Министр Квиташвили и фантом медицинских реформ

Министр Квиташвили и фантом медицинских реформ

В Грузии до сих пор смеются над больницами-фантомами, вскрывают мошенничество с медицинскими полисами и недобрым словом вспоминают Александра Квиташвили, который пытается наладить экспорт грузинской реформы здравоохранения в Украину.

Егор Смирнов, Версии

Уже в ближайшие дни Украине грозит остановка центров переливания крови. Министерство здравоохранения, которое обещало начать тендеры по закупке изделий медицинского назначения с апреля, к середине мая все еще пребывает в ступоре. Дефицит основных лекарственных средств врачи ждут к июню. Как и свои увольнения в связи с закрытием больниц. К концу года стартует переход на платную медицину и страховые полисы. Все это Грузия уже проходила при Саакашвили. Там до сих пор смеются над больницами-фантомами, вскрывают мошенничество с медицинскими полисами и недобрым словом вспоминают Александра Квиташвили, который пытается наладить экспорт грузинской реформы здравоохранения в Украину.

Как сообщил главный трансфузиолог Минздрава, директор Киевского областного центра крови Петр Вербицкий, министерство до сих пор не провело тендеры для центров крови. И там с ужасом ждут перебоев в работе.

По его словам, центры крови даже не знают, что именно ведомство планирует приобрести в 2015 году на тендерах. В Днепропетровске, например, заканчивается запас тест-систем. В Харькове отмечается нехватка контейнеров для забора крови. Учитывая, что потребность в переливании крови с начала АТО резко возросла, расход материалов тоже увеличился. Однако, по ощущениям медиков, в руководстве Минздрава этого не заметили.

Не заметили там и отсутствие вакцин. Точнее, заметили, но не стали заморачиваться. В итоге вакцину (первая партия – 600 доз) от полиомиелита дал ЮНИСЕФ вместе с 1 млн специальных шприцов. Минздрав тут же записал это в свой актив, заявив, что до конца года мы получим еще несколько миллионов доз.

При этом в самом Детском фонде ООН (к которому относится ЮНИСЕФ) заслуги чиновников в предоставлении гуманитарной помощи не видят. Эксперты фонда связывают срочное выделение препаратов с высоким риском вспышки инфекционных заболеваний (в том числе из-за военного конфликта на Донбассе) и колоссальной угрозой, которую эпидемия в Украине может нести цивилизованному миру.

ЮНИСЕФ просто решил не рисковать: в прошлом году в результате срыва проведения государственных закупок Украина не закупила необходимый объем вакцин и не провела плановую вакцинацию детей.

Однако, как признает главный иммунолог Киева Федор Лапий, острый дефицит препаратов только частично перекрывается за счет гуманитарный помощи: «Самое главное сейчас – это неопределенность. В столице вакцин для проведения календарной вакцинации детей до года хватит на 1,5-2 месяца. Что будет дальше, пока неизвестно».

В марте Александр Квиташвили пообещал начать закупки медикаментов через международные организации с апреля 2015 года.

«В апреле будем проводить нормальные закупки. Они будут проводиться по-новому и таким образом сможем без увеличения финансирования закупить больше препаратов», – сказал он пресс-конференции. Сказал и... не сделал.

По новой версии, озвученной заместителем министра Игорем Перегинцом, тендеры, в том числе с привлечением международных организаций, будут объявлены после утверждения номенклатуры необходимых лекарственных средств. В лучшем случае – с середины июня. К этому времени почти все препараты уже закончатся.

Пообещал и не сделал министр ни одного шага в сторону передачи закупок лекарственных средств международным организациям, в частности – ООН. И хотя 19 марта Верховная Рада специально приняла закон №2150, позволяющий закупать лекарства через механизмы ООН, а 16 апреля закон был подписан, вся широко разрекламированная кампания пока остается фантомом.

Еще одним фантомом стала объявленная министерством реформа здравоохранения, скопированная с грузинского опыта. Любопытно, что под нее Украина уже получила финансовую помощь: на внедрение проекта "Улучшение здравоохранения на службе людей" Всемирным банком выделено $215 млн кредита. Соответствующее соглашение было подписано 12 февраля. В целом реализация проекта рассчитана на пять лет и имеет объем финансирования в $261 млн.

Так что говорить, будто на реформу медицины денег нет совсем, это, мягко скажем, погрешить против истины. Вопрос лишь в том, что подразумевается под реформой. Пока все сводится к приватизации больниц или переводу их на хозрасчет и увольнению «излишка» врачей (как вариант – перевод в сельские больницы).

На медицинских форумах и в социальных сетях активно обсуждают, что в Одессе уже массово расформировывают поликлиники, а врачей, не прошедших курсы так называемой «семейки», увольняют. В Киеве объединяют все тубдиспансеры в один. Больным даже с открытой формой туберкулеза нужно будет ездить через весь Киев на рентген, в лаборатории и т.д. При поликлиниках повсеместно создают ООО, которые требуют уже не просто благотворительный взнос, а некий обязательный «социальный взнос», мотивируя тем, что они уже на хозрасчете.

При этом министр Квиташвили продолжает грезить о разных вариантах реформ в прямых телевизионных эфирах. Недавно в программе «События» на ТРК «Украина» он заявил, что американская система медицинского страховая нам не подходит и будем адаптировать израильскую.

На самом деле, единственный вид реформ, который он изучил на практике – грузинский. И то, что сейчас внедряется в Украине, калька с грузинского опыта. С той лишь разницей, что грузинам американцы сгоряча дали больше денег. А нам уже не дадут. Однако все остальное – хорошо узнаваемое «ОНО». В частности, озвученная министром идея приватизировать здания больниц в центре города, а клиники выносить в далекое «кукуево» и создавать так называемые кластеры – это сугубо грузинский путь.

В январе 2007 года правительство Грузии анонсировало проект века под названием «100 новых больниц». Идея была такая, как описано выше: государство продавало здания больниц (любопытно, кто прикупит наши тубдиспансеры?) и типа строило новые. Так называемые больницы будущего. Со всем полагающимся техническим фаршем и евроремонтом. При этом лечиться в них уже можно было только по страховому полису. Медицинское страхование становилось обязательным.

И первое время вокруг проекта был фантастический ажиотаж. Фотографии идеальных больниц Саакашвили гордо размещал в прессе. Они до сих пор украшают его страницу в Facebook.

Однако на практике вместо обещанных 100 больниц к концу 2010 года была построена одна и еще четыре отремонтированы. Сейчас, по разным версиям, в классификацию «больниц будущего» попадают от 7 до 13 медицинских учреждений.

Точнее никто сказать не может, поскольку ряд новых больниц так и не заработал, некоторые стали частными санаториями, другие перепрофилировались. Взамен открылся ряд ранее закрытых больниц, чьи здания так и не удалось продать. Многие открытые медицинские учреждения оказались больницами-призраками.

Призраком оказалась и компания, которую Квиташвили, занимавший тогда пост министра (как сейчас в Украине), привлек к выгодному контракту. Забавно, что называлась она «Блок Джорджиа», но считалась почему-то чешской. С ее исчезновением из новейшей истории Грузии (предположительно с американскими деньгами) проект «100 новых больниц» был свернут, а Квиташвили ушел в отставку и занял пост ректора ТГУ.

Американцы, по слухам, провели аудит и не обнаружили некоторых учреждений, которые они видели на фотографиях. По этому поводу даже есть анекдот о том, как «сегодня Саакашвили в пятый раз открыл одну и ту же больницу».

Не получилось и переквалифицировать врачей разных специальностей в унифицированных, семейных (то, чем Минздрав занимается сейчас у нас). Как пишут СМИ, дошло до того, что даже в Тбилиси врачи зачастую не могут поставить правильный диагноз. Моя знакомая специально приезжала из Грузии в Украину на консультацию в одну из хороших клиник.

Теперь о страховании. Как написала «Комсомолка в Украине», до недавнего времени безработные и пенсионеры, которые не купили страховку, должны были платить за лечение из своего кармана. Были случаи, что люди продавали машины и дома, чтобы оплатить лечение. Сейчас правительство Грузии выдает незащищенным слоям населения лимитированные ваучеры. Однако предусмотренных по этим ваучерам средств не хватает на оплату лечения серьезных заболеваний.

На самом деле, по словам моей знакомой, ситуация еще более запутанная. Официальная обязательная страховка стоит около $20. Однако охватывает мизерный перечень услуг: бесплатная консультация врача, 80%-е финансирование только неотложных операций, анализы и т.п. При этом, как и в некоторых странах Европы, если ребенок, скажем, сломал руку и ногу, надо обращаться дважды – один раз с ногой, второй – с рукой. И может получиться так, что ногу «пришьют» в счет страховки, а руку придется лечить за свои.

Поэтому все покупают частные страховки от $50 (при средней зарплате в $200) и становятся заложниками страховых компаний. Мою знакомую страховая компания постоянно отправляла к одному и тому же «своему» врачу, в одну и ту же «больницу будущего», в результате ей неправильно оставили диагноз и назначили ошибочное лечение.

При этом, говорит она, в действительности больница выглядит не так роскошно, как на фотографии. Здание осталось наполовину недостроенным. Оборудование частично не укомплектовано (или нет расходных материалов, ибо нет валюты на их закупку).

По ее словам, в Киеве много новых хороших поликлиник и больниц, как частных, так и государственных. Поэтому говорить, что мы нуждаемся в каких-то кластерах, абсурдно. Да, часть фондов в плохом состоянии. Однако разговоры, что такие здания можно будет продать и построить новые больницы – бред. Кому нужны развалюхи?

Точно так же бессмысленно вводить страховую медицину, если так называемые социальные полисы не будут покрывать ничего, кроме скорой помощи и посещения поликлиники. В Грузии это вылилось в то, что появились мошенники, которые продавали фальшивые полисы, якобы со скидкой. И бедные люди велись на это, покупали, а потом оказывались с аппендицитом на улице.

В общем, медицинская реформа в Грузии во многом оказалась фантомом. Однако поскольку до Саакашвили в истерзанной вооруженными конфликтами стране фактически не было никакой медицины, грузины были рады каждой новой больнице.

Украина – не Грузия. Как показал опыт последнего времени, у нас мощная хирургия, неплохо проявившая себя медицина катастроф. Хорошо развиты стоматология и косметология. Есть современное оборудование и признанные во всем мире профессионалы. Все это нужно связать в логичную, грамотную систему, удалить коррупцию и ненужные бюрократические формальности. Однако навязывать реальной украинской медицине экспорт фантома грузинской реформы совершенно ни к чему. Тем более что Александр Квиташвили в любой момент может спрыгнуть и удалиться «в сад», как показал его предыдущий министерский опыт. А созданные им проблемы превращаются в хроническое заболевание системы.

Похожие материалы