Фармацевтический рынок Украины: первые итоги 2013-го года

Исследование компании «Бизнес-Кредит»

Завершился 2013 год. Для многих участников рынка он был не простым. Какие-то из них вынуждены были уйти, а какие-то появились впервые. На самом деле драматизм прошедшего года заключался в высокой волатильности, сопровождавшей розничные продажи. Завершение первого полугодия проходило на фоне общих кризисных явлений, наложившихся на сезонный спад потребления лекарственных средств. Во втором же полугодии «рынок попытался» наверстать упущенное. Следует заметить, что «сезонно-кризисный» спад подействовал не одинаково на различные товарные группы. В частности, сегменты косметики, санитарно-гигиенических средств и некоторые другие вели себя индифферентно происходившим событиям. Они, несмотря на сложившиеся явления, продолжали увеличиваться, но уже более медленными темпами. С точки зрения поведения цен на продаваемую продукцию практически во всех товарных сегментах (за небольшим исключением) отмечен рост.

Для ключевой товарной группы – лекарственные средства, отмечен среднегодовой рост цен 12,7% по сравнению с 2012 годом. Следует отметить, что особенно выраженным рост цен был во втором полугодии. Хотим обратить внимание читателей, что рост цен не обязательно мог быть вызван буквальным подорожанием товаров. Цены могли увеличиться также и в силу изменения ассортиментного состава, когда в структуре продаж на смену одним, дешевым, пришли другие, более дорогие товары. Однако, это уже тема отдельного исследования, результаты которого мы сообщим в наших последующих публикациях.

Для более глубокого анализа изложенного выше материала, мы представляем дешборд, при помощи которого можно посмотреть на происходившие события с разных точек зрения. Виджеты связаны между собой через переключатель товарных категорий.


Замечания и пояснения к дешборду

Виджет, демонстрирующий динамику продаж различных товарных категорий, для возможности оценки складывающихся трендов дополнен линией тренда (пунктир), аппроксимированной полиномом второй степени. Это сделано, чтобы подчеркнуть в большей степени те явления, которые происходят в настоящее время. Дополнительно показан 95% доверительный коридор.

Виджет средних цен. Показывает динамику средней взвешенной цены в промежутке между 2009 и 2013 годами. Также, как и в выше описанном виджете мы для удобства анализа информации представили возможность анализировать линейный тренд и 95% коридор для верхнего и нижнего уровней цен. Для большей визуализации, значения цен представлены цветовой шкалой. Менее дорогие – уровни зеленого, более дорогие уровни цен представлены оттенками красного цвета.