Юристы Arzinger рассказали участникам украинского фармрынка об основных налоговых рисках и способах управления ими

В продолжение серии специализированных мероприятий для представителей фармацевтической отрасли и сферы здравоохранения Адвокатское объединение Arzinger провело 12 апреля бизнес-завтрак на тему «Участники украинского фармацевтического рынка: основные нал..

В продолжение серии специализированных мероприятий для представителей фармацевтической отрасли и сферы здравоохранения Адвокатское объединение Arzinger провело 12 апреля бизнес-завтрак на тему «Участники украинского фармацевтического рынка: основные налоговые риски и управление ими». С докладами выступили юристы налоговой практики Arzinger: партнер и руководитель практики Павел Ходаковский, а также старший юрист Светлана Языкова.

В своем выступлении Павел Ходаковский остановился на различиях и особенностях форм «присутствия» иностранных фармкомпаний на украинском рынке, среди которых: некоммерческие и постоянные представительства (representative office & permanent establishment), «торговые», «сервисные» и производственные предприятия. Он детально рассказал об их функциях, специфике финансирования и построении учета.

Отдельно Павел остановился на специфике украинских фармпредставительств, которые, в подавляющей массе, являются некоммерческими структурными подразделениями нерезидентов и не предполагают осуществления коммерческой деятельности (representative offices), но в то же время ставятся на учет в органах ГНСУ и подают отчетность по правилам, предусмотренным для постоянных представительств.

Далее слово взяла Светлана Языкова, рассказав о налоговых рисках, возникающих вследствие признания «некоммерческого» представительства постоянным. В большинстве случаев финансирование, полученное от материнской компании, признается доходом постоянного представительства, его деятельность – таковой, которая не носит подготовительный и/или вспомогательный характер, а освобождение полученного «дохода» от налогообложения со ссылкой на международный договор – неправомерным.

Юристы налоговой практики Arzinger детально проанализировали актуальную судебную практику рассмотрения споров между представительствами и контролирующими органами, а также отметили украинские и зарубежные тенденции и подходы в их рассмотрении. Таким образом, участники бизнес-завтрака получили важную информацию и практические советы касательно правильного построения правовой позиции в случае, если спор с контролирующим органом уже возник, либо вероятно возникнет.

Вторую часть выступления Светлана посвятила рассмотрению действующей ситуации, когда на украинском фармацевтическом рынке работает одновременно несколько «игроков» (представительство нерезидента и учрежденная им дочерняя компания) и как правильно распределить между ними функции. В частности, она выделила те дополнительные и вспомогательные активности, которые сопровождают процесс ввоза и реализации лекарственных средств в Украине (регистрация для продажи, проведение клинических исследований, исследование рынка, информирование рынка, реклама, маркетинг, стимулирование сбыта и т.д.), а также факторы, влияющие на принятие решения о распределении функций, такие как: регуляторное ограничение цен, специфика регулирования закупок за бюджетные средства, коррупционные риски, требования конкурентного законодательства, регуляторное ограничение рекламы лекарственных средств, трансфертное ценообразование, несовершенство налогового законодательства, фискальность подходов контролирующих органов и прочее. Участники бизнес-завтрака сравнили вариант одновременного присутствия на рынке некоммерческого представительства нерезидента, «сервисной» и «торговой» компании, обсудили недостатки и преимущества осуществления вспомогательных активностей постоянным представительством, а также трансформации некоммерческих представительств в постоянные представительства либо «сервисные» компании.

Подводя итог семинара, Светлана подчеркнула, что в равной степени имеет «право на жизнь» объединение различных форм присутствия, а идеальной моделью работы на фармрынке Украины является индивидуально разработанная для конкретного клиента модель, учитывающая «историю» и особенности его деятельности и прочие важные факторы.

В ходе мероприятия участники имели возможность задавать вопросы докладчикам, высказывать свои комментарии по теме, а также обмениваться опытом с коллегами.