100 дней Михаила Пасечника в кресле Главы Гослекслужбы: то, о чем не напишут в официальном интервью

100 дней Михаила Пасечника в кресле Главы Гослекслужбы: то, о чем не напишут в официальном интервью
  • Михаил Пасечник
    Экс-глава Гослекслужбы Украины
  • Олег Мусий
    Заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения
  • Раиса Богатырева
    Экс-министр здравоохранения Украины
  • Виктор Чумак
    Вице-президент ООРММПУ. Советник Генерального директора ПАО "Фармак". Экс-директор Госфармцентра Минздрава Украины.

Представляем Вашему вниманию альтернативный взгляд на деятельность Михаила Пасечника и разворачивающиеся события, которые Гослекслужба предпочитает не афишировать.

30 сентября 2014 г. на официальном веб-сайте Государственной службы Украины по лекарственным средствам было размещено интервью с руководителем Службы Михаилом Пасечником под названием "100 дней открытого диалога". Представляем Вашему вниманию альтернативный взгляд на деятельность Михаила Пасечника и разворачивающиеся события, которые Гослекслужба предпочитает не афишировать.

Главным достижением прошедших 100 дней Михаил Пасечник называет создание рабочих групп Гослекслужбы, разрабатывающих предложения по изменениям в действующее фармацевтическое законодательство по 5 направлениям. При этом, Глава Гослекслужбы подчеркивает: "С первых дней моей работы во главе Гослекслужбы избран курс на максимальную открытость в общении с предпринимательским сообществом и общественностью". На сайте ведомства размещены данные о персональном составе всех 5 рабочих групп. И состав этот весьма любопытен и крайне показателен.

В Рабочую группу по вопросам медицинских изделий включено 47 человек. Из них 15 представителей госструктур (Минздрав, Гослекслужба, подконтрольные госпредсприятия), 16 представителей бизнес-объединений, 15 представителей частного бизнеса и 1 представитель пациентов. При этом, руководство Гослекслужбы связано финансовыми интересами с частным бизнесом, участвующем в работе группы. Как впрочем и объединения, в которые входит тот же частный бизнес.

При этом, в якобы паритетном диалоге "госрегулятор-бизнес-пациент" пациенту отведен 1 голос из 47. Да и тот не без греха. В Рабочей группе интересы пациентов представляет Сергей Гришко из Совета по защите прав и безопасности пациентов Виктора Сердюка, одиозного общественного деятеля времен Раисы Богатыревой (В. Сердюк много лет проработал в фармбизнесе, а сейчас его Совет специализируется на создании искусственного ажиотажа в СМИ по заказу представителей фармрынка).

Рабочая группа по вопросам GMP состит из 44 человек. Удивительно, но в этой группе решения также принимает бизнес: 21 представитель частного бизнеса, 8 – от бизнес-объединений, 14 – близкие к представленным бизнес-объединениям чиновники. И вновь только 1 борец за права пациентов – сам Виктор Сердюк, Президент Совета по защите прав и безопасности пациентов.

Рабочая группа по вопросам контроля качества лекарств – 33 члена группы: 14 от фармбизнеса, 6 от объединений и ассоциаций, 12 подконтрольных чиновников и 1 представитель знакомого нам Совета по защите прав и безопасности пациентов – Татьяна Туринина.

Рабочая группа по вопросам лицензирования импорта лекарственных средств – 48 членов группы: 27 от фармбизнеса, 7 от объединений и ассоциаций, 12 подконтрольных чиновников и 2 представителя все того же Совета по защите прав и безопасности пациентов – Виктор Сердюк и Ольга Скорина.

Рабочая группа по оптовой и розничной торговле лекарственными средствами – 37 членов группы: 19 от фармбизнеса, 6 от объединений и ассоциаций, 11 подконтрольных чиновников и 1 представитель Совета по защите прав и безопасности пациентовснова Татьяна Туринина.

С одной стороны, не может не радовать желание бизнеса участвовать в развитии фармацевтического рынка Украины. С другой же – в состав всех рабочих групп от лица пациентов включены представители всего лишь одной общественной организации, частенько работающей на Главу Гослекслужбы Михаила Пасечника. И даже если предположить, что Совет по защите прав и безопасности пациентов вдруг стал незаангажированым и честным – его представителей критично мало для противостояния давлению бизнеса. Кто-то предположит "группа создана с целью выработки коллегиальных решений", но согласитесь сложно принимать коллегиальное взвешенное решение, если в каждой из рабочих групп десятки представителей одной и той же "группировки фармрынка", пролоббировавшей в свое время назначение и самого Михаила Пасечника, и его первого зама Елены Алексеевой, и даже одиозного министра Олега Мусия.

После анализа состава всех 5 рабочих групп слова Михаила Пасечника выглядят почти издевкой над пациентами: "Дискуссия должна быть открытой, проходить исключительно в экспертном кругу специалистов - представителей всех звеньев отрасли, а уже общественность, прежде всего, потребители препаратов и предприниматели, должны почувствовать реальный эффект от внедрения новых нормативно-правовых инициатив". То есть в разработке нормативно-правовых актов должны принимать участие только лица, приближенные к самому Пасечнику и финансирующим его бизнесменам? А пациентам и остальным предпринимателям придется "чувствовать реальный эффект" тогда, когда менять что-либо будет уже поздно?!

Отдельный вопрос и по выбору того самого "экспертного круга специалистов". К примеру, среди экспертов значится Виктор Чумак, советник экс-министра здравоохранения Раисы Богатыревой, возглавлявший Государственный фармакологический (ныне – экспертный) центр МОЗ Украины и отметившийся шлейфом скандалов в связи с регистрацией Центром некачественных, небезопасных лекарств без доказательной базы. Кстати Виктор Чумак включен в состав сразу трех рабочих групп как советник Генерального директора ПАО "Фармак". Видимо, лучшего эксперта по вопросам лицензирования импорта, GMP и, что главное, контроля качества лекарств не нашли.

Какими же будут подготовленные рабочими группами проекты нормативно-правовых актов, если сомнения вызывает как их персональный состав, так и вероятные коррупционные связи с самим Пасечником?

Возвращаясь к интервью Михаила Пасечника, следует отметить, что, кроме огромного количества детально описаных проектов нормативно-правовых актов, с завидной, но безрезультатной частотой эмитируемых Службой, 100 дней чиновника можно отметить двумя событиями: лоббированием отмены лицензирования импорта лекарств, которое вернет на аптечные полки препараты сомнительного качества, и "крышеванием" аптечной кодеиновой наркомании.

Напоследок хотелось бы напомнить Михаилу Францевичу, что функционирование Гослекслужбы Украины призвано, в первую очередь, обеспечить пациентов качественными, эффективными и безопасными лекарствами и медизелиями. Именно интересам пациента должна быть подчинена деятельность государственного регулятора. Однако сегодня М. Пасечник публично заявляет: "Гослекслужба Украины планирует и в дальнейшем следовать выбранному курсу по налаживанию плодотворного, конструктивного диалога с операторами рынка". Видимо, диалог с бизнесом для этого чиновника – превыше всего!

Похожие материалы