Зависимость от ключевых препаратов делает мировые фармкомпании уязвимыми

Зависимость от ключевых препаратов делает мировые фармкомпании уязвимыми

В 2014 г. доход мировых фармкомпаний стал слишком зависим от продаж ключевых препаратов. Как игроки мировой индустрии пытаются освободиться от пут?

Инна Бурбан, по материалам FirstWordPharma

Недавние события на рынке еще раз продемонстрировали важную роль ключевых продуктов в стратегии роста бизнеса крупных игроков фармацевтической индустрии. Действительно, два последних крупных приобретения в 2015 г. показали, что некоторые продукты могут стать значимыми катализаторами для развития бизнеса фармкомпаний: AbbVie принимает решение приобрести портфель активов Pharmacyclics за 21 млрд долл., а Teva пытается заполучить бизнес Mylan за 40 млрд долл. Почему? Эти компании согласились на такие действия, чтобы снизить зависимость дохода от франшизы флагманских препаратов. Напомним, что AbbVie генерировала 63% дохода от франшизы Humira в 2014 г. (по сравнению с 45% в 2011 г.).

Таблица. Зависимость доходов фармкомпаний от ключевых препаратов в 2014 г.

Такая зависимость имеет как положительные, так и отрицательные коннотации. Когда Abbvie предоставила финансовые результаты за I квартал 2015 г. 23 апреля, то отчет показал, что квартальные продажи Humira увеличились на 18% и составили 3,1 млрд долл. Аналитик Bloomberg Intelligence Сэм Фазели (Sam Fazeli) уже успел назвать такой рост показателей TNF-ингибитора «непрекращающимся».

Лекарственное средство Humira является достаточно убедительным примером такого себе «долголетия» на фармрынке, связанного с коммерческим аспектом жизненного цикла биологического продукта, патент на который продлен в связи с отсутствием конкуренции со стороны более дешевых дженериковых препаратов. Конечно, ситуация кардинально может измениться с появлением биоаналогов, а падение показателей рыночной капитализации вряд ли сможет быстро покрыть эрозию продаж. Это, безусловно, негативно скажется на показателях роста Abbvie.

Поэтому возникает вопрос, почему же компания инвестирует столько денег в терапию гепатита С и решилась на приобретение Pharmacyclics за 21 млрд долл.? Основным продуктом этой компании является гематологический препарат для лечения онкозаболеваний Imbruvica, который она разрабатывала и собирается совместно выводить на рынок с мировым производителем препаратов Johnson&Johnson.

Следует задуматься над тем, какими будут показатели дохода от продаж Humira в течение следующего десятилетия. Результаты могут остаться на прежнем уровне, если компания сумеет защитить рыночную долю от более дешевых версий препарата. Однако инвесторы все-таки прогнозируют падение продаж, так как финансовые результаты по препаратам для лечения гепатита С Viekira Pak и Imbruvica улучшатся ‒ их продажи вырастут. Генеральный директор Ричард Гонсалес (Richard Gonzalez) прогнозирует «драматическое» снижение затрат с учетом развития «катастрофического сценария» с падением продаж Humira. Это может сказаться на рентабельности бизнеса Abbvie.

Однако компания нашла решение. Есть надежда на то, что стратегия Гонсалеса будет эффективной, так как общие продажи AbbVie могут составить 30 млрд долл. к 2019 г. на фоне роста показателей по препаратам Imbruvica и Viekira Pak. Они принесут компании 4,1 млрд долл. и 2,3 млрд долл. соответственно. Ежегодные продажи Humira, как ожидается, составят 15 млрд долл. Компания сможет уменьшить зависимость бизнеса от ключевого продукта почти на 50%, но без учета влияния конкуренции со стороны дженериков.

Израильский производитель препаратов Teva, который готовится к враждебному поглощению Mylan, достаточно стремительно ворвался на рынок M&A-сделок. Напомним, что аналитики обвиняли производителя в бездействии в сегменте M&A. Компания стремится снизить зависимость дохода от продаж ключевого препарата Copaxone. Это лекарственное средство также считают «долгожителем». Сделка с Mylan позволит израильской Teva увеличить прибыль до 27 млрд долл., снизить зависимость общего дохода от Copaxone от 22% до 15%. Также это соглашение позволит уменьшить уровень зависимости бизнеса компании от Copaxone, который представляет сегмент брендированных ЛС, от 76% до 62%, с рядом преимуществ для Teva на мировом рынке дженериков.

Анализ, который провела FirstWordPharma, демонстрирует, что, во-первых, у 15 крупнейших мировых фармпроизводителей ключевые лекарственные средства приносят примерно 22% доходов. Во-вторых, что важно для AbbVie, показатели Gilead Sciences увеличились за счет выведения на рынок препарата для лечения гепатита С Sovaldi. AbbVie придется приложить много усилий для того, чтобы сохранить доходы на фоне успешного запуска Sovaldi (и следить за Harvoni), обеспечить долгосрочный рост и компенсировать неизбежное снижение доходов от терапии гепатита С, так как произойдет перенасыщение рынка.

Если обратить внимание на бизнес других производителей и их успешные лекарственные средства, то препарат Lipitor компании Pfizer значительно уменьшил доходы производителя в 2011 г., а также заставил компанию столкнуться с трудностями, которые повлияли на показатели доходов. Также в индустрии до сих пор ходят слухи о возможном распаде Pfizer. В Novartis и Bristol-Myers похожие проблемы, связанные с зависимостью от ключевых лекарственных средств, а именно препарата LCZ696, предназначенного для лечения сердечной недостаточности, и PD-1 ингибитора Opdivo. GlaxoSmithKline и Sanofi страдают от зависимости от препаратов Advair и Lantus, так как Johnson&Johnson и Roche готовы вывести на рынок биоподобные версии этих лекарственных средств.

Похожие материалы