C того момента, как каталка с пациентом выедет из отделения неотложной помощи, государство перестанет за него платить, – эксперт о медреформе

C того момента, как каталка с пациентом выедет из отделения неотложной помощи, государство перестанет за него платить, – эксперт о медреформе

Машина скорой помощи приедет к вам бесплатно, вам поставят предварительный диагноз, транспортируют в больницу интенсивной терапии, там бесплатно примут в отделении неотложной помощи, но кто должен оплачивать дальнейшее лечение – непонятно.

«В контрактной модели медицинского обслуживания, которую нам предлагают авторы медицинской реформы, нет ничего плохого. Вопрос в том, как она будет работать в украинских реалиях», – считает руководитель направления менеджмента Украинской ассоциации семейной медицины и заместитель председателя правления Всеукраинского врачебного общества Константин Надутый.

Редакция законопроекта о государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств, вынесенная на голосование 17 октября, откровенно популистская. Предполагается, что государство на контрактной основе будет оплачивать множество услуг и видов медпомощи, на которые просто не хватит средств. Первоначальная же редакция содержала значительно белее скромный и, возможно, гораздо более реалистичный список оплачиваемых за бюджетный счёт услуг и лекарственных средств.

Машина скорой помощи приедет к вам бесплатно, вам поставят предварительный диагноз, транспортируют в больницу интенсивной терапии, там бесплатно примут в отделении неотложной помощи, но кто должен оплачивать дальнейшее лечение – непонятно.

Представьте, что пациента необходимо отправить в отделение реанимации: с того момента, как его каталка выедет из отделения неотложной помощи, государство перестанет за него платить. Так что панацеей медицинская реформа в том виде, в котором её приняли 19 октября, точно не станет. Для того чтобы безболезненно реформировать систему, нужно 10–11% ВВП. Украинский показатель – 7,4%, но бюджетные средства составляют только треть необходимой суммы, остальное – наличные деньги из карманов пациентов. В 2018 году на здравоохранение планируют потратить 2,5% ВВП.

Если говорить о медицинских специалистах первичного звена, тут тоже не совсем понятно, на что рассчитывают авторы реформы. Они делают ставку на сотрудничество с частнопрактикующими семейными врачами, как будто у большинства специалистов такой квалификации по определению должна быть предпринимательская жилка и желание открыть свой кабинет.

«Примерно 50% семейных врачей, которые сегодня работают в Украине, люди предпенсионного возраста. Вряд ли после принятия закона они бросятся открывать собственный бизнес. Я уж не говорю о том, что семейных врачей в стране в принципе не хватает, а по новому закону у них будет возможность варьировать собственную загруженность», – подчеркивает эксперт.

Теоретически введение контрактной модели должно порождать конкуренцию между провайдерами медицинских услуг. То есть у больных должна появиться возможность выбирать врачей. На практике, в условиях нехватки специалистов, гораздо вероятнее, что врачи будут выбирать пациентов. Кто станет брать стариков, людей с тяжёлыми заболеваниями и прочих «невыгодных» клиентов?

«Можно рассчитывать на то, что появится больше семейных врачей, но произойдёт это не завтра. Во-первых, уже в вузе студенты привыкают к мысли о том, что эта специализация не из лучших. Если ты умный, станешь гинекологом, если не очень – семейным врачом. Тех, кто всё-таки получает такую специальность, массово перекупают европейцы. В Словении, например, интернам первичного звена предлагают 3 тысячи евро в месяц. Украинский рынок просто не может с этим конкурировать», – объясняет Контантин Надутый.

Похожие материалы