Глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева об агонии группы "Финансы и Кредит" Константина Жеваго

Глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева об агонии группы "Финансы и Кредит" Константина Жеваго

Идет ли речь о продаже или залоге имущества фармацевтической корпорации "Артериум" и других непрофильных активов олигарха?

Основной акционер банка "Финансы и Кредит" Константин Жеваго нарушил представленный им график поступлений, что привело к падению средств на корсчете банка до недопустимо низкого уровня и стало причиной признания его неплатежеспособным. Об этом сообщила глава Национального банка Украины (НБУ) Валерия Гонтарева в интервью изданию Сегодня.ua.

"Акционер не выполнил график, связанный как с поступлениями от его имеющегося бизнеса, так и с продажей его непрофильных активов", – сказала глава НБУ. Она пояснила, что этот график был составлен, когда Национальный банк 17 августа вывел банк "Финансы и Кредит" из статуса проблемного, в котором он пребывал предыдущие 7 месяцев.

Описывая историю банка "Финансы и Кредит", глава НБУ указала, что банк был неплатежеспособным уже в 2009 году. "Но ему выдали рефинансирование, усугубив и продлив агонию на следующие семь лет", – считает глава центробанка. Она уточнила, что всего банк получил несколькими траншами в 2009-2010 годах 6,4 млрд грн рефинансирования, тогда как его капитал составлял всего 2 млрд грн.

"Акционер всегда воспринимал данные средства не как обязательство банка, которое он должен возвращать кредитору, а как ресурсы, которые ему даны для того, чтобы он продолжал строить свою промышленную империю. То есть, Национальный банк в этот момент превратился из кредитора последней инстанции в провайдера капитала, а это категорически недопустимо для любого центробанка мира", – добавила В.Гонтарева.

Гонтарева сообщила, что в июле 2014 года провела первый очень серьезный разговор с Жеваго, на котором сообщила, что Нацбанк не будет помогать "Финансам и Кредиту" ликвидностью, поскольку отношение средств, полученных от НБУ, к капиталу банка, превышает все разумные нормы, а также предложила акционеру начать продажу своих непрофильных активов или привлечь под них финансирование для поддержки банка.

"Пожалуйста, определитесь, какой бизнес для вас основной и сконцентрируйте свои усилия на нем. Скорее всего, для вас core (ключевым – англ.) бизнесом является Ferrexpo. Поэтому подумайте, какой неосновной бизнес вы сможете продать, чтобы погасить кредиты связанных с вами лиц... Я ему впервые сказала: у вас КрАЗ, у вас "Артериум", у вас "Росава", у вас ТЭЦ…", – описала тот разговор глава НБУ. По ее словам, К.Жеваго возражал, ссылаясь на то, что выгодно продать активы в сложившейся ситуации невозможно. "Весь год у нас с ним был разговор: определитесь, что для вас основное, а что – остальное. Да, дистрессовая цена, но все равно оно чего-то стоит. Не хотите продавать, у вас есть хорошие активы, можете их перекредитовать в другом месте и погасить кредиты", – отметила В.Гонтарева.

Гонтарева также подтвердила, что как минимум один объект из перечисленных непрофильных активов Константин Жеваго заложил. Речь идет о Белоцерковской ТЭЦ.

"Акционер нас, наконец, услышал и принес график поддержания ликвидности за счет продажи непрофильных активов, который он обязался выдерживать", – добавила В.Гонтарева, говоря о лете 2015 года, и напомнила, что реализовать он его так и не смог.

В.Гонтарева отвергла наличие какой-то политической подоплеки в том, что банк "Финансы и Кредит" был признан неплатежеспособным. "Когда первый банк пошел под откос, то, наверное, политическую подоплеку видели. Но на самом деле – это конец эры олигархического бэнкинга. Тот, кто этого не понял, с ним может произойти то же самое. Тот, кто понял, – продает непрофильные активы, капитализирует свой банк, идет на график сворачивания инсайда на три года – для него созданы все условия, чтобы оздоровить и укрепить банк", – подчеркнула глава НБУ.

Похожие материалы