Из-за отмены печатей рейдерам станет проще отжимать бизнес: важные подводные камни дерегуляции

Из-за отмены печатей рейдерам станет проще отжимать бизнес: важные подводные камни дерегуляции

Главная цель новации – упростить работу бизнеса. Однако упростятся и преступные схемы рейдерского захвата предприятий. Фармацевтика Украины пережила тяжелый период рейдерства в 2007 году, когда атакам подверглись крупнейшие заводы Дарница, Фармак, БХФЗ.

Не успели в Украине отменить обязательное использование мокрых печатей для бизнеса (соответствующий закон на днях утвердила Верховная Рада), как юристы уже принялись рассуждать, так ли полезно будет это нововведение для предприятий и обычных людей. И нашли в нем не только плюсы, но и минусы.

Лишняя печать

Стоит отметить, что попытка отказаться от печатей в нашей стране предпринималась и ранее. В 2014 году депутаты приняли закон, предусматривающий некоторые послабления для бизнеса. Однако обязательное наличие печати на документах осталось в нормах многих специальных законов. Новая редакция документа отменила как раз эти нестыковки.

Главная цель новации – упростить работу бизнеса. Теперь государственные и местные органы власти не имеют права требовать наличия печати на официальных документах. За нарушение этого правила даже ввели административную ответственность и штрафы.

«За отказ принять документ без печати предусмотрен штраф в размере 50 –100 необлагаемых минимумов, а это 850–1700 грн», – отметила управляющий партнер ЮК Prove Group Юлия Репина.

Кому нововведение точно пойдет на пользу, так это компаниям, имеющим международные контракты. Украинские чиновники, проверяя внешнеэкономические документы, нередко тормозили сделки из-за отсутствия печатей, от которых на Западе давно отказались.

«На границах не будет простаивать товар, который не пропускают из-за отсутствия оттисков на сопроводительных документах нерезидентов», – отметила Юлия Репина.

Бизнес, работающий на внутреннем рынке, получит в качестве бонуса сэкономленные на изготовлении печати несколько сотен гривен и «облегчение» в судебных спорах.

Ведь теперь отсутствие мокрого оттиска на документе не станет основанием для признания его недействительным. Сейчас даже для копии достаточно подписи руководителя предприятия или уполномоченного лица. Причем и нотариальное заверение копии не всегда обязательно.

«Основным доказательством достоверности документа стала подпись и ее экспертиза по договору», – отметил юрист международной юридической группы «Leman» Владислав Чуприна.

Печать, конечно, обеспечивает более высокий уровень защиты документа от подделки, признают юристы. Но и он часто преувеличивается: печать можно потерять, украсть, использовать без ведома руководства или владельцев бизнеса, подделать. «Был случай, когда предприятие имело две печати – оригинальную и дубликат. Они отличались только по размеру, на 0,5 мм. Иногда применяли дубликат и потом доказывали, что договор был недействителен. То есть, и печать может стать инструментом для махинаций», – рассказал Чуприна. Как уточнил юрист, после отмены обязательной регистрации оттиска печати в МВД в 2011 году (по нему проверяли действительность печати), ее юридическая сила сильно упала. Теперь процедура проверки достоверности станет проще: надо будет провести экспертизу почерка человека, уполномоченного подписывать документы. Однако процедура это недешевая – от 2 тыс. грн до 8 тыс. грн, а длится она в среднем 30 дней. «Срок зависит от того, кто проводит экспертизу. Если Киевский научно-исследовательский институт, то у них и до 4-6 месяцев доходит», – пояснил управляющий партнер АО «Suprema Lex» Виктор Мороз.

Помогли рейдерам

Впрочем, отмена печати все же таит немалые риски, признают юристы. Концепция «вижу печать – верю» теперь работать не будет, поэтому бизнес станет искать новые подстраховки. Юлия Репина считает, что, как минимум, предпринимателю придется изучить внешность всех своих партнеров и контрагентов, чтобы в случае чего вычислить подставное лицо.

Однако главный риск отмены печатей — упрощение возможностей для рейдерских захватов. Теперь решение органа управления предприятия, того же совета директоров, не подлежит обязательному скреплению фирменной печатью. В то же время госрегистраторы не обязаны и даже не имеют полномочий проверять подписи на документах, которые им предоставляются. «То есть, любой человек может по коду ЕГРПОУ или названию компании посмотреть, кто является директором или подписантом предприятия, и просто «нарисовав» решение, например, о смене руководства, подать его государственному регистратору», – рассказала Юлия Репина. С коллегой согласен и Виктор Мороз.

«Захваты предприятий упростятся и станут массовыми. Суть любой рейдерской атаки в скорости. А отсутствие печатей играет именно на оперативность мошенников. Достаточно подделать устав, прописав, что предприятие работает без печати, быстро зарегистрировать документ и вывести ценные активы», – рассказал эксперт.

Также, по мнению адвоката, увеличатся риски банков по выдаче кредитов. Ведь без печати предприятию, особенно имеющему в финансовом учреждении своего человека, будет проще собрать пакет «левых» документов, а у банка даже не будет юридических оснований отказать такому заемщику. «Нормы закона касаются и банков, и строительного рынка. После вступления закона в силу НБУ должен будет привести свои акты в соответствие новыми требованиями», – отметил Глеб Сегида.

Похожие материалы