Обложение налогом на прибыль операции по отчуждению автомобилей непостоянным Представительством нере

Андрей Горбатенко, Старший юрист ЮК «Правовой Альянс»

Важным аспектом деятельности Представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине является налогообложение, в частности, обложение налогом на прибыль операций по продаже имущества Представительств. Особый интерес представляет порядок налогообложения продажи автомобилей, использующихся Представительством.

В соответствии с п. 1.17 статьи 1 Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее – «Закон о прибыли»), постоянное представительство нерезидента в Украине – это постоянное место деятельности, через которое полностью или частично ведется хозяйственная деятельность такого нерезидента в Украине.

Однако если Представительство не ведет хозяйственную деятельность на территории Украины, в целях налогообложения оно не имеет статуса постоянного представительства.

Согласно п. 13.1 ст. 13 Закона о прибыли, любые доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в гривне) облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным этой статьей.

Согласно п. 13.8 этой же статьи, сумма прибыли нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагается налогом в общем порядке. При этом такое представительство приравнивается в целях налогообложения к плательщику налога, который осуществляет свою деятельность независимо от такого нерезидента.

В случае невозможности путем прямого подсчета определить прибыль, полученную нерезидентами с источником ее происхождения из Украины, налогооблагаемая прибыль определяется налоговым органом как разница между валовым доходом и валовыми затратами, определенными путем применения к сумме полученного (насчитанного) валового дохода коэффициента 0,7.

Вместе с тем, в соответствии с п. 18.1. ст. 18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», если международным договором, ратифицированным Верховным Советом Украины, установлены иные правила, нежели те, которые предусмотрены этим Законом, применяются нормы международного договора.

В частности, согласно п. 5 ст. 13 Конвенции между Правительством Украины и Швейцарским Федеральным Советом об избежании двойного налогообложения относительно налогов на доходы и капитал (подписана 30.10.2000, ратифицирована 10.01.2002, вступила в силу для Украины 26.02.2002), доходы от отчуждения любого имущества, отличного от того, о котором идет речь в пунктах 1, 2, 3, 4 этой статьи, подлежат налогообложению только в Договорном Государстве, резидентом которого является лицо, которое отчуждает имущество.

Автомобили, которые отчуждаются Представительством, не подпадают под определение имущества, указанного в пунктах 1, 2, 3, 4 данной статьи Конвенции. Соответственно, доходы от реализации такого имущества облагаются налогом в соответствии с п.5 ст.13 Конвенции. Это позволяет сделать вывод о том, что средства, вырученные от реализации указанных автомобилей, подлежат налогообложению в Швейцарии.

Следует отметить, что налоговые органы Украины в ходе налоговой проверки Представительства могут затребовать справку об уплате всех налогов Основной Компании в стране ее резидентства. Такие требования налоговых органов являются необоснованными, поскольку законодательство Украины не предусматривает обязанностей Представительства по предоставлению таких справок. Однако, как правило, предоставление такой справки не является проблематичным.

Кроме того, поскольку в большинстве случаев продажа автомобилей Представительством осуществляется в пользу своих же сотрудников, необходимо также учитывать некоторые аспекты, связанные с налогообложением физических лиц.

Следует помнить, что в соответствии с подпунктом «е» пункта 4.2.9 статьи 4. Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц», стоимость бесплатно полученных физическим лицом от его работодателя товаров, а также сумы скидок с цены (стоимости) товаров (услуг), которые превышают обычную цену, рассчитанную по правилам обычной цены, являются дополнительными благами и подлежат налогообложению как прибыль такого физического лица по ставке 15 %.

Соответственно, если автомобиль представительства, будет продан сотруднику по стоимости, которая ниже обычной цены, то разница между продажной стоимостью оборудования и обычной его ценой будет облагаться налогом с доходов физических лиц по ставке 15%. При этом ответственным за начисление данного налога является представительство, как налоговый агент.

Соответственно, что бы избежать необходимости уплаты налога с доходов физических лиц, необходимо осуществить продажу оборудования по цене, которая будет не ниже обычной цены. Для определения такой цены целесообразно осуществить независимую оценку данного имущества.

Кроме того, следует учитывать риски, связанные с вероятностью рассмотрения налоговыми органами операций по продаже основных фондов как осуществления хозяйственной деятельности. С целью минимизации данного риска, продажная цена автомобилей не должна свидетельствовать о том, что Представительство преследует цель получения прибыли. Для минимизации данного риска наиболее эффективным является установление продажной стоимости имущества на уровне балансовой, однако, учитывая то, что порой балансовая стоимость имущества может быть практически равна нулю, а также риски, связанные с уплатой налога на доходы физических лиц (см. выше), применение данного метода является рискованным.

В связи с этим, с целью минимизации рисков, связанных с признанием операции по продаже автомобилей представительства хозяйственной деятельностью, желательно осуществлять их продажу по их реальной (не балансовой) остаточной стоимости, которая может быть определена путем проведения оценки.

При этом с целью обеспечения соответствия реальной остаточной стоимости обычной цене, в договоре купли-продажи автомобиля желательно прописать условия, в соответствии с которыми продажа автомобиля осуществляется без цели получения прибыли от данной операции, а исключительно преследует цель осуществления вывода из эксплуатации полностью амортизированных основных фондов, что повлияет на критерии формирования обычной цены.