Некоторые иностранные фармкомпании могут прекратить поставки жизненно важных ЛС в Россию

Представители иностранных фармкомпаний обеспокоены падением рубля, что влияет на рентабельность их бизнеса. Некоторые игроки могут сократить поставки убыточных ЛС, другие – продолжают их производить и поставлять без перебоев.

"Мы отменили или сократили заказы на производство лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) на заводах за рубежом", — сказал топ-менеджер иностранного производителя препаратов. По его словам, это может повлиять на 15-20% продаж компании. Производство таких ЛС сейчас нерентабельно из-за падения курса рубля. Он подчеркивает, что только за октябрь доллар подорожал на 7,64%, евро — на 7,77%, с начала года — на 29,81% и на 19,56% соответственно.

По данным DSM Group, сегмент жизненно важные лекарства занимает 34,3% фармацевтического рынка России (в том числе продажи лекарств в аптеках, его оборот в 2013 г. — 609 млрд руб.), из них импорт — это 77,5% в деньгах, пишут vedomosti.ru.

Цены на препараты из этого списка регулирует государство: Минздрав по согласованию с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) регистрирует предельные отпускные цены производителя, регионы устанавливают оптовые и розничные надбавки. Иностранные производители регистрировали цены, исходя из средневзвешенной цены ввоза препарата за второе полугодие 2009 г. и цен в 21 референтной стране. В 2010 г. цены были перерегистрированы в рублях. С тех пор они не пересматривались — действующая методика установления цен на жизненно важные лекарства не позволяет иностранным производителям это делать.

DSM Group сообщает, что с декабря 2013 г. по сентябрь 2014 г. жизненно важные лекарства подорожали в аптеках на 2,9%, на лекарства не из списка — на 8,8%. Для сравнения: за весь 2013 год — на 1 и 4,8% соответственно.

По словам директора по корпоративным связям Pfizer в России Татьяны Смирновой, иностранные компании находятся в неравных условиях по сравнению с российскими, которые могут раз в год корректировать цены с учетом изменения расходов на производство, а также индексировать их на уровень инфляции. В свою очередь генеральный директор российского подразделения Takeda Андрей Потапов заявляет, что если цены на лекарства, входящие в список ЖНВЛП, не будут индексироваться с учетом инфляции и резкого изменения курса валют, который наблюдается в последние полгода, то компания рассматривает возможность остановить или сократить поставки убыточных продуктов.

"Если такое решение будет принято, то в нашем случае это затронет поставки небольшого количества недорогих лекарств, которые могут быть заменены дженериковыми аналогами, рынок этого, возможно, не заметит", — подчеркнул г-н Потапов.

Boehringer Ingelheim планирует поставлять в Россию лекарства из перечня ЖНВЛП в полном объеме и даже подала в Минздрав пять предложений по включению ЛС в этот список, о чем сообщила директор департамента компании Роза Шахидова. По словам Смирновой, производитель препаратов Pfizer также не менял политики по жизненно важным лекарствам и подал заявки на включение нескольких препаратов в перечень. Другие фармкомпании и вовсе не собираются пересматривать свою политику, так как продажи ЖНВЛП не влияют на общие показатели компании.

Представитель Gedeon Richter сказал, что курс рубля влияет на их бизнес в России: 1% девальвации рубля в сравнении с венгерским форинтом ведет к снижению прибыли компании в 550 млн форинтов (около 96 млн руб.).

ФСТ заявляет, что вопросы по поводу насыщения рынка ЛС не относятся к компетенции службы.

Похожие материалы