Глобальный рынок: ТОП-5 компаний, чья выручка выросла вопреки пандемии 2020 года
Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!
В Украине стали больше болеть или лучше жить?

В Китае признали низкую эффективность своих вакцин от коронавируса
МОЗ закликає приватні компанії та клініки приєднатись до імпорту вакцин від коронавірусу
Україна домовилась про прямі поставки 10 млн доз вакцини від коронавірусу з Pfizer
В ЕМА заявили про наличие связи вакцины AstraZeneca с образованием тромбов
Не все так просто
Сергей Еременко, генеральный директор компании «Бизнес-Кредит»
Сразу внесем ясность: фактор валюты на динамику не оказывает существенного влияния, меняется лишь размерность. Может быть инфляция? Но мы знаем из недавних отчетов Госкомстата Украины, что в 2018 году индекс инфляции (он же индекс потребительских цен) составил 9,8%. А средняя взвешенная цена корзины аптечных продаж увеличилась на 24,45%. В 2017 году она исчислялась суммой 44,71 грн, тогда как в 2018 году - 55,64 грн. Казалось бы, вот и причина - рост цен! При том что продажи в натуральном выражении (упаковки) в рассматриваемом периоде практически не изменились. Темп прироста продаж в натуральном выражении составил 0.84%. Но не все так просто. На самом деле, мы стали свидетелями интересных и более глубоких процессов, чем кажется на первый взгляд. Так что же произошло? Неужели и правда «...аптечная мафия забирает у народа последнюю копейку»? Нет! Аптечный бизнес с точки зрения ценовой политики в Украине – пример дисциплинированности и корректности. На основании чего мы это утверждаем? Прежде всего, на основании качественного и правильного анализа таких факторов, как цена и спрос.
Парадоксов друг
Посмотрим, в чем же причина сложившегося парадокса на фоне неизменного спроса и выросшей средней взвешенной цены.
- Во-первых, цена. Мы говорим о средневзвешенной цене. И да, она выросла. Но за счет изменения структуры потребления! В статистике это называют структурным сдвигом. Величина влияния этого фактора в структуре роста средних взвешенных цен составила 54%! Это означает, что покупатели аптечной продукции изменили свои предпочтения и стали покупать более дорогие товары, хотя у них была возможность выбора более дешевой продукции. Но у людей давно сформировалась стойкая ассоциация – «чем мех дороже, тем он лучше». Что же тогда произошло с потребительскими ценами? А они в аптечных продажах изменялись так же, как и во всей рознице. Индекс потребительских цен на аптечную корзину составил 9,4%, в то время, как вся товарная корзина, по данным Госкомстата, выросла в цене на 9,8%. Ну и, конечно же, следует упомянуть о влиянии на рост средневзвешенной цены такого фактора, как появление на рынке новых товаров. Его влияние на цену составило около 1%.
- Во-вторых, спрос. С одной стороны, мы видели, что внутри цены его влияние было существенным с точки зрения сдвигов в структуре потребления. С другой, если рассматривать влияние спроса на товарооборот, то в пределах аптечной потребительской корзины сила влияния составила 49%! Т.е. спрос в абсолютном выражении вроде бы как не поменялся (-0,84%), но изменение его структуры привело к росту товарооборота. Иначе говоря, купили немного меньше, но более дорогих товаров.
Таким образом, можем смело утверждать: в 2018 году больше болеть не стали, просто повысился уровень благосостояния покупателей, что сказалось на изменении их потребительских предпочтений, выразившихся в покупке более дорогих товаров.Впрочем, сама структура спроса внутри аптечной корзины тоже поменялась с точки зрения категорий и товарных групп. Но это уже другая, не менее захватывающая история!

