Игра в одни ворота: европейские риски для украинского фармрынка, – Глеб Загорий

Игра в одни ворота: европейские риски для украинского фармрынка, – Глеб Загорий

Почему ЗСТ с ЕС принесет гораздо больше выгод европейским производителям лекарств, нежели украинским компаниям.

За первые 11 месяцев 2015 года Украина импортировала из ЕС фармацевтической продукции на сумму $883 млн, или свыше 70% от общего объема поставок. В обратном направлении отечественные фармпроизводители продали всего $6,9 млн, а основная часть их экспорта на общую сумму $139 млн по-прежнему приходится на страны СНГ. Причины столь существенного дисбаланса – не только в преимуществах европейцев в используемых технологиях. Даже наиболее качественным разработкам украинских фармацевтов бывает сложно выйти на рынок ЕС из-за особенностей местного регулирования. Об актуальном положении фармацевтического рынка Украины и грядущих последствиях несимметричного открытия торговых границ для лекарственных препаратов Forbes рассказал совладелец фармкомпании «Дарница», народный депутат Украины Глеб Загорий.

Чем может закончиться футбольный матч, если против фаворитов выходит команда без вратаря? Шанс на победу более слабого соперника сокращается до минимума, и это, как правило, очевидно всем. Но то, что в спорте – явный признак поражения, в экономике почему-то воспринимается как праздник.

Идиллические представления о зоне свободной торговли с Европой сохраняются даже на фоне крайне слабых показателей (в абсолютном выражении экспорт в ЕС падает не намного медленнее, чем украинские поставки в другие страны. – Forbes). Причина провала этой идеи – сохраняющиеся значительные ограничения со стороны ЕС и неповоротливость Украины в принятии важных стратегических решений.

По сути, европейцев обвинить не в чем. Они хорошо подготовлены и защищают свои интересы. И нам действительно есть чему у них поучиться. Украина же, принимая де-юре определенные решения, на практике не спешит их воплощать. Яркий пример – патентная сфера. Разработка новых лекарств требует колоссальных инвестиций, а значит, вопрос защиты интеллектуальной собственности здесь является ключевым. Как на общеевропейском уровне, так и на уровне отдельных государств ведется последовательное укрепление патентной монополии.

Законодательное регулирование этой сферы в Украине тоже выглядит цивилизованно. Наша страна подписала ряд базовых международных конвенций в сфере интеллектуальной собственности, включая Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности. Также действуют соглашения, содержащие базовые принципы участия стран во Всемирной организации торговли (GATT, GATS и Соглашение по относящимся к торговле аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS)), и договоры, которые обязывают стороны к созданию и обеспечению действия надлежащего механизма защиты патентных прав.

Однако практическая реализация указанных нормативных положений в Украине и ЕС различна. Все актуальные процессы не прорабатываются – существующие недостатки нормативной базы никто устранять не спешит, судебная практика неоднородна, фактических адекватных мер защиты патентных прав производителей фармацевтической продукции попросту нет. Самое главное – патентное законодательство Украины не учитывает развития прогресса в сфере производства, появления новых способов продвижения продукции, формирования глобального рынка, в том числе и фармацевтической продукции.

Все это влияет на позиции украинских производителей, их возможности развиваться и желание инвестировать в создание новых лекарств. На этом фоне особенно остро чувствуется неравноправие между западными компаниями и отечественными. Транснациональные гиганты, инвестирующие в разработку и наукоемкие процессы совсем не в Украине, нашу страну рассматривают исключительно как рынок сбыта.

Сегодня 65% средств (по оценкам компании «Бизнес-кредит», в 2015 году объем розничного рынка лекарств составил 34,7 млрд гривен. – Forbes), которые украинцы тратят на лекарства, уходят на счета международных корпораций. Причем эти компании здесь абсолютно свободны, а вот отечественным производителям на рынки ЕС попасть практически невозможно.

Ключевые игроки фармацевтического рынка Украины в настоящее время не заинтересованы менять правила игры, и не настроены способствовать дальнейшей гармонизации сферы обращения лекарственных средств в соответствии с европейским законодательством. Яркий тому пример – проблемы, связанные с поэтапным введением в Украине европейской модели лицензирования и инспектирования импорта лекарственных средств.

Сейчас большинство импортеров лекарств не готовы брать на себя ответственность за ввоз и оборот на территории Украины импортируемых лекарств, как этого требует европейское законодательство. Их позиция формируется отдельными представителями профильных индустриальных ассоциаций и базируется исключительно на лоббировании своих интересов, получении сверхдоходов от импорта лекарств и сохранении устоявшихся коррупционных схем.

Например, лоббирование устаревшей практики проведения государственного контроля качества при ввозе импортных лекарств на территорию Украины, который содержит риски совершения коррупционных правонарушений, лоббирование сохранения функции государственной регистрации лекарств за Министерством здравоохранения Украины и ГП «Государственный экспертный центр» и др.

Как следствие, имеем следующие главные проблемы рынка лекарств Украины:

  • непрозрачное ценообразование (чрезвычайно высокая цена на импортные лекарства и медицинские изделия);
  • несовершенные и непрозрачные процедуры допуска на рынок (государственной регистрации) лекарственных средств и медицинских изделий;
  • постоянные разговоры о необходимости «мифической дерегуляции» и саботирование дальнейшей гармонизации законодательства Украины в сфере обращения лекарственных средств с соответствующим европейским законодательством;
  • лоббирование импортерами своих интересов, получение сверхприбыли от импорта лекарств и сохранение устоявшихся коррупционных схем;
  • проблемы с качеством и безопасностью лекарств и медицинских изделий, наличие фальсификата и т.п.

В прошлом году фактически был остановлен процесс имплементации европейского фармацевтического законодательства в национальное. Нормы, которые должны были вступить в силу, защищают как пациента, так и производителя. С одной стороны, они гарантируют доступность качественных, безопасных и эффективных лекарств, а с другой – равные условия для отечественных и иностранных компаний.

Среди прочего ожидалась унификация административных процедур, надлежащая система допуска на рынок и многое другое. Важность этого шага заключается в том, что это позволило бы Украине в рамках соглашения об ассоциации с ЕС подписать и соглашение о взаимном признании результатов инспектирования производств и контроля качества лекарств.

На сегодняшний день данное соглашение действует в одностороннем порядке. То есть именно так, как в футбольном матче без вратаря, Украина фактически снимает регуляторные барьеры для иностранных компаний, в то время как европейские страны не делают того же для наших производителей.

Как результат, 117 лицензированных предприятий, а именно столько фармацевтических производителей в Украине, не могут попасть на рынки Евросоюза. Что значило бы такое расширение для экономики страны, объяснять не приходится – это дополнительные рабочие места для украинцев, развитие отечественной науки и увеличение отчислений в бюджеты всех уровней.

Что касается внутреннего рынка, тут игра тоже идет по выгодным для иностранного бизнеса правилам. Поддержки национального производителя нет, а идею импортозамещения даже не рассматривают.

При этом отдавать такую отрасль в полную зависимость от импорта – угроза буквально для безопасности страны, ведь речь идет о здоровье граждан. И аргумент о том, что в Украине просто нет аналогов западных препаратов, не срабатывает.

На сегодняшний день отечественная фарминдустрия способна изготовлять все востребованные лекарственные средства, на которые нет правовых ограничений. От государства требуется только выполнять задачи регулятора, потому что сейчас каждый производитель сам строит свою стратегию и создает портфель продуктов.

Для того чтобы быть полноценным игроком на международном рынке, Украина в сложных для себя экономических условиях должна хотя бы временно установить барьеры для иностранных производителей и согласовать с ними прозрачную систему ценообразования. Зеркальные меры – а это именно они, потому что Европа не сильно ждет нас на своем рынке – позволят уравнять в правах отечественные и международные компании и поддержать национального производителя. Государство должно стать тем надежным вратарем, который держит удар за свой бизнес и своих граждан.

Похожие материалы