Законодательные инициативы в «медицинской» рекламе

Светлана Крахмалёва, юрист Адвокатской фирмы «Паритет»;

Борис Даневич, партнер, адвокат Адвокатской фирмы «Паритет»

Последнее время прослеживается стабильная тенденция законотворчества по отношению к рекламе лекарств. За две недели (с 24.06.2009 по 07.07.2009) инициативность законодателей существенно продвинулась в этом направлении. За такое короткое время в Парламент поступило два новых законопроекта «О внесении изменений в ст. 21 Закона Украины «О рекламе» (№ 4708 и № 4772). Кроме того, Президент подписал Закон Украины № 1465-VI в отношении изменения ст. 21 Закона «О рекламе».

Остановимся на существенных деталях каждой из законодательных инициатив.

№1465-VI /Недоказанные «лечебные» свойства

Начнём с Закона Украины «О внесении изменений в ст. 21 Закона Украины «О рекламе», вступившего в силу с 1.07.2009. Изменения касаются запрета указывать на лечебные свойства, которые не подтверждены специальным уполномоченным органом (Минздравом) для товаров, которые не относятся к лекарственным средствам, медицинской технике, методам профилактики, диагностики и реабилитации.

Ранее такой запрет в рекламе относился только к косметическим средствам, пищевым продуктам, витаминным и другим пищевым добавкам.

Такая формулировка значительно расширяет список товаров, в отношении которых действует запрет. Таким образом, под запрет попадает не только «лечебная» косметика и пищевые добавки, но и любые товары, которые могут что-то «излечить» и «избавить от любых недугов». Очевидно, что не являются косметическим средством или пищевой, витаминной добавкой «циркониевые браслеты», однако до внесения изменений их рекламирование было возможно. Отметим, что с 1 июля 2009 года указывать на подобные «лечебные» свойства можно было бы только при наличии подтверждения Минздрава таких свойств.

Важно отметить, что в Украине не предусмотрена процедура подтверждения лечебных свойств косметических средств, пищевых продуктов, витаминных и других пищевых добавок, равно как и прочих товаров, не относящихся к категории лекарственных средств.

№4708/Вред самолечения

Проектом Закона №4708 предусмотрено новое требование к содержанию рекламы лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Как обязательное условие предлагается ввести текст предупреждения о том, что «Самолечение может быть вредным для вашего здоровья». Такой текст должен занимать не меньше 15 % площади (объёма) всей рекламы.

Такое требование схоже, по сути, с предупреждениями в «табачной и алкогольной» рекламе. Однако в данном случае чётко не устанавливается требование к цвету фона и текста предупреждения, либо к контрастности такой надписи. Стоит отметить, что табак и алкоголь подобный этап неопределенности уже давно прошли.

Как для табачной и алкогольной рекламы, необходимо понимать, что высчитывать 15 % площади (объёма) текста предупреждения нужно для всей информации, содержащейся в рекламе, то есть:

  • для печатной рекламы текст предупреждения должен занимать 15 % площади рекламы;
  • в рекламных видеороликах текст предупреждения должен занимать 15 % «картинки» на протяжении 100 % длительности ролика или 100% предупреждения в картинке на протяжении 15 % длительности всей рекламы;
  • в аудиорекламе текст предупреждения должен занимать 15 % звуковой дорожки.

Напомним, что на сегодня разрешается только реклама безрецептурных препаратов для потребителей. При этом в рекламе лекарственного средства, отпускающегося без рецепта врача, должны содержаться:

  • Объективная информация о лекарственном средстве, идентифицирована как реклама;
  • Требование о необходимости предварительной консультации с врачом;
  • Рекомендация об ознакомлении с инструкцией.

Собственно к этому списку и предлагается добавить указанное предупреждение о вреде самолечения.

№ 4772/Минздрав – новый контролер медицинской рекламы?

В законопроекте № 4772 в части 13 статьи 21 предлагается предоставить специальные права Минздраву.

Прежде всего, проектом устанавливается запрет на рекламу лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации без согласования содержания такой рекламы с Минздравом. Таким образом, вся реклама лекарственных средств и прочее должна будет предварительно согласовываться с Минздравом, что, откровенно говоря, может привести как к коррупции, так и к нарушению конфиденциальности и коммерческой тайны, а также к недобросовестной конкуренции.

Увы, уверенности в том, что специально уполномоченный орган не будет относиться избирательно к материалам, поданным на согласования, нет.

Кроме того, учитывая предлагаемый механизм предварительного согласования медицинской рекламы, многие рекламные идеи и кампании рискуют стать достоянием заинтересованных конкурентов еще до получения заявителями самого согласования.

Законопроектом предусмотрено, что согласование с Минздравом должно проводиться на бесплатной основе в течение месяца. Уже сейчас есть сомнения в готовности структур Минздрава справляться с процедурой согласования в такие сроки. А подобная ситуация может банально привести к неактуальности рекламы.

Основания для отказа, указанные в законопроекте достаточно обширны:

  • Несоответствие содержания рекламы требованиям Закона Украины «О рекламе» и других нормативно-правовых актов. При этом не предусмотрена обязанность Минздрава обоснования выявленного несоответствия. Кроме того, вообще не предусмотрена возможность обжалования решения Минздрава в отказе согласования.
  • Недостоверность данных, содержащихся в поданных документах. При этом не предусмотрено перечня документов, подаваемых в Минздрав.

Определено, что решение об отказе предоставляется в письменной форме. Однако не предусмотрено формы документа о согласовании содержания рекламы.

Законопроект также указывает на причины аннулирования согласования рекламы, которыми могут быть:

  • Письменное заявление заявителя. При этом четко не определено кто может быть заявителем – рекламодатель, производитель рекламы, распространитель рекламы, третье лицо (представитель рекламодателя) и т.д.
  • Установление факта нарушения требований действующего законодательства в отношении содержания информации, которая может (!) содержаться в тексте рекламы. Формулировка, откровенно говоря, очень неоднозначна.

Заграничный опыт

Стоит отметить, что практика получения предварительного разрешения или согласования рекламных материалов в так называемой «медицинской рекламе» популярна в ряде европейских стран (Дания, Бельгия, Болгария, Латвия, Франция, Германия, Италия).

В то же время в таких странах, как Австрия, Хорватия, Чехия, Венгрия, Исландия, Ирландия, Корея, Норвегия и Россия, требования о предварительном согласовании содержания рекламы нет.