Россия: Арбидол больше не первый

Противовирусный препарат Арбидол®, который производит «Фармстандарт», после нескольких лет лидерства потерял первую строчку в рейтинге самых продаваемых в аптеках лекарств.

Противовирусный препарат Арбидол®, который производит «Фармстандарт», после нескольких лет лидерства потерял первую строчку в рейтинге самых продаваемых в аптеках лекарств.

Арбидол® в 2012 г. уступил лидерство в коммерческом сегменте фармацевтического рынка (т. е. в продажах в аптеках) гепатопротектору Эссенциале® французской Sanofi, следует из данных DSM Group. В прошлом году, по данным аналитиков этой компании, продажи Арбидола® составили 4,9 млрд руб. против 4,8 млрд годом ранее, Эссенциале® — 5 млрд руб. против 3,6 млрд. В рейтинге IMS Health Эссенциале® также оказалось на первой строчке: в прошлом году его продажи выросли на 20%, Арбидола® — примерно на столько же снизились (абсолютные показатели компания не раскрывает).

У самого «Фармстандарта» другие данные: в 2012 г. по сравнению с 2011 г. продажи Арбидола® почти не изменились и составили 3,98 млрд руб. IMS Health считает данные по отгрузке дистрибуторов аптекам, «Фармстандарт» — по отгрузке производителя дистрибуторам, объясняет разницу в динамике руководитель «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов.

Арбидол® несколько лет был лидером в коммерческом сегменте российского рынка, свидетельствуют данные DSM Group. Продажи препарата взлетели в 2009 г. — тогда «Фармстандарт» выручил от продаж Арбидола ® 5,5 млрд руб., на 102% больше, чем в 2008 г. Обычно всплеск продаж Арбидола® приходится на март, но в 2009 г. россияне, напуганные информацией о распространении свиного гриппа, в октябре — ноябре 2009 г. активно скупали все противовирусные лекарства. Но в 2011 г. продажи Арбидола® упали на 28% до 4 млрд руб. Из-за отсутствия эпидемии дистрибуторы снизили заказы препарата, запасов на их складах было достаточно для удовлетворения текущего потребления, объяснял тогда «Фармстандарт». Эпидемии не было и в прошлом году, отмечает Демидов.

Арбидол® теряет лидерство и долю на рынке в том числе из-за активной позиции конкурентов, называет еще одну причину гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Как пример он приводит препарат кагоцел компании «Ниармедик плюс». По данным DSM Group, его продажи в 2012 г. выросли на 125,4% до 2,7 млрд руб., "Кагоцел" за год поднялся в рейтинге на 51 позицию и оказался на 18-м месте.

К тому же Арбидол® в отличие от Эссенциале® входит в список жизненно необходимых и важнейших препаратов — цена на него регулируется государством, добавляет Демидов.

Цель компании в том, чтобы ее препараты занимали лидирующие позиции в своих категориях (а не на рынке в целом), а сам «Фармстандарт» входил в топ-3 крупнейших фармкомпаний на рынке, говорит представитель «Фармстандарта» Илья Крылов. Арбидол® — бессменный лидер на рынке противопростудных препаратов, его доля в этом сегменте — 17%, сообщал «Фармстандарт» при объявлении результатов за 2012 г.

Группа Sanofi обозначила бизнес-подразделение безрецептурных препаратов и товаров для здоровья как одно из стратегических направлений и возлагает особые надежды на российский рынок, говорит директор по коммуникациям Евразийского региона компании Ирина Острякова.

Похожие материалы