Мы их (не) теряем!

Мы их (не) теряем!

Лучший отдых — это смена деятельности. И чем напряженнее работа, тем увлекательнее должно быть занятие, которое ее заменяет. Но даже поменяв местами работу и хобби, «обвенчанные» с фармацевтикой остаются ей верными (хотя бы в душе) навсегда!

Елена Жога, Любомира Протасюк, Pharma Magazine

Искусству прокладывать путь к сердцам избирателей 38-й вице-президент США во времена правления Линдона Джонсона, член Демократической партии, дважды сенатор Миннесоты, глава администрации города Миннеаполиса, выдающийся политик-реформатор Хьюберт Хорейшо Хамфри, скорее всего, учился… за первым столом. Там, в семейной аптеке Южной Дакоты, он проработал правой рукой папеньки-фармацевта Хьюберта Хамфри-старшего трудные и счастливые четыре года. Что ни посетитель, то своя маленькая история, что ни запрос, то мольба о срочной помощи. Но просто жалеть страждущих первостольник не мог себе позволить даже тогда, ведь конкуренция на этом рынке всегда была нешуточная. И он стал действовать! Так закалялась сталь в характере будущего харизматичного политика.

Учиться и учить

Изучив на практике аптечное дело, Хамфри перебрался в Миннеаполис и поступил в Университет Миннесоты, где в 1939 году получил степень бакалавра. Затем он окончил Университет штата Луизиана и вернулся в Миннесоту, чтобы преподавать в колледже. Но «королевство» оказалось маловато: страсть к публичности и желание быть услышанным массами были сильнее, и Хьюберт Хамфри начал работать… комментатором на радио. В 1944 году он стал менеджером предвыборной кампании президента США Франклина Рузвельта в Миннесоте. В этот момент аптека потеряла его навсегда, но не фармацевтика…

Без рецепта не отпускать

Прославившись пламенной речью перед конвенцией Демократической партии о правах человека в 1984 году, но продолжал заниматься любимым делом: его вклад в регули­рование оборачиваемости лекарственных средств в США неоценим. В этом смысле стоит вспомнить поправку Дарема — Хамфри (Durham-Humphrey Amendment, 1951), в спонсировании которой он участвовал. Сначала, правда, был закон Харрисона о наркотических средствах (Harrison Narcotics Act), определявший признаки ЛС только рецептурного от­пуска. В 1938 году в США появился федеральный закон о контроле пищевых продуктов, лекарственных и косметических средств (Federal Food, Drug and Cosmetic Act), в котором впервые было заявлено о критериях, разграничивающих рецептурные и безрецептурные ЛС, например, рецептурные должны были отпускаться на основании письменного предписания, а на их упаковке следовало указывать показания к применению и меры предосторожности. Поправка была принята именно к этому закону. По сути, документ стал первым федеральным законом, который разделил ЛС на рецептурные, назначаемые врачом, и безрецептурные, так называемые ОТС (over-the-counter). Закон содержал требование о том, чтобы лекарства, имеющие в составе вещества, вызывающие пристрастие (habit-forming drug), или потенциально вредные агенты (potentially harmful), назначались практикующими медицинскими специалистами и выписывались на рецептах, а на их упаковках обязательно была надпись: «Отпускается по рецепту врача!». Кроме того, закон обязал, чтобы ко всем лекарствам прилагались адекватные инструкции по применению. Поправка определяла также, что рецептурные ЛС опасны для самолечения и должны приниматься лишь под наблюдением врача. Согласитесь, это актуально и сегодня!

Рядовой фармацевт Икбал Мохаммед (Iqbal Mohammed) написал свой первый сценарий фильма за неделю. А последняя его картина демонстрировалась на международных кинофестивалях. Сегодня он пишет, продюсирует, снимает и редактирует свои многочисленные проекты… И все еще работает за первым столом!

Фармацевтический бэкграунд

Британец Икбал Мохаммед получил диплом в 2008 году, когда ему было 23, и сразу же встал за прилавок местной аптеки в том же городе, где и учился в университете. В настоящее время он все еще в профессии — трудится в независимой аптеке в Хаддерсфилде, принадлежащей компании SK Lo’s.

По словам уже опытного сценариста и провизора, вначале он испытывал огромный интерес к работе в сфере здравоохранения — ему нравилось заботиться о людях. Спустя год, когда у него уже была ученая степень, стабильная работа, комфортное жилье и безоблачное будущее, он почувствовал, что чего-то все-таки не хватает: молодому темпераментному мужчине был необходим новый вызов.

Фармацевт направил энергию в творческое русло. Случайно! Однажды прочитав сценарий известного фильма «Назад в будущее» 1985 года, он нашел источник вдохновения. И в тот же день начал писать свой первый рассказ — всего 120 страниц, закончив его в течение недели. Пробу пера он отправил на конкурс сценариев в Голливуд и преуспел — оказался в финальной десятке начинающих дарований.

Аптечный сценарий

Таким образом Икбал Мохаммед попал в кинематографический круг, где и познакомился с продюсером, который помог ему снять фильм «Провизор» (The Pharmacist), короткометражку, описывающую приключения фармацевта с синдромом выгорания.

Потом он решил попробовать себя в режиссуре. Как признался Икбал, его первый опыт на съемочной площадке был «нервным», ведь на него постоянно смотрели 15 человек, ждавших его указаний: «Я помню, как захотел вернуться в аптеку, в зону комфорта и снова консультировать своих пациентов. Но моя команда была терпелива и поддерживала меня. Так что свой режиссерский дебют я считаю удачным. Теперь я нахожу эту работу не слишком сложной, особенно потому, что одна из моих сильных сторон — коммуникабельность. Общительность помогает донести до людей свои мысли и в аптеке, и в университете, и на съемочной площадке».

По словам восходящей звезды, очень много времени уходит на монтаж и редактирование, однако ему безумно нравится этим заниматься — доводить свою работу до совершенства, чтобы увидеть, как фильм собирается в единое целое. Что ж, в этом фармацевт преуспел: его последняя картина «Трехминутное предупреждение» (Three Minute Warning) получила всемирное признание — она была показана на ­престижных кинофестивалях по всему миру. Этот фильм снимался 18 месяцев и рассказывает совершенно другую, трагическую историю о жизни двух палестинок, матери и дочери, в секторе Газа, дом которых разрушила израильская бомба.

Уже в ближайшее время Икбал Мохаммед планирует выпустить свой первый полно­метражный фильм.

Навеки вместе?

Несмотря на активное участие в создании фильмов, работу фармацевта Икбал Мохаммед не бросает, хотя соглашается, что совмещать две профессии нелегко. Впрочем, такая двойственность научила его эффективно распределять 24 часа в сутки: пять-шесть часов — на сон, два — на спортзал, четыре-пять — на написание сценариев, монтаж и редактирование картин. Несколько дней в неделю он работает в аптеке, а также преподает в университете. Такой график оставляет мало времени для общения, но он не считает, что приносит какую-то невероятную жертву: «Некоторые люди называют меня сумасшедшим, но я говорю им, что если любите что-то, то всегда найдете для этого время».

Все творческие люди, в том числе кинематографисты, хотят добиться признания и благодарности. Икбал Мохаммед не исключение: «Моя главная цель — «Оскар», и я считаю, что это вполне реально. Я планирую двигаться в этом направлении, снимая фильмы на социальную тематику, которая заставляет задуматься о жизни в целом. В то же время я не понимаю, почему фармацевты так мало представлены в кино и на телевидении. Может быть, потому, что продюсеры и писатели считают нашу работу или персонажей скучными или непривлекательными для широкой аудитории. Это печально и несправедливо, ведь если бы они хоть немного поработали в аптеке, то поняли бы, насколько драматична эта профессия. К тому же я в жизни не встречал скучного фармацевта, все мы несколько эксцентричны».

Именно столько понадобилось молодому американскому провизору Майклу Ри (Michael Rea), чтобы предложить адекват­ную замену препаратов и серьезно сэкономить бюджет 65-летней посетительнице, страдающей тяжелой формой диабета и гипертонией. И тогда для оптимизации процесса надлежащей фармопеки он создал сайт, а потом и компанию, услугами которой сегодня пользуется более миллиона благодарных клиентов.

Тайные амбиции

В 2008 году он работал в известной аптечной сети Walgreens в Канзас-Сити. Пришедшая к нему постоянная посетительница принимала одновременно восемь препаратов, и у нее не хватало денег, чтобы купить их все. Она попросила фармацевта выбрать хотя бы два, от которых она могла бы отказаться. Совесть не позволила Майклу просто так отменить жизненно важные назначения, и он «отправился» на ­поиски альтернативных, действенных и менее дорогих лекарств. В результате пациентка смогла сэкономить $250 в месяц.

Воодушевленный таким результатом, Ри стал обслуживать в том же духе и остальных клиентов. Но вскоре он понял, что времени и рук для работы на совесть катастрофически не хватает. Уже через месяц он создал свою собственную компанию и веб-сайт Rx Savings Solutions, которые помогали потребителям успешно лавировать в мире постоянно дорожающих препаратов. И занимался он не только поиском более дешевых аналогов и генериков, но и выбором разных дозировок и форм. Он продолжал работать в аптеке, однако его все больше увлекал мир высоких технологий и алгоритмов. Чтобы развиваться дальше, ему нужно было выходить на крупных работодателей и страховые компании, которые были бы заинтересованы продвигать новый сервис.

Он активно взялся за дело, вот только от основного работо­дателя такую бурную деятельность пришлось скрывать: Майкл вел переговоры с потенциальными клиентами из салона своего авто во время обеденного перерыва. В 2012 году, окрыленный своим первым контрак­том со страховой компанией Mutual of Omaha из Небраски, он решил расстаться с «большой фармой». Но, увы, сделка закончилась крахом, и Ри прочувствовал, как планы предпринимателя могут нарушить действия крупной компании. Затем были 16 месяцев безработицы, сотни тысяч долларов студенческих кредитов, которые необходимо возвращать, и лишения, когда его семье с маленьким ребенком пришлось выживать на зарплату жены-адвоката.


Команда — половина успеха

Друзья-фармацевты называли его сумасшедшим и в один голос призывали вернуться к прежней хорошо оплачиваемой работе в стабильной компании. Конечно, мысли об этом посещали Ри, но ненадолго: понимание, что возможное подписание соглашения о неразглашении может помешать развитию его бизнеса, не давало покоя. А идеей он загорелся не на шутку и в свои алгоритмы, отработанные в аптеке и воплощенные в математических просчетах, верил неистово. Поэтому Майкл Ри был готов к прыжку: он начал искать инвесторов и собирать команду. Его главным помощником стал Дрю Коменда, который также распрощался с хорошей работой в отделе продаж направления здравоохранения компании Johnson & Johnson и возглавил финансовый отдел в Rx Savings Solutions.

Сегодня в ее головном офисе трудится 35 человек, и планы у компании, постоянно работающей в режиме фандрайзинга, амбициозные. Майкл Ри создал настольное и мобильное приложение, которое используют не только американские пациенты с медицинской страховкой, но и работодатели и страховщики. Экономят все: люди — на покупке более дешевых аналогов, компании — на общем удешевлении страховки. И таких пользователей у Rx Savings Solutions уже более миллиона. Клиенты весьма солидные: телекоммуникационная компания Sprint Corporation, большая мобильная сеть, Berkshire Hathaway Media, газетная группа США, контролируемая миллиардером Уорреном Баффеттом, а также ряд работодателей госсектора. Помогают и отзывы клиентов: например, одному из них удалось сэкономить $7,5 млн благодаря использованию приложения Ри его сотрудниками, и он не забыл об этом заявить во всеуслышание.

«Когда мы оцениваем возможности, то видим, что от 22 до 25% средств, потраченных на наркотические препараты, можно было бы спасти, — говорит Майкл Ри. — Если бы такая экономия была применена хотя бы к $450 млрд, израсходованным на лекарства, отпускаемые по рецепту в США каждый год, это бы позволило сохранить более чем $100 млрд».

Впрочем, не все эксперты с этим согласны, считая, что для такой экономии потребуются серьезные «ценовые уступки» от фармацевтов. Но Ри не сдается, используя любую возможность для продвижения своего бизнеса на конференциях по здравоохранению и утверждая, что во многом изменить картину помогут реформы, а не безудержное повышение цен на лекарства и медицинское страхование. В общем, даже став серьезным деятелем в сфере финансовых технологий, Майкл Ри ни на минуту не забывает об интересах пациентов.

Похожие материалы