Конопля разделилась на наркотик и лекарство благодаря… вирусам

Как обнаружилось, тетрагидроканнабинол и каннабидиол, биоактивные вещества, вырабатываемые всемирно известным растением, появились благодаря… колонизации генома этого растения фитовирусами, случившейся в глубокой древности.

Исследование, опубликованное недавно в журнале Genome Research, раскрывает эволюционное прошлое этого известнейшего растения и прочит ему будущее эффективного лекарственного средства.

Как обнаружилось, тетрагидроканнабинол и каннабидиол, биоактивные вещества, вырабатываемые всемирно известным растением и востребованные пациентами и любителями релакса, появились благодаря… колонизации генома этого растения фитовирусами, случившейся в глубокой древности.

Вирусная этиология тетрагидроканнабинола и каннабидиола – всего лишь один из выводов, сделанных учеными с помощью карты генома Cannabis, показывающей подробное расположение генов на хромосомах. Среди других значительных результатов – открытие гена, ответственного за выработку менее известного каннабиноида каннабихромена, или КБХ.

Новосозданная хромосомная карта показывает, как конопля и марихуана, принадлежащие к одному и тому же виду Cannabis sativa, эволюционировали в отдельные сорта с различными химическими свойствами. Так, каннабис, считающийся наркотиком («марихуана»), богат психоактивным веществом тетрагидроканнабинолом (ТГК), тогда как конопля синтезирует преимущественно каннабидиол (КБД), популярный в последнее время благодаря своему лекарственному потенциалу. Некоторые люди используют КБД, чтобы снизить боль, также это вещество испытывается как средство от эпилепсии, шизофрении и болезни Альцгеймера.

Авторы работы ожидают, что их исследование ускорит селекционные мероприятия по созданию новых сортов растения с заданными терапевтическими свойствами, также более устойчивых к болезням и вредителям.