Кадровые назначения в Минздраве – руководители управлений, департаментов, отделов в новой структуре министерства

Кадровые назначения в Минздраве – руководители управлений, департаментов, отделов в новой структуре министерства
  • Петр Багрий
    Президент ассоциации "Производители лекарств Украины"
  • Олег Мусий
    Заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения
  • Наталья Лисневская
    Экс-заместитель Министра здравоохранения Украины
  • Раиса Богатырева
    Экс-министр здравоохранения Украины
  • Виктор Чумак
    Вице-президент ООРММПУ. Советник Генерального директора ПАО "Фармак". Экс-директор Госфармцентра Минздрава Украины.

Журналисты известного интернет-сайта "Обозреватель" оценили новые кадровые назначения в Минздраве. Оказалось, что обещанная Министром Олегом Мусием новая оргструктура ведомства существенно перераспределяет роли чиновников.

Журналисты известного интернет-сайта "Обозреватель" оценили новые кадровые назначения в Минздраве. Оказалось, что обещанная Министром Олегом Мусием новая оргструктура ведомства существенно перераспределяет роли чиновников. Сообразно этой структуре сделаны и новые назначения.

Изучая успехи, достигнутые Министерством за время правления в нем Олега Мусия, может сложиться впечатление, что единственное, что умеет делать бывший общественник Мусий – это жаловаться на "папередников", которые не дают ему работать, и именно поэтому за полгода в должности им так ничего и не было сделано. Однако, это не отнюдь не так!

Похоже, что министр здравоохранения Мусий принимает активное и непосредственное участие в "реформировании" отрасли. Хотя, увы, и не тех её аспектов, которые принято называть медицинской реформой. Исходя из многих неопровержимых фактов и цифр, становится очевидным, что министр здравоохранения, отважился выстроить новую коррупционную систему закупок, а многое из обещанного и задекларированного новым руководителем Минздрава, к сожалению, разительно расходится с делом.

Who are you, "mr.Багрий"?

По имеющейся у автора информации, в 2014 году коррупционные схемы в министерстве по контролю за процессом государственных закупок под патронатом самого министра Мусия строит небезызвестный фармацевт Петр Багрий – один из самых одиозных функционеров и бизнесменов фармацевтического рынка. Похоже, на гребне постмайдановской эйфории новый "смотрящий" за закупками от бизнеса очертил себе довольно многообещающие перспективы на этот "бюджетный" год и отнюдь не гнушается возможности неплохо заработать на госзакупках. Опытный в этих делах господин Багрий заботливо и со знанием дела с легкой руки министра "от народа" выстраивает новую систему личного (и не только) обогащения.

К сожалению, Майдан рождает большие надежды не только для общества, но и для отдельных персонажей, готовых использовать выгодную ситуацию себе в угоду для решения вопросов личного обогащения. Сотрудничество Багрия и Мусия началось именно на Майдане. Друг и партнер Багрия Михаил Кучирка был неоднократно замечен у сцены Майдана и, в конце концов, стал спонсором Мусия. Именно со связями и деньгами Багрия объясняется странная история с выдвижением простого человека "от народа" Олега Мусия в министры здравоохранения страны по квоте Майдана. Случайных людей на таких постах, как известно, не бывает. И пусть многострадальный народ думает, что наконец-то одного из их "побратимов" за заслуги во имя революционных преобразований удостоили чести быть на высоком государственном посту.

Тендерные закупки всегда были на особо видном счету у руководителей министерства. Новый руководитель отрасли не стал исключением, хотя и неоднократно заявлял, что министерство перестанет быть "министерством торговли".

Новая метла по-новому метет. Смена кадров в "тендерном" здравоохранении.

"Нужные" кадры в Минздраве и Гослекслужбе могут обеспечить весь "подконтрольный" цикл государственных закупок – от управления участниками рынка (участниками торгов) и самим фармацевтическим рынком до сопровождения всего организационно-технического механизма тендерных процедур в министерстве.

В Гослекслужбе задачи были достаточно простые – обеспечить влияние на участников рынка, поэтому и изменения были минимальными – решено было просто поставить туда подконтрольного Багрию зама: Елену Алексееву, до этого работавшую в ассоциации Багрия "Производители лекарств Украины" (АПЛУ), в которой наш герой является президентом.

В Минздраве задачи стояли намного сложнее, поэтому и введение в систему Минздрава подконтрольных кадров было куда более "массированным". Для начала необходимо было ввести заместителя министра – им стала Наталья Лисневская, которую ввел лично Мусий. Выбор на Лисневскую, до этого не имевшую никакого отношения к системе здравоохранения, пал не случайно. Ничего не бывает просто так, и такие назначения не проходят, как говорят, за "красивые глазки".

Помощь в стремительном карьерном взлете Лисневской оказало удачное соседство домами Фили Жебривской (владелица фармзавода "Фармак") и нашего героя Багрия. Соответствующую петицию организовал брат Фили Ивановны небезызвестный Павел Жебривский, некогда видный нунсовец времен Ющенко. Между Жебривским и Лисневской прослеживается прямая связь. На последних выборах в Киевсовет Наталья Александровна шла в депутаты от партии Жебривского Украинская платформа "Собор".

После назначения необходимо было организовать "кураторство" над системой закупок путем подчинения заместителю министра Лисневской "нужных" структурных подразделений, отвечающих в рамках своих полномочий за вопросы сопровождения процедур государственных закупок.

Для этого под Лисневскую была изменена организационная структура Минздрава таким образом, чтобы, не управляя напрямую Тендерным комитетом (официальный куратор закупок в Минздраве, глава Комитета по конкурсным торгам – первый заместитель Министра Руслан Салютин), Лисневская могла контролировать всю систему закупок через подчиненные ей структурные подразделения.

В ее подчинении по воле Мусия оказались ключевые по системе закупок структурные подразделения министерства. В частности, именно подчиненное Лисневской Юридическое управление отвечает за согласование тендерных процедур, документации конкурсных торгов и договоров закупки, профильных внутренних приказов Минздрава, которые касаются порядков и положений об организации закупок в министерстве.

Следующее структурное подразделение – Сектор по вопросам предотвращения и выявления коррупции. Официально именно на сотрудников этого подразделения Минздрава возлагается ответственность за борьбу с коррупцией в системе госзакупок.

Ну, а Управление фармацевтической деятельности ведомства – отвечает за важнейшие вопросы регистрации препаратов, которые могут закупаться за госсредства, а главное – за регистрацию граничных изменений цен, без декларирования которых участник торгов просто не может участвовать в торгах Минздрава.

Таким образом, Лисневская может через подотчетные ей подразделения министерства полностью контролировать государственные закупки, официально за них не отвечая, а в нужный момент, по собственному хотению "дергая за ниточки" тех или иные ответственных руководителей.

О ее роли в системе говорит и то, что госпожа Лисневская активно "крышует" деятельность советников бывшего министра Богатыревой–Виктора Чумака и Ольги Баулы, – которые до сих пор контролируют всю регистрацию лекарственных средств через ГП "Государственный экспертный центр Минздрава". А ведь это означает контроль за "рынком" препаратов – их доступом на рынок и возможность формирования всевозможных административных барьеров для нелояльных участников рынка.

И новые назначения в системе просто поражают своей "новизной".

На должность руководителя Управления фармацевтической деятельности возвращается Людмила Коношевич, которая контролировала эти процессы еще при министре Богатыревой... Так, где же антикоррупционные принципы Олега Степановича? А если они не для всех, то зачем министру врать премьеру и людям, что все уволены?

Директор департамента кадров – Николай Осийчук, – который был назначен Богатыревой для "управления" всеми должностными назначениями в отрасли и вузов. И как результат, Мусий вместе с Осийчуком сделал "перетряски" в составе главных внештатных специалистов Минздрава лично без публичного обсуждения, без проведения конкурса и даже без публичного объявления, "кулуарно". Как говорится, вот они, новые стандарты и принципы открытости власти.

Ответственная за мониторинг и сопровождение государственных целевых программ по-прежнему Алена Дерибон. Чиновница, которая разменяла второй десяток лет работы в министерстве (похоже, есть какой-то интерес, и есть за что держаться в этом министерстве) и находила "общий язык" со всеми руководителями министерства, получила гарантии от Олега Мусия и продолжает работать и услуживать новому руководству. Начальник Отдела государственных закупок Игорь Осадчий по-прежнему также находиться на своей должности. А ведь он секретарь коррумпированного тендерного комитета министерства времен Богатыревой.

Что интересно, при всем при этом, официально отвечать за проблемы с закупками приходится первому заместителю Министра Руслану Салютину. Являясь профильным замом, курирующим закупки, и главой Тендерного комитета (Комитета по конкурсным торгам) Руслан Викторович, судя по измененной организационной структуре, контролирует фактически только Отдел государственных закупок, отвечает за связи с общественностью и органами государственной власти, опекается гражданским здоровьем населения.

Фактически, Салютин не может контролировать и влиять на процедуры закупок. В процессе организации и осуществления закупок задействованы структурные подразделения, которые ему не подчинены, кроме отдела государственных закупок. А последний выполняет сугубо техническую функцию по подготовке документов, повестки дня заседания тендерного комитета. Максимум, что может этот отдел – это своевременно информировать главу комитета Салютина о насущных проблемах – несогласованной документации конкурсных торгов, незарегистрированной цене на препарат, проблеме с договорами закупки – все эти вопросы в зоне ответственности подразделений Минздрава, которые подчинены Лисневской, а не Салютину.

А отвечать перед обществом и проверяющими органами приходится не Лисневской, а именно Салютину.

Также обстоит дело и с членами Комитета по конкурсным торгам, которые в основном находятся в подчинении Лисневской и могут "управлять" процессом закупок и принятием решений так, как им заблагорассудится. Из общего состава Комитета Салютин, как его глава и начальник отдела государственных закупок Игорь Осадчий – секретарь комитета, явно не могут рассчитывать на принятие решения в виду малого числа их голосов. Тендерный комитет состоит из 12 человек, в основном руководителей структурных подразделений Минздрава.

Вот и получается, что Салютин играет роль зицпредседателя "Фунта". Уже более 4 месяцев система государственных закупок фактически стоит на месте. Салютин беспомощен и бессилен, нервно "топчется на месте"– на сегодня на 2014 бюджетный год нет еще ни одного факта проведенной тендерной закупки и ни одного заключенного договора закупки необходимых препаратов для больных.

Старые кадры системы закупок Минздрава на службе у Мусия-Багрия: "люстрація вже сьогодні"

Хочется добавить, что в это время Мусий со всех трибун кричал, что уволил всех причастных в Минздраве к коррупционным схемам и очистил Минздрав от людей Богатыревой. Для лояльности лечебного корпуса Мусий "обезглавливает" профильный департамент министерства. Земляк Мусия львовянин Николай Хобзей (директор Департамента реформ и развития медицинской помощи) оказался не очень удобным. Именно сотрудники его департамента входят в составы профильных постоянных рабочих групп и номенклатурных комиссий по сопровождению государственных закупок и отвечают за формирование медико-технической части предмета закупки – то есть, какие препараты, в каких количествах и каким требованиям они должны отвечать, чтобы закупаться за государственные средства.

Одновременно происходило и формирование неформальной системы управления торгами в Минздраве через назначение советников. Похоже, пытаясь помочь своему заместителю Салютину, министр Мусий назначает ответственным за закупки своим советником еще одного небезызвестного бывшего "деятеля" министерства Виталия Коблоша.

Интересно, что этот персонаж также из "бывших"– во времена министра Анищенко и Богатыревой возглавлял юридический департамент и был членом тендерного комитета Минздрава.

Благодаря личным знакомствам с сотрудниками Минздрава, которые остались на своих должностях вопреки заявлениям Мусия о люстрации, и поддержке самого министра, этот чиновник развил бурную деятельность в процессе подготовки торгов. Об этом свидетельствует то, что Виталий Владимирович недавно не только переехал в кабинет Галины Довганчин (бывшей замглавы тендерного комитета, как правило, его проводившего), но и во время гипертонического криза Салютина (главы тендерного комитета) проводил заседания этого комитета. При этом, не являясь не только членом тендерного комитета, но и просто даже сотрудником Минздрава. Уже это одно показывает насколько Коблош уверенно взял под контроль процедуры закупок в Минздраве, заботливо для себя "ознакомив" с новой системой работы технические кадры – секретаря тендерного комитета (начальника отдела государственных закупок) Игоря Осадчего, который выполняет техническую функцию за сопровождение тендерных процедур и подготовку необходимых документов.

О влиянии на систему Петра Багрия говорит и персональный состав Комитета по конкурсным торгам Минздрава (Тендерного комитета). Туда вводят исключительно угодных и лояльных чиновников Минздрава. Не случайно, в измененной редакции приказа Минздрава нашла себе место А. Дерибон и другие бывшие сотрудники Минздрава. В Тендерный комитет Минздрава времен Мусия входят ВСЕ старые кадры (кроме Салютина) министерства. То есть "главный рассадник коррупции" предыдущей власти в министерстве сохранился. Вот тебе и люстрация времен Олега Степановича! А ведь Тендерный комитет – главный ответственный орган Минздрава по закупкам. Кто контролирует комитет – тот контролирует закупки.

Ну, и в довершение схемы контроля, обычно налаживают контакты с силовыми структурами. Ведь кто-то должен обеспечивать безопасность и "крышевать" действующие схемы и помогать расследовать схемы "попередников". Этим человеком стал "проверенный кадр" – Дмитрий Демьяненко ОДРом (офицером действующего резерва) отдела "Коррупции" СБУ. Демьяненко напрямую связывают с видным "деятелем" фармрынка Борисом Литовским и нашим героем Багрием. При этом говорят, что за возвращение Демьяненко и на службу в СБУ и на должность в Минздраве главу СБУ В.Наливайченко просил лично министр Мусий.

Вот так устроена новая схема "тендерной мафии" которую создал Олег Мусий по заказу Петра Багрия.

Где деньги, дорогой друг?

Багрий, как хозяин Мусия, может рассчитывать на барыши и выгоды от функционирования отстроенной им "тендерной мафии". Торги только начались, и еще толком не состоялись, а первые плоды Багрий уже пожинает. Вот только некоторые из них:

А. Выгоды по туберкулезу. Как известно, еще со времен дружбы с главным фтизиатром Минздрава Юрием Ивановичем Фещенко одним из приоритетов Багрия была программа борьбы с туберкулезом. Вот в этой программе и обнаружились следы деятельности Багрия. Явно не без участия Петра Ивановича изменена методика расчета потребности противотуберкулезных препаратов, что привело к резкому росту доли закупки препаратов 2 ряда – то есть дорогостоящих и высокорентабельных для фармпроизводителей, а это десятки миллионов гривен новых заказов для предприятий Багрия и, в то же время, прямых потерь бюджета.

Параллельно с изменением методики расчета потребности у противотуберкулезных препаратах в протоколах лечения появился препарат "Теризидон", который в несколько раз дороже, чем его аналог – "Циклосерин". И если в прошлой версии протокола эти препараты были взаимозаменяемыми (заказывать можно было или один или другой препарат, соответственно заказывали более дешевый "Циклосерин"), то сейчас "Теризидон" выделили в отдельную строчку, что позволит при соответствующем стимулировании врачей в регионах получать сверхприбыли при поставке этого препарата.

Б. Выгоды по онкогематологии. В программе лечения онкогематологических заболеваний 42% средств, а именно 18,5 млн грн, направляется на закупку одного препарата с действующим веществом "Ритуксимаб". Стоимость лечения препаратом от 100 до 200 тыс. грн. Альтернативные схемы лечения имеют стоимость курса до 3 тыс. грн. Закупаемого препарата хватит, чтобы вылечить только 180 пациентов, Расчеты произведены в ценах 2013 года. В реалиях 2014 года цену нужно увеличить на 40-60%. Как вы думаете, кто выпускает и продает Минздраву этот препарат – правильно Петр Багрий и его компания "Люмьер-Фарма".

В. Выгоды по гемофилии. Заявки регионов в препарате "Новосевен" на половину больше реальной потребности. Его для потребностей Минздрава предлагает Петр Багрий. Рентабельность продаж – соответственная. В 2014 году серьезно увеличились объемы заказа регионами единственного монопольного препарата для лечения коагулопатий – "Новосевен" (эптаког альфа активированный VIIa), который продвигает известная компания NovoNordisk (Дания). Стоимость 1 флакона с минимальной дозировкой составляет 21 тыс. грн в ценах 2013 года. Какая будет стоимость препарата в текущем году, уже известно. На торги участники предложили цены в 30-31 тыс. грн. Учитывая, что это монопольная позиция – Петр Багрий, очевидно, заложил в повышение цены все, что посчитал нужным.

Препарат "Новосевен" используется для лечения наиболее редкого типа гемофилии – ингибиторной формы гемофилии. Всемирная федерация гемофилии (ВФГ) указывает, что в государствах вроде Украины, у которых не хватает средств на индивидуальное лечение каждого больного гемофилией А, В, болезнью Виллебранда и другими коагулопатиями, первым приоритетом должно быть полное обеспечение лечения гемофилии А (более 80 % случаев). Анализ заявок регионов на 2014 год по взрослой гемофилии подтвердил о нецелевом расходе средств в размере 2,5 млн грн по таким причинам:

- препарат "Новосевен" заказан регионами, в которых отсутствуют больные (sic!) с такими осложнениями, как ингибиторная форма гемофилии. То есть, здесь коррупция потеряла всякий стыд и попросту нагло и цинично лезет в глаза;

- регионы намерено уменьшили обеспечение лечения базовой нозологии гемофилии А в пользу увеличения объема дорогостоящего монопольного препарата "Новосевен". Каковы результаты таких жестоких чудес отечественной коррупции?

По сравнению с 2013 годом:

- охват лечением больных гемофилией А снизился с 37% (2013 год) до 30% (2014 год). 30 больных гемофилией А не получат лечения необходимыми препаратами.

- в 2014 году на 14% увеличилась обеспеченность препаратом "Новосевен". Теперь она составляет 35% от 100% потребности лечения этим препаратом. И это в ценах 2013 года.

Экономика "новой схемы"

Результаты работы Баргия-Мусия в секторе государственных закупок имеют конкретную цену, которая поддается несложному расчету.

Уже совершились первые раскрытия на торгах в Минздраве. И хотя торги не состоялись из-за превышения цен, анализ цен предложений участников торгов позволяет показать, сколько же министр-антикоррупционер заложил для своей схемы, поверх того, что закладывала, по его словам, бывшая коррупционная власть. А ведь министр заявлял, что коррупционная составляющая "попередников" составляла 30-50%. Если это правда, что учитывая такой якобы "откат" и экономические реалии сегодняшнего дня, по идее, убери министру "коррупционную составляющую", так цены закупок в этом году должны были остаться на уровне прошлого года. Но нет. Мало того, что сохранилась коррупционная маржа, так еще аппетиты растут. Об этом свидетельствует уровень цен на торгах этого года.

Экономика "схемы" выглядит следующим образом. Судите сами.

В этом году наблюдается девальвация курса национальной валюты по отношению к доллару в среднем порядка 40%.

В тоже время известно, что в этом году введено ПДВ в размере 7% (в соответствии с Законом Украины "О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине" от 27 марта 2014 года введено НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в размере 7%). Таким образом, курс "пошел" на 40% плюс 7% ПДВ, имеем:(100+40)*1,07= 149,8%. То есть на 49,8% повышение цен является обоснованным экономической ситуацией. Да-да, всё именно так плохо, и если бы цены выросли на 49,8%, то мы могли бы говорить о том, что Мусий не справился с коррупционной составляющей, и провел закупки на том же уровне, что и "папередники". Однако ж. По результатам раскрытий предложений участников торгов от 10 июня этого года на закупках препаратов для лечения гемофилии Минздрава среднее повышение цен препаратов крови составило 55,8%. То есть даже не 149,8, а еще на 6% больше. Неплохо. И это при сохранении заявленной Мусием коррупционной составляющей "попередников" в 30-50%. Если эта маржа была – то министр, выходит, ее сохранил. Учитывая экономические барыши от схемы работы, становиться понятным, почему новоназначенный министр Мусий на публике в своих многочисленных интервью не единожды заявлял, что в этом году будет контролировать каждый договор закупки лично, дабы не допустить коррупции.

Впрочем, схема неплохо выстроена и продумана, однако из-за непрофессионализма кадров работает в целом неэффективно для системы здравоохранения. Подтверждение – на сегодня не закуплен ни один препарат по тендерным закупкам этого года. Министр со своей "закупочной командой", в которой НЕТ ни одного нового человека (кроме Салютина), явно не может справиться с вызовами сегодняшнего дня. Бездарные кадры его явно подводят.

Министр Мусий живет в собственном мире и не видит очевидного – препаратов в регионах нет. От одних заявлений, что лекарства есть, они явно в больницах не появятся. Больные сами могут оценить ситуацию с обеспеченностью препаратами.

Ведь мало рассчитывать на "тендерные барыши", надо еще и работать. Система закупок сегодня доведена до ступора, а больные остались без нужных препаратов. Что перевесит – соблазн тендерной таксы тандема Мусий-Багрий или отчаяние доведенного до крайнего точки кипения пациента будет видно в ближайшее время?

Похожие материалы