Фармкомпании придумывают новые заболевания в маркетинговых целях?

Фармкомпании придумывают новые заболевания в маркетинговых целях?

Фармкомпании патологизируют отдельные состояния людей и убеждают врачей, что это заболевания, нуждающиеся в медикаментозном лечении.

В последние годы репутация фармацевтической отрасли оказалась подпорчена. В немалой степени этому способствовала ее роль в развитии опиоидного кризиса в США. Между тем, американцы большей частью и понятия не имеют о том, какой именно маркетинговый ход является самым эффективным для продвижения фармпродукции. Этот ход – продажа недугов, пишет Associated Press.

Существует масса медицинской литературы, изданной в начале 1990-х годов, повествующей о маркетинговой практике, известной как «изобретение заболеваний». Фармацевтические компании патологизируют отдельные состояния людей и убеждают врачей, что это заболевания, нуждающиеся в медикаментозном лечении. В ситуации, когда на маркетинг уходят миллиарды долларов, эта тактика, говорят эксперты, остается незамеченной.

Фармацевтический рынок США – крупнейший в мире. В 2017 году его объем составил более 450 млрд долл. Для сравнения: показатель по всему европейскому рынку составил порядка 214 млрд долл. Расходы на лекарства в США вдвое превышают средний показатель по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Профессор фармакологии Джорджтаунского университета Эдриан Фью-Берман уверена, что фармацевтические компании медикализируют жизнь, превращая практически любое распространенное состояние в выдуманное заболевание. В других случаях фарма преувеличивает серьезность или распространенность того или иного повседневного состояния с целью привлечения новых пациентов. По словам профессора, ничего противозаконного в этом нет, поскольку определение новых заболеваний никак не регулируется. Продвигать препарат до его одобрения и выхода на рынок законом запрещено, а подгонять новую болячку под уже зарегистрированное средство – пожалуйста.

Директора Центра медицины при Дартмутском Институте политики здравоохранения и клинической практики Лиза Шварц и Стив Волошин объясняют, что проводимые фирмами информационные кампании могут иметь действительно просветительские цели, но чаще всего это замаскированный маркетинг. Зачастую они включают три основных этапа:

  • облегчить доступ к диагностике
  • обработать потенциальных пациентов таким образом, чтобы они сами захотели пройти обследование
  • распространить информацию о соотношении пользы и риска при применении препарата.

Задача – превратить обычное ежедневное состояние в заболевание. Именно такая тактика была применена в ходе информационных кампаний по таким «заболеваниям», как дефицит тестостерона, биполярное расстройство и синдром беспокойных ног.

Похожие материалы