Лекарствам в Украине стало тесно

Светлана Попель, "Комментарии"

В ожидании скорого прихода иностранных инвесторов украинские фармкомпании все больше ориентируются на экспорт и налаживают контрактное производство.

ДВА ГОДА назад, когда начинался кризис, бытовало мнение, что украинские фармпредприятия не выдержат конкуренции с транснациональными гигантами. Но практика доказала обратное. Сегодня, несмотря на то, что отечественный фармацевтический рынок все еще остается импортозависимым, на нем преобладает устойчивый тренд к повышению доли продаж отечественных препаратов.

ВНУТРЕННИЙ ПЕРЕДЕЛ

В декабре минувшего года отечественным фармкомпаниям удалось побить даже собственные рекордные показатели «гриппозного» ноября 2009-го. По словам маркетинг-директора компании «Бизнес-Кредит» Ирины Деревянко, в денежном выражении украинские лекарства сегодня занимают уже четверть рынка, при этом темпы их прироста по итогам 2010 года составляют 27,2%, в то время как прирост импорта — лишь 8%.

В то же время директор Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков считает, что наши производители сейчас просто догоняют упущенное. «До кризиса они все время опаздывали за рынком, однако за последние два года им удалось повернуть рыночные тренды в свою пользу», — говорит он. Резкое подорожание импортных лекарств из-за девальвации национальной валюты на фоне сократившейся покупательской способности оказалось хорошим стимулом для активизации деятельности украинских фармзаводов, позволив им не только нарастить производство, но и усилить продвижение собственной продукции.

По информации Агентства медицинского маркетинга, отечественные препараты хорошо представлены в сегменте госпитальных лекарственных средств, антибиотиков, противовирусных, противовоспалительных, кардиологических и седативных препаратов. «В основном сейчас развивается генерическая группа отечественных препаратов. Причем брендированных генериков, имеющих оригинальные названия. Значительные средства в их рекламу и маркетинг себя оправдывают — многие отечественные бренд-генерики уже вполне дифференцированы в сознании украинских потребителей», — поясняет Юрий Чертков. К тому же, сами производители умело подогревают интерес к своим лекарствам судебными разборками за торговые марки (вспомнить хотя бы спор между «Фармаком» и «Дарницей» за ТМ «Корвалол»). Увеличению спроса на отечественные лекарства помогает и их ребрендинг — после «переодевания» (смены упаковки на более современную) привычные и знакомые украинцам препараты приобретают в их глазах дополнительный вес.

ЗАРУБЕЖНАЯ АТАКА

Генеральный директор ОАО «Фармак» Филя Жебровская прогнозирует, что отечественный фармрынок будет еще как минимум лет пять наращивать объемы, а украинские производители смогут завоевать долю вдвое большую — порядка 40–50%.

Но понимая, что внутренний рынок не в состоянии сегодня полностью поглотить произведенную порцию лекарств, фармзаводы не ограничивают сбыт потребностями отечественных потребителей, а усиленно наращивают экспорт: в прошлом году его объемы возросли на 33,1%.

Основные направления поставок — страны постсоветского пространства: по итогам 2010 года, максимальный объем экспортных поставок готовых лекарственных средств в денежном и натуральном выражении аккумулировал Узбекистан. В топ-5 стран – получателей украинских лекарств (в денежном выражении) вошли также Россия, Казахстан, Беларусь и Молдова. Но планы украинцев в отношении РФ – довольно амбициозные: в частности, корпорация «Артериум» намерена в ближайшие годы нарастить экспорт в Российскую Федерацию до 30% от своего годового дохода.

Успехи отечественных лекарств в бывших странах Союза эксперты связывают с тем, что в Украине уровень промышленной фарминдустрии развит на порядок выше. Далеко не каждый фармрынок может похвастаться таким высоким удельным весом лекарств местного производства в структуре розничных продаж, как украинский (67% — в упаковках). В Молдове, Казахстане и Армении отечественные фармкомпании покрывают менее 10% потребностей розничного рынка лекарственных средств в денежном выражении, и до 30% – в упаковках.

ПЕРЕХОДИМ НА КОНТРАКТ

Помочь Украине закрепиться на быстрорастущих фармрынках Средней Азии, а также – выйти на новые горизонты, должен ее новый статус. С первого января 2011 года она первой среди стран СНГ официально стала членом Системы сотрудничества фармацевтических инспекций (РIC/S). По сути, это – признание соответствия отечественной регуляторной системы мировым стандартам, соответственно, торговля фармпродукцией между 37 участниками не будет сопровождаться повторной сертификацией, что существенно сократит затраты на регистрацию препарата.

Членство РIC/S дает нам еще одно преимущество — это упростит контрактное производство иностранцев по изготовлению фармпродукции на мощностях украинских предприятий. По информации Юрия Черткова, планы по размещению контрактного производства на территории Украины имеют несколько европейских компаний. И это – хороший повод для производителей загрузить свои мощности на 100%. Правда, индийцы идут по иному пути: открывают СП. Вдохновленная примером Kusum Pharm, которая совместно с украинцами запустила в Сумской области фармзавод, другая индийская компания — Genom Biotech — занялась поиском земельного участка под строительство будущей фабрики. И потенциальное усиление конкуренции тоже подстегивает украинские заводы к поиску новых рынков.

Эксперты уверены, что в 2011 году укрепление позиций отечественных производителей только продолжится. Каждая из компаний будет максимально жестко бороться за долю рынка, которая автоматически увеличивает ее капитализацию — ключевой показатель для иностранных инвесторов, прихода которых ожидает отечественный фармбизнес. Пока же реальный интерес к отечественным производителям проявили только россияне — в начале года компания «Фармстандарт» (РФ) завершила приобретение контрольного пакета акций ПАО «Харьковское предприятие по производству иммунобиологических и лекарственных препаратов «Биолик».