Ситуация на рынке труда Украины. Тенденции 2010

За минувший год бизнес Украины испытал чрезмерные экономические нагрузки. Высокая инфляция, нестабильная денежно-валютная политика и острота политической жизни не придают уверенности зарубежным инвесторам.

Однако несмотря на то, что привлекательность отечественной экономики упала в разы, тем не менее, мы можем говорить о новом витке развития украинского бизнеса и рынка труда в частности. Абсолютное большинство экспертов заявляют о том, что стабилизация рынка труда должна произойти в ближайшее время. Здесь худшие времена позади.

Многие предприятия находятся сегодня на стадии выхода из кризиса. На этом этапе наблюдается привлечение новых специалистов в компании. Вакансии, которые были ранее заморожены, сейчас актуализируются. Основной задачей собственников бизнеса опять снановится поиск талантливых управленцев для своих команд.

По наблюдениям специалистов рекрутинговой компании «Форсаж», наибольшую активность в привлечении новых сотрудников на сегодняшний день проявляют компании, работающие в сфере производства и продаж товаров народного потребления, фармацевтики, информационных технологий, услуг (фитнесс, медицина, индустрия красоты). Постепенно активизируются сети розничной торговли.

К сожалению, по-прежнему в состоянии стагнации находится строительный, инвестиционный и финансовый секторы
Компании малого и среднего бизнеса, пережившие кризисный 2009 год, готовы привлекать в свои команды сильных, опытных специалистов, имеющих опыт работы в крупных системных компаниях. Благо сегодняшняя ситуация на рынке труда позволяет это сделать.

Несмотря на такие позитивные тенденции, предложение свободных специалистов всё ещё превышает спрос на них со стороны работодателей. Хотя работодателям тоже нелегко. Несмотря на большое количество высвободившихся кадров, всё также непросто найти ответственных и самостоятельных специалистов в любой сфере деятельности. Специалисты рынка труда констатируют факт того, что работодатели сегодня всё ещё продолжают активную замену своих сотрудников на более профессиональных.

В категории «топ–менеджмент» наиболее востребованы генеральные и коммерческие директора, с опытом эффективного управления ситуацией быстрых изменений.

Сложнее всего найти человека, которому можно доверить бизнес. Такой ротации генеральных директоров, как сейчас не наблюдалось в докризисный период. Также компании активно нуждаются в директорах по развитию. Последнее время постепенно активизируется спрос на маркетологов (директор по маркетингу, продукт менеджре, PR директор/менеджер). В цене руководители и технический менеджмент на производство.

В категории « специалисты» по-прежнему высок спрос на менеджеров по продажам, торговых представителей, медицинских представителей. Данные вакансии, как правило, связаны с увеличением коммерческой активности предприятий. Также наблюдается повышение спроса на финансистов: экономистов и бухгалтеров.

Для повышения зарплат пока причин нет. Тем не менее, особо занижать "стоимость" работников не стоит, время урезания заработных плат прошло. Сегодня нужно обязательно "держать руку на пульсе событий" и постоянно проводить мониторинг заработных плат, дабы защитить свою команду от посягательств хед-хантеров и конкурентов. Поэтому мы рекомендуем работодателю уделять максимальное внимание развитию тех сотрудников, которые сохранили лояльность к своей компании и вместе с ней пережили кризис. Основным девизом руководителей в скором буду щем поять будет «удержать лучших сотрудников».

Переоценка ценностей затронула и систему бизнес образования. Многие использовали время кризиса, чтобы усовершенствовать свои знания. 2008 – 2009 многи специалисты и топ менеджры использовали как время поступления в бизнес школы.

Хотелось бы сказать несколько слов о росте инетереса отечественного бизнеса к персональным инетернет коммуникациям, которые давно активно используются для ведения бизнеса за рубежем. Теперь количество пользователей в социальных сетях масово растет и в нашей стране. Эта глобальная интернетизция влечёт за собой изменения в методиках поиска персонала и новойр аботы. Сегодня в этом плане значительно возрастает роль таких социальных каналов коммуникации, как Twitter, Linkedin, Facebook, Live Journal, Orcut.

Рынок многое расставил по своим местам: несколько снизил завышенные аппетиты сотрудников, повысил ценность рабочего места. Количество специалистов достаточное, и работодатель может позволить себе выбирать людей в большинстве случаев (мы не говорим об уникальных позицияхи редких профессиях). Стабильность и устойчивость компании вышли на первое место среди мотивационных факторов у соискателей вакансий. Мы уверены, что рынок труда ближайшее время ожидают очень интересные и приятные изменения, появляются новые возможности для реализации себя как специалиста, а для компаний – возможность вновь вернуться к состоянию активного роста. Такие тенденции радуют. Важно быть готовым.