Минздрав провалил второй этап финансовой децентрализации

Минздрав провалил второй этап финансовой децентрализации

За пять месяцев реформы министерства здравоохранения, образования и финансов так и не смогли утвердить нормативы бюджетной обеспеченности регионов.

Министерство здравоохранения Украины оказалось в числе тех ведомств, которые не смогли за пять месяцев реформы утвердить нормативы бюджетной обеспеченности регионов. Об этом пишет Юлия Самаева для "Зеркало недели. Украина".

По словам автора, Минздрав спустил на тормозах второй этап децентрализации, который касался 100%-го финансирования делегированных государственных полномочий. За прошедший год министерство так и не создало нормативы бюджетной обеспеченности регионов, которые должны быть утверждены на основе социальных стандартов. Для этого необходимо сесть за один стол представителям Минздрава, Минфина и Минобразования, отмечает журналист.

"На самом деле просто передать полномочия и дать на них денег "сколько есть" — это не децентрализация и не реформа, эта привычная форма взаимоотношений центральной и местных властей. Если государство возлагает на местную общину обязанность, например, обучить 1000 детей, оно должно определить, какие конкретно услуги должны предоставить местные власти, что будет показателем качества предоставления этих услуг, сколько денег необходимо для выполнения этой функции в каждом конкретном случае. Это и есть нормативы бюджетной обеспеченности", — пишет Самаева.

В качестве примера она приводит рост доходов местных бюджетов, о котором отчитываются власти. Так, за январь—апрель 2015 года без учета трансфертов в общий фонд местных бюджетов поступило 28,8 млрд грн. Это — свыше 39,2% от годового планового показателя, который утвержден местными советами.

"Однако не стоит обольщаться этими финансовыми победами. Пока говорить о реальном успехе реформы рано. Если разобраться в сути вопроса, становится ясно, что показатели несколько завышены, а правительство (впрочем, не впервые) манипулирует цифрами. И когда Минфин говорит о 8 млрд грн дополнительных доходов, полученных местными бюджетами, то не случайно уточняет, что речь идет об общем фонде. Благодаря реформе фискальной децентрализации база общего фонда была расширена. Его поступления увеличились не только благодаря девальвационным процессам, но и передаче единого и экологического налогов и налога на недвижимое имущество из специального фонда. Так что увеличение "обеспечено" перекладыванием финансового ресурса из правого кармана в левый", — подчеркивает Самаева.

Похожие материалы