Украина хочет участвовать в клиниспытаниях назальной формы индийской вакцины от COVID
Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!
Аптечный альянс

Вакцину Pfizer/BoiNTech зарегистрировали в Украине
В Украину прибыла первая партия вакцины Covishield из Индии
Индийскую вакцину от коронавируса зарегистрировали в Украине
Индийская вакцина от коронавируса уже едет в Украину, однако с ее регистрацией могут возникнуть проблемы
Сеть фармамаркетов "Аптека Доброго Дня" начала свою работу на рынке Украины в августе 2006 года. Первые торговые точки были открыты компанией "Фармастор" в Киеве с последующим развитием этой сети на всей территории Украины. Сегодня «Аптека Доброго Дня» представлена почти во всех областях Украины и насчитывает более 150 аптек. Аптеки имеют открытую зону самообслуживания, благодаря которой покупатели имеют возможность самостоятельно выбрать подходящий товар для здоровья, получив при этом квалифицированную консультацию специалиста. Кроме широкого ассортимента препаратов, в аптеках представлены категории средств гигиены, средства по уходу за больными, средства реабилитации, медицинской техники. В ассортименте сети «Аптека Доброго Дня» также представлен очень широкий выбор косметической продукции, в том числе и лечебной косметики, детского питания и аксессуаров, товаров для будущих и молодых мам.
Аптека Низких Цен — сеть аптек, основанная в 2000 году. Первая аптека была открыта в Запорожье, а сегодня сеть насчитывает более 200 аптек в Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Запорожье и других городах Украины. Сеть аптек представлена широким выбором форматов, начиная от аптечных пунктов в областных центрах, и продолжая имиджевыми аптеками, расположенными в столице. Ассортимент сети представлен более 16 000 наименований высококачественной продукции, которая соответствует самым высоким стандартам.
Первая аптека была открыта в 1997 году, и уже сегодня сеть насчитывает 23 аптеки в 12 регионах Украины. Незначительная часть аптек работает в формате классической аптеки, а большая часть сети имеет открытую зону обслуживания, благодаря которой покупатели могут самостоятельно выбрать необходимый товар для здоровья, получив при этом квалифицированную консультацию специалистов.
Аптека "Мед-сервис" была одной из первых частных аптек в Украине.
Компания "Мед-сервис" – крупнейшая сеть аптек Украины, работающая на фармацевтическом рынке с 1995 года. В 2010 году "Мед-сервис" стала первой всеукраинской сетью аптек.
На сегодняшний день в сети насчитывается 329 аптек в 111 городах Украины.
Аптечная сеть основана в 1996 году.
На сегодняшний день сеть 9-1-1 является одним из ведущих розничных операторов фармацевтического рынка Украины.
Сеть аптек «D.S.» (группа компаний «Маркет Универсал») входит в ТОП-10 аптечных сетей Украины и является крупнейшей аптечной сетью г. Львова (насчитывает более 60 аптек). Аптеки сети также расположены в Ивано-Франковской, Тернопольской, Закарпатской, Хмельницкой, Черновицкой, Волынской, Ровненской, Николаевской, Днепропетровской областях и г. Киеве.
В аптечной сети «D.S.» также функционируют около 40 франчайзинговых аптек.
«D.S.» стала первой в Украине аптечной сетью, сертифицированной по стандартам ISO 9001-2001.
В группе компаний работает более 1200 сотрудников.
В сеть аптек «Подорожник» входит более 100 аптек, расположенных на территории Западной Украины. Компания работает на рынке уже 16 лет.
Ежедневно аптеки сети обслуживают 29 000 клиентов.
В команду сети аптек «Подорожник» входит свыше 500 специалистов.







Количество аптек и аптечных пунктов в Украине продолжает расти с завидной скоростью. Только за прошлый год таких торговых точек в стране стало почти на 700 больше, общая же их численность достигла 19,8 тыс.
Несмотря на снижение покупательной способности и значительное удорожание лекарств, собственники сетей не намерены останавливать экспансию на рынок ни на минуту.
Операция “Консолидация”
По данным компании Proxima Research, в первом полугодии текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, продажи товаров аптечной корзины (лекарственные средства, медицинские изделия, косметика, диетические добавки) в упаковках увеличились на 1,9%.
Эксперты связывают этот рост с тем, что потребители стали чувствовать себя немного увереннее вследствие стабилизации валютного курса или просто уже не могут откладывать покупку тех или иных медикаментов.
Аналитики не перестают удивляться тому, что при такой насыщенности рынка продолжают появляться новые точки торговли медикаментами. В то же время участники рынка жалуются на уменьшение доходности бизнеса из-за жесткой конкуренции, повышения цен на медикаменты и снижения покупательной способности населения.
Насыщенность украинского аптечного рынка и продолжающееся открытие новых торговых точек объясняется довольно доступным порогом вхождения в этот бизнес. По словам игроков, инвестиции в открытие аптеки составляют $30-50 тыс.
На прохождение точки безубыточности средней украинской аптеке требуется более года, а выход на самоокупаемость, как правило, происходит через два года.
Вместе с тем аналитики говорят, что формирующийся украинский аптечный рынок постепенно переходит от экстенсивного к интенсивному развитию. То есть рост количества новых торговых точек начал постепенно замедляться.
Аптечные сети стали укрупняться и наращивать рыночные доли. Однако пока уровень консолидации в розничном сегменте отечественного фармрынка остается сравнительно невысоким.
О том, что рынок постепенно концентрируется, говорят и цифры. Если еще в 2012 году 57% рынка удерживали 100 игроков, то по итогам I квартала 2016 года, согласно исследованию компании Proxima Research, они контролировали уже 68% розничного рынка лекарств, а ТОП-10 участников — 33,3%. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы консолидация на аптечном рынке будет только усиливаться.
Существуют разные варианты укрупнения аптечной розницы (например, путем слияний и поглощений, вертикальной интеграции — объединения с дистрибутором) и формального объединения аптек для решения конкретных задач.
По словам Анны Бигдан, директора аптечной сети “Пані Аптека”, при нынешней сложной макроэкономической ситуации в стране и дорогих кредитных ресурсах вряд ли стоит ожидать, что слияния и поглощения станут основным инструментом укрупнения аптечного рынка.
Объединение аптек вокруг дистрибутора — популярный в ряде стран формат, однако, по мнению большинства экспертов, неприемлемый для Украины из-за жесткой концентрации на дистрибуторском рынке (пятерка игроков удерживает 90% рынка).
По мнению участников, в ближайшее время стоит ожидать, скорее, формального объединения операторов розничного рынка, когда несколько игроков договариваются о тех или иных совместных действиях (направленных на продвижение сети, представление интересов сети в общественных или правительственных организациях и т.д.).
Анна Бигдан считает, что альянс будет успешным, если стратегия компании соответствует формату и стратегии альянса и если объединяющиеся компании прозрачны, открыты и у них достаточно средств для запуска такого объединения.
Попасть в чужие сети
Не исключают эксперты и прихода в Украину новых зарубежных операторов и инвесторов. Напомним: в прошлом году на украинский рынок вышел Vilniaus Prekyba (VP Group) — один из крупнейших ритейл-холдингов в странах Балтии, присутствующий также в Польше и Болгарии. Сейчас компания развивает в Киеве сеть своих аптек под брендом Euroapotheca.
Аналитики и игроки аптечного рынка по-разному оценивают перспективы выхода международных аптечных сетей на украинский рынок. В частности, Ирина Горлова, генеральный директор исследовательской компании SMD, считает, что в ближайшее время не стоит ожидать, что западные аптекари заинтересуются украинским рынком.
По ее словам, он относительно мал, и консолидация на нем только началась. Кроме того, заметила эксперт, геополитические процессы в стране, незащищенность инвестиций и инвесторов не способствуют повышению интереса международных профильных инвесторов к украинскому аптечному рынку.


На низком старте: Украина переживает бум частной медицины
Повышенная доза. Украинские фармацевты уверенно наращивают производство – по 30% в месяц
Черкаська «Фармація»: продати не можна віддати
Бізнес під комунальним прикриттям: аптеки в чернівецьких поліклініках та лікарнях
Болезнь — бизнес. Кому принадлежат днепропетровские аптеки
50% продаж сети проходит по картам лояльности, – Юлия Литвиненко, директор по маркетингу «ТАС ФАРМА»
Одна из самых ярких тенденций 2016 года – реструктуризация рынка, – Елена Карчевская, Бизнес Кредит
Бизнес как нелинейная система
Опыт аптек «Космо»: реально ли увеличить выручку, уменьшая ассортимент