Мы пропагандируем культуру этики и прозрачности и требуем от наших партнеров того же, – гендиректор GSK в Украине Алена Лиховец

Мы пропагандируем культуру этики и прозрачности и требуем от наших партнеров того же, – гендиректор GSK в Украине Алена Лиховец

Генеральный директор «ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украина» – о культуре этики на фармацевтическом рынке Украины.

Эмма Уолмсли, которая в марте 2016 года заняла должность главного исполнительного директора GSK, привнесла новые стратегические приоритеты компании: инновации, эффективность, доверие. В Украине команда GSK во главе с генеральным директором Аленой Лиховец также определяет дальнейшее развитие бизнеса, основываясь на этих приоритетах.

Компания GSK хорошо известна на фармацевтическом рынке – с 1998 года представляет интересы международной корпорации Glaxo в Украине, а с 2007 года работает как самостоятельное юридическое лицо. За время деятельности компания зарекомендовала себя как честного игрока в бизнесе. По итогам 2016 года GSK занимает 8 место среди международных фармацевтических компаний, оперирующих на рынке Украины, по размеру продаж в денежном эквиваленте. Компания известна в мире и Украине не только инновационными лекарственными средствами и вакцинами, но и высокими стандартами этического ведения бизнеса, поощряющими честность, прозрачность, уважение к людям и построение доверия. Эффективна ли такая работа на фармрынке Украины, рассказала Алена Лихавец.

GSK – международная фармацевтическая компания, импортирующая свою продукцию в Украину. Как отразился экономический кризис на компании в Украине? Анализируя показатели с наступлением 2017 года, вы можете констатировать стабилизацию на фармрынке?

Я бы сказала, что переломным годом для бизнеса стал еще прошлый год. После 2014-2015 гг., когда объем фармрынка в иностранной валюте снизился более чем в два раза, по сравнению с докризисным периодом, в 2016 году ситуация стабилизировалась, падение в валюте остановилось, а в этом году мы уже видим устойчивый рост рынка как в деньгах, так и в упаковках. Это свидетельствует о постепенном выходе фармотрасли из кризиса. Утраченные обороты набирают и локальные компании, и иностранные. Хотелось бы отметить, что за первые пять месяцев 2017 года как раз зарубежные компании демонстрируют больший прирост.

Можно ли утверждать, что увеличение количества продаж упаковок свидетельствует о потеплении для инвестпривлекательности отрасли?

Это хороший прогностический признак. Такие результаты говорят о выходе рынка из депрессии, которая была в 2014-2015 гг. Но на активное привлечение инвестиций положительно такая оттепель еще не повлияла. Многие зарубежные компании все еще с опаской смотрят на фармацевтический рынок Украины из-за нестабильности экономической ситуации и несовершенства законодательной базы.

Нужно отметить, что в последние несколько лет на государственном уровне были реализованы важнейшие инициативы по реформированию системы здравоохранения, которые имеют хороший потенциал положительно повлиять как на доступ украинских пациентов к инновационным лекарственным средствам и вакцинам, так и на цивилизованное развитие бизнеса фармацевтических компаний в Украине. GSK поддерживает начатые реформы, мы рады сделать вклад в развитие прогрессивной современной системы здравоохранения в Украине на благо пациентов.

По наблюдениям топ-менеджмента компании GSK, какой год за время независимости был самым прорывным для фармбизнеса страны?

Могу констатировать, что рынок все время рос и набирал обороты до 2013 года. На сегодняшний день рынком еще не достигнуты те объемы в иностранной валюте, которые были в докризисное время. Но он растет опережающими темпами. И те изменения, которые происходят в отрасли, позволяют нам оптимистично смотреть на фармрынок Украны и верить в него.

Как компании пришлось переформатировать свою деятельность для сохранения позиций в кризисное время?

Мы предприняли ряд мер не только, чтобы пережить кризис, но и для того, чтобы сделать наш бизнес более устойчивым, стабильным, надежным в Украине. Мы провели оптимизацию работы компании. К счастью, нам удалось сохранить большинство рабочих мест. В коммерческой организационной структуре мы ушли от структуры нескольких отдельных бизнес подразделений к структуре единого отдела продаж и отдела маркетинга.

Также мы оптимизировали портфель препаратов, сфокусировавшись на трех основных группах. Это респираторные, классические препараты (антиинфекционная и дерматологическая группы) и вакцины. За последние годы из портфеля ушли некоторые терапевтические группы лекарственных средств, которые компания на глобальном уровне передала другим предприятиям. В Украине такие решения позволили сфокусироваться и быть успешными в стратегических направлениях бизнеса. Мы гордимся, что, несмотря на кризисное время, мы сохранили лидерство в ключевых сегментах (респираторном, антиинфекционном и в вакцинах).

Чтобы управлять бизнесом более эффективно и минимизировать риски, были внесены изменения во внутренние системы и процедуры контроля. Внедрена новая CRM система для отдела продаж, маркетинга и медицинского отдела.

И самое главное – следуя глобальным изменениям GSK, за последние годы мы значительно изменили принципы взаимодействия со специалистами здравоохранения и подходы к продвижению препаратов. Полностью исключены выплаты медицинским работникам за выступления на наших мероприятиях и представление информации о наших рецептурных лекарственных средствах или вакцинах для специалистов здравоохранения, которые назначают или влияют на назначение лекарств. Прекращено оказание финансовой поддержки специалистам здравоохранения для участия в медицинских конгрессах. Мы не выплачиваем бонусы за достижения целей продаж. Теперь компенсация представителям отдела продаж основывается на качественных показателях. Также мы развиваем мультиканальные диджитал инструменты, такие как проведение веб-кастов и другие современные коммуникационные решения.

Кроме того, мы продолжили применять гибкую ценовую политику и специальные программы по оптимизации цены жизненно необходимых препаратов (например, программа «Оранж кард»), что помогает обеспечивать доступность инновационных препаратов компании для пациентов и удерживать объем поставок на стабильном уровне.

Тяжело ли иностранной компании вести бизнес в Украине?

Для бизнеса в любой стране есть свои подводные камни. Являясь пионером, GSK придерживается этических принципов ведения бизнеса и призывает других участников рынка также следовать этим стандартам. Мы показываем рынку, что можно работать этично даже в странах с высоким коррупционным риском. Свидетельством этому являются переход на новую модель взаимодействия со специалистами здравоохранения и внедрение новых процессов проверки контрагентов для нашей уверенности в их честности, этичности и благонадежности. Мы пропагандируем культуру этики и прозрачности и требуем от наших партнеров того же.

Похожие материалы