Александра Павленко: Мы намерены максимально уйти от влияния человеческого фактора на формирование заказа и проведение процедур закупки

Александра Павленко: Мы намерены максимально уйти от влияния человеческого фактора на формирование заказа и проведение процедур закупки

Интервью первого заместителя Министра здравоохранения Украины Александры Павленко.

− На какой стадии находится законопроект о проведении государственных закупок через международные организации?

− У нас завершились консультации со всеми авторскими группами депутатов, которые зарегистрировали свои проекты о закупках через международные организации. Поскольку у всех законопроектов были недостатки, Минздрав вносил свои замечания по каждому. Надеемся, что на этой неделе будут отозваны все ранее зарегистрированные законопроекты и что на замену будет очень оперативно подан единственный законопроект, который будет разработан с учетом всех мнений. Это то, о чем депутаты договорились между собой и пообещали Минздраву.

− Какие изменения вносились в законопроект в ходе консультаций?

− Мы давали свое экспертное мнение в нескольких направлениях, в частности, как должна проходить регистрация препаратов, которые закупаются через международные организации, насколько сильно она должна быть упрощена. Предлагалось много вариантов – от очень упрощенной до полного отсутствия регистрации, чтобы препараты попадали в Украину только по сертификату качества. С одной стороны мы понимаем, что если ООН взяла на себя ответственность гарантировать высокий уровень закупок, то это будут качественные препараты, но оставаться совсем без защиты тоже нельзя – мы должны защитить своих граждан процедурой регистрации.

Минздрав считает, что регистрация не просто обязана быть, но и пакет документов, которые вносятся для регистрации препарата, не должен быть "пустой формальностью". Депутаты нас услышали. Также изначально в некоторых законопроектах был слишком широко прописан термин "международная закупочная организация". Минздрав настаивал, что в коалиционном соглашении четко указаны ВООЗ и ЮНИСЕФ, и мы должны придерживаться формулировок коалиционного соглашения. В ходе работы над проектом стало ясно, что есть еще ряд организаций, которые работают в семье ООН, пользуются теми же механизмами, гарантирующими высокую прозрачность закупок, и могут принимать такое же участие в процессе наряду с ВООЗ и ЮНИСЕФ. Поэтому на сегодня определен четкий список – это будет пять международных организаций, которые пользуются механизмами ООН, включая ВООЗ и ЮНИСЕФ. Предусмотрено, что Минздрав будет определять, какую организацию выбрать для закупки, исходя из потребности в конкретных программах и лекарственных средствах.

Кроме того, обсуждались вопросы по регистрационному свидетельству, в частности, сколько лет оно будет действовать, и возможность внесения в регистрационное свидетельство оговорки, что данная конкретная поставка осуществляется в рамках международной закупки, что это конкретная партия конкретного производителя. Чтобы на границе было сразу понятно, что это за партия. Чтобы никто не мог под видом международной закупки ввезти что-то другое. Чтобы таможня имела возможность видеть, что это за партия, и чтобы никто не мог под видом международной закупки ввезти что-то другое.

− Какое место в закупках через международные организации предусмотрено для отечественных фармацевтических производителей?

− Мы говорим о том, что мы отдаем процедуру закупки тому международному органу, которому доверяем. Поэтому все, кто заинтересован в поставках, смогут обратиться туда, точно так же как сегодня обращаются в Минздрав. Те, кто готов поставлять честно и не будет накручивать цену. Все должно быть прозрачно.

Не будет ли у закона о госзакупках препаратов через международные организации противоречий с законом о госзакупках?

− Законопроект о закупках через международные организации предусматривает изменения в законы о лекарственных средствах и о госзакупках.

− Как в ходе госзакупок через международные организации будет проходить формирование заказа?

− Мы завершаем внутренний аудит всех 18 госпрограмм, по которым проводятся закупки за бюджетные средства. Процесс также включает пересмотр номенклатуры закупленных в прошлом году лекарственных средств на их соответствие действующим клиническим протоколам, Национальному перечню и перечню ВООЗ жизненно необходимых лекарственных средств. Дальше мы определим, какие программы перевести на международные закупки, и предоставим перечень препаратов, в которых будет потребность. Наши действия направлены на то, чтобы номенклатура для закупок создавалась на основании протоколов лечения, разработанных и утвержденных профессионалами, а не только номенклатурными комиссиями.

− Значит ли это, что не все госзакупки будут переданы международным организациям?

− Часть закупок пока останется в Минздраве. Изначально закупки через международные организации предполагались для вакцин, препараты для лечения туберкулеза, ВИЧ-инфекции и гепатитов, но потом мы поняли, что есть возможность расширить этот перечень для других госпрограмм. Наша задача – передать закупки по максимуму международным организациям. Но, например, через ЮНИСЕФ можно будет закупать только вакцины и лекарственные средства для детей. Именно поэтому обсуждался вопрос расширения перечня международных организаций в системе ООН, благодаря которым возможно расширить список лекарств, которые мы сможем отдать на закупки в международные организации.

− Будут ли введены новые правила для закупок, которые все-таки останутся у Минздрава?

− Мы намерены максимально уйти от влияния человеческого фактора на формирование заказа и проведение процедур закупки. Мы понимаем, что это можно сделать, если основываться на современных протоколах лечения, в которых определены лекарственные средства по их международным непатентованным (МНН) названиям, а не по производителям. Поэтому мы будем способствовать пересмотру клинических протоколов, если аудит покажет, что они устаревшие. Часть госпрограмм хорошо и качественно прописаны в протоколах, например, программа "Материнство и детство". Сейчас мы анализируем вместе с Государственным экспертным центром качество протоколов.

Однако вся эта процедура должна быть прописана очень грамотно, ведь закупаться-то будут все-таки конкретные препараты. Эту работу нужно проделать до конца марта. Кроме того, мы планируем подготовить законопроект про особенности государственных закупок в сфере здравоохранения. Такой законопроект однажды уже готовился в Минздраве, мы его подняли, изучили, пришли к выводу, что с ним можно работать. В частности, он описывает возможность прямых переговоров с производителями, и это − одна из идей, которую мы сейчас обсуждаем. Аналогичный механизм, например, был отработан в Министерстве обороны, и мы видим, что он оправдан. А для самого процесса закупок мы планируем создать и использовать новые подходы, включая электронные торги.

Также для того, чтобы обеспечить наших граждан теми лекарствами, по которым нет остатков в регионах, мы будем инициировать возможность подписания договоров на закупку 20% общего объема с теми поставщиками, которые были победителями в предыдущий год. Если мы примем такое решение, мы выиграем время для улучшения системы закупок в целом. Ведь нам объективно нужно время разобраться, что именно закупят международные организации, чтобы законопроект стал реальностью. К тому же время нужно будет и для выхода постановлений Кабинета Министров, чтобы закон о госакупках через международные организации смог заработать. Сейчас мы их уже готовим, и как только законопроект будет принят, сразу внесем их на Кабмин.

− Механизм госзакупок через международные организации будет действовать бессрочно или только в 2015 году?

− Сейчас мы договорились с депутатами, что закон будет действовать до марта 2019 года. Международные организации − это не панацея, но это хороший выход из сложной ситуации на определенный период времени. В коалиционном соглашении записано, что 2015 год должен быть транзитным для формирования новой системы госзакупок, но реально в 2015 году мы только получим нормативную базу, закупки по которой будут поставляться и в 2016 году. Поэтому депутаты договорились, что закупки через международные организации будут проводиться несколько лет, чтобы за это время страна глобально определились, как она будет проводить закупки для всех министерств. Сейчас уже есть законопроект об электронных закупках, есть идея создания единого агентства. Минздрав не играет в этом отношении в одиночку и будет идти в ногу со всеми государственными органами. Однако мы не можем ждать, когда будет создана такая единая система. Лекарства должны закупаться уже сейчас, потому что от этого зависит жизнь людей.

Похожие материалы