врачам. Ведь скоро им придется вести электронные карточки пациентов, а с 1 июля выписывать электронные направления. Альтернативы этим нововведением не существует. В конце концов, подписание деклараций многому научило наших врачей, и работать с компьютером им уже гораздо легче.

Еще один плюс — невозможность установления ограничений на выписывание рецептов, как это было раньше, когда главному врачу учреждения могли позвонить из местной администрации и сказать, что средства на реализацию программы закончились. Но с пациентом-то общается именно врач, ему и приходилось объяснять подобные неприятные ситуации.

С 1 апреля такое ограничение может возникать только в том случае, когда вдруг в пределах всего государства будет выписано столько рецептов, что на возмещение не хватит выделенного на месяц бюджета. В таком случае выписать рецепт, не подтвержденный финансово, буде просто невозможно.

— То есть, такой риск все-таки существует?

— Полностью исключить его нельзя хотя бы потому, что финансирование программы имеет четкие границы, а вот реальный спрос на доступные лекарства спрогнозировать сложно. Нынешняя «бумажная» статистика может быть недостоверной, поэтому еще одним ожидаемым преимуществом нововведения будет то, что электронные рецепты и подчинение программы едином плательщику обеспечат получение реальных данных в этой сфере. Поэтому надеюсь, что в дальнейшем дефицита средств не возникнет. По крайней мере, все предохранители включены. И уже за три первых месяца реализации программы по новым правилам мы получим объективную картину спроса на доступные лекарства, их потребления, структуру. Это позволит прогнозировать финансирования программы реимбурсации на последующие годы, сформировать модель, которая обезопасит от подобных рисков. НСЗУ планирует сделать статистику выплат по программе «Доступні ліки» публичной.

— Готовы ли в глубинке к такому современному формату работы?

— Относительно технического обеспечения реализации обновленной программы, то некоторые области отчитываются о 94-96-процентной готовности, другие, к сожалению, только о 60-процентной. Поэтому не исключаю определенный риск для пациентов в регионах-аутсайдерах. Чтобы этого не произошло, и врачи, и руководители учреждений, и местные власти должны осознать, что от их усилий зависит успех реализации программы в полном объеме. НСЗУ также ставит перед собой задачу сделать все возможное, чтобы пациенты не ощутили никаких негативных последствий «раскачки» отдельных руководителей — то ли медицинских учреждений, то ли аптек.

Кстати, договора с субъектами хозяйствования, которые имеют лицензию на розничную торговлю лекарственными средствами, будут заключаться в системе eHealth подобно тому, как это было с учреждениями ПМП: объявление на сайте НСЗУ, прием заявлений и их обработка (постоянно в течение года), подписания договоров. Также разработаны требования к аптечным учреждениям, согласно которым НСЗУ будет осуществлять их проверки.

Однако не стоит рассчитывать на «волны» подписания договоров, переходные или льготные периоды, как это было с первичкой. Программа «Доступні ліки» уже работает и должна работать в дальнейшем как часы, нововведения этому не должны помешать. Более того, должны исчезнуть все недочеты или несогласованности, которые возникали ранее. Например, когда врачи-ФЛП не могли присоединиться к реализации программы и выписывать рецепты на доступные лекарства. С 1 апреля все изменится — такую возможность получат все, кто зарегистрирован в программе, имеет задекларированных пациентов и заключил соглашение с НСЗУ.

Или же рассмотрим другой пример. Отдельные учреждения имеют лицензии и на врачебную медицинскую практику, и на розничный отпуск лекарственных средств. Поэтому их врачи выписывают рецепты на доступные лекарства, которые пациенты могут получить в «своей» аптеке. Чтобы ни у кого не возникало соблазна заработать на этом, электронная система будет отслеживать, не вырос ли вдруг «спрос» на дорогостоящие препараты в аптеке при лечебном учреждении, врачи которого массово выписывают их своим пациентам. Если это действительно станет заметным, проверка не замедлит, а в случае подтверждения злоупотреблений медучреждению будет угрожать расторжение контракта с НСЗУ. Это логический этап работы системы — управлять поведением провайдеров, чтобы они придерживались цивилизованных правил игры.

Мы должны взять на вооружение лучший мировой опыт, адаптировать его к отечественным реалиям, работать над ошибками и делать все, чтобы общество поддерживало новые шаги по реформированию и совершенствованию работы отрасли.

Светлана ТЕРНОВАЯ, «ВЗ»

Похожие материалы