Влияние кризиса на карьерные ожидания соискателей в Украине и России.

Группа авторов компании "Анкор"

Наступление осени было связано с ожиданием новых изменений на рынке труда. Можно было услышать разные прогнозы. Кто-то ждет новой волны сокращений, кто-то прогнозирует прирост открытых вакансий.

АНКОР провел исследование кандидатов с целью узнать:

  • как кандидаты оценивают перспективу смены работы в период кризиса

  • что «выталкивает» сотрудника в нестабильный период на рынок труда, где предложение превышает спрос

  • как кризис повлиял на ожидания и амбиции кандидатов

Об исследовании:

Данные по Украине (г. Киев) и России ( гг. Москва, Санкт-Петербург), представленные в настоящем обзоре, сравниваются с данными, полученными в аналогичном исследовании, проведенном в ноябре 2007 г.

Украина

Почему сотрудник уходит

Рис. 1 Пересмотр причин ухода с работы под влиянием кризиса

Как видно из результатов опроса, с приходом новых экономических условий изменились и основные причины ухода (рис.1). Если ранее наиболее явными факторами, побуждающими сотрудников изменить место работы, были карьерный рост и оплата труда, то в настоящих условиях возникли новые причины, такие как сокращение, нестабильное положение компании, прекращение деятельности компании. Так же можно заметить, что такие факторы как «атмосфера в компании» и «неинтересные задачи», стали менее приоритетными для соискателей в нынешнее время.

Далее мы выяснили, сколько предложений о работе рассматривает соискатель, выходя на рынок труда в поиске нового работодателя (рис. 2).

Рис.2 Количество предложений, которое соискатель рассматривает одновременно

Данные проведенного исследования свидетельствует о том, что предложение на рынке труда кардинально сократилось. И соискатель в большинстве случаев вынужден выбирать из 2-3 предложений. Самое существенное то, что количество соискателей, которые имеют одно предложение, увеличилось в три раза, по сравнению с 2007 г. В пять раз сократилось количество специалистов, рассматривающих четыре и более предложений от работодателей.

Рис. 3 Ожидание кандидата относительно скорости карьерного роста на новой должности

Исследование показывает, что произошли изменения и по отношению к карьерному росту (рис.3).

Увеличилось количеств кандидатов, которые прогнозируют карьерное продвижение в течение года. Это еще раз подтверждает тот факт, что часть специалистов, которые до кризиса занимали позицию менеджеров, столкнувшись с проблемой поиска работы, вынуждены были пойти на понижение. И вернуться на занимаемую до кризиса должность такие специалисты планируют в течение года.

Итак, кандидат находится в процессе принятия решения о выборе того или иного работодателя. Каковы критерии, которыми он руководствуется? (рис. 4.).

На первом месте у современного кандидата стоит фактор профессионального развития и материальный фактор. Задачи и функции, которые предстоит решать на новом месте, являются ключевыми факторами для 30 % соискателей, а стабильность компании — фактор, который в результатах 2007 года вообще не упоминался — является определяющим для 22 % кандидатов. В текущей рыночной ситуации возникновение этого критерия повлекло снижение значимости таких факторов как повышение в должности, наличие премий, личность руководителя, а также бренд компании.

Рис.4 Ключевые критерии принятия решения о выборе нового работодателя.

В завершении исследования нас интересовал вопрос, что может заставить сотрудника проработать в компании довольно продолжительный срок, например, 10 лет? Помимо очевидного денежного фактора (постоянное повышение оплаты труда в текущем исследовании, как и в 2007 году, лидирует). Возможность стать партнером, совладельцем бизнеса занимает второе место(42%). Так же для соискателей важна возможность работы в зарубежных филиалах компании (30 %), предоставление жилья (20 %), страхование жизни (15 %). Также, общее снижение спроса на кредиты отразилось и на желании взять у компании льготный кредит на крупную покупку (15 % против 20 % в 2007 году).

13% опрошенных отметили, что 10 лет они готовы работать исключительно в своем собственном бизнесе. Невозможность проработать столько лет в компании отметили 10% опрошенных.

Хотелось бы подчеркнуть, что на результаты только этого вопроса не повлиял фактор экономических изменений.

А что в России?

Есть факторы, которые остаются неизменными вне зависимости от рыночных условий (оплата труда — 40 %, неинтересные задачи и функции — 22 %, смена отрасли/сферы деятельности — 12 %, атмосфера в коллективе — 11 % и т.д.), и есть те, которые осветил кризис (см. Рис. 5).

Рис. 5 Пересмотр причин ухода с работы под влиянием кризиса

На рис. 6 видно, что российские кандидаты имеют больший выбор, нежели украинские соискатели.

Рис. 6. Количество предложений, которое соискатель рассматривает одновременно

На первом месте у современного российского кандидата стоит материальный фактор (45 %), который оттеснил на второй план возможности профессионального развития и роста (38 %) (см. Рис. 5).

Рис.7. Ключевые критерии принятия решения о выборе нового работодателя.

Подводя итоги исследования, следует отметить общее изменение в сознании соискателей. Сужение рынка труда отразилось на зарплатных ожиданиях кандидатов и критериях выбора нового работодателя. На первом плане помимо финансового фактора остаются такие факторы, как постоянное развитие, профессиональный и карьерный рост. Соискатели стали более ориентированы на стабильность. Как сказал один из респондентов, «очень хочется, несмотря на мировой финансовый кризис и непорядочность со стороны многих работодателей, найти достойную работу с достойным заработком и проработать на ней более 10 лет!».