Поколение будущих лидеров

Поколение будущих лидеров

Марина Макарова, журнал "Стратегии"

Руководство компаний во всем мире молодеет, вытесняя старую гвардию. Какие изменения новые лидеры вносят в принципы и процессы работы бизнеса?

Управленец XXI века — молод, быстр в принятии решений, гибок, активно внедряет инновации, формирует прозрачный бизнес, строит отношения с партнерами на доверии, а главной целью своей деятельности считает финансовую эффективность компании.

Технологии связали всех и все. Технологический прогресс, проникновение интернета, наличие глобальных корпораций, в рамках которых топ-менеджеры делают карьеру и меняют страны, уменьшение значимости расстояний — все это обуславливает ассимиляцию корпоративных культур и подходов к бизнес-процессам.

Десять лет назад экономика и модель ведения бизнеса были совершенно другими. Даже менталитет руководителей предприятий был иным. Управленцы мало задумывались о повышении эффективности компании. Поэтому, в частности, идея нашего бизнеса проводить закупки в виртуальном пространстве (в интернете) была совершенно новой и необычной. Было сложно привлекать клиентов, приходилось доказывать, что наша площадка может помочь бизнесу. Но мир изменился, как изменился и менеджмент: физически и ментально.

По данным Standard & Poor’s, 35 лет назад средний возраст CEO 500 крупнейших глобальных компаний составлял 59 лет, десять лет назад — 56, сегодня — 53 года. При этом мы видим совсем «юных» по бизнес-меркам руководителей, добившихся головокружительных успехов. Одному из разработчиков и основателей социальной сети Facebook Марку Цукербергу — 29, исполнительному директору Google Ларри Пейджу — 40, основателю и экс-гендиректору Groupon Эндрю Мейсону — 30 лет.

Личный опыт подтверждает глобальный тренд. Генеральный директор B2B-Center Алексей Дегтярев возглавил компанию в 27 лет, провел ее через кризис 2008 года, сейчас ему — 33 года, а компания — одна из самых высокомаржинальных, при этом является одним из наиболее привлекательных работодателей России. В мировой истории бизнеса масса других примеров людей, обладающих совершенно новой ментальностью.

Открытость и эффективность

Менеджеры нового поколения помешаны на инновациях. Они активно используют всевозможные технологии, способные автоматизировать процессы, и посредством их связаны со своими партнерами и коллегами.

Для топ-менеджеров новой формации не существует расстояний и часовых поясов. В своей деятельности они следуют двум главным принципам — открытость и эффективность. IBM Institute for Business Value в одном из последних исследований пишет о Connected generation — поколении будущих лидеров, деловое и жизненное пространство которых сегодня неразрывно связано с технологиями (все деловые и личные коммуникации осуществляются посредством них).

Если проводить сравнение, то десять лет назад никто не знал и не понимал термин «электронные торговые площадки». Сейчас каждый деловой человек в России знает этот инструмент бизнеса. Технологии меняют мир и сознание настолько быстро, что новые управленцы не успевают опробовать «старые» подходы к бизнесу. К примеру, корпоративный сектор не меньше государственного был подвержен серым схемам закупок. Компании теряли колоссальные объемы средств на завышенных ценах. Но эта тенденция уходит в прошлое по объяснимым причинам. Директор направления в украинской корпорации, по данным Forbes, в среднем зарабатывает $150 тыс. в год, а гендиректор промышленной группы компаний — $1,4 млн. в год, из которых бонус может составлять до 50% полного компенсационного пакета. При этом условием выплаты бонуса является финансовая эффективность компании. Чаще всего этих денег достаточно для того, чтобы отказаться от соблазна получить «подарок» от благодарного, к примеру, за объемы закупок поставщика. Недостатки корпоративного и государственного менеджмента, такие как бюрократия и коррупция, не только не могут иметь место в будущем, но и становятся неприемлемыми для целей заработать денег. Их просто не существует в ментальности Connected generation.

На площадке B2B-Center, к примеру, работает более 135 тыс. организаций. Руководителей крупнейших клиентских компаний, в особенности тех, которые подключались первыми, топ-менеджмент B2B-Center знает лично. Мы знакомы с большим количеством молодых управленцев, нацеленных на конечный результат, — CEO и менеджеров среднего звена, обладающих прогрессивным мышлением. Фраза «высокая эффективность» для них — не пустой звук, а реальная цель.

Они прекрасно понимают преимущества электронной коммерции и всю важность применения высоких технологий. Этот пример является подтверждением общемировых трендов.

Последнее исследование компании PwC говорит о большей экономности топ-менеджеров. За пять кризисных лет гендиректора уже привыкли к этому, но собственники бизнеса продолжают искать пути снижения издержек. По данным Global CEO Survey, проведенного PwC в 2013 году, более половины генеральных директоров планируют повышать операционную эффективность, а 70% руководителей будут сокращать затраты. 82% ищут новые способы, чтобы стимулировать спрос и лояльность клиентов в текущем году, при этом наравне с достижением другой цели — сокращением расходов. Современный руководитель ищет незатратные способы выхода на новые рынки, что требует внедрения новых инструментов и поиска новых решений. Такую возможность ему дают технологии, не знающие расстояний. Менеджеры нового поколения прилагают все усилия, чтобы развивать свой бизнес в рамках ограниченного бюджета.

Global CEO Survey говорит о топ-менеджерах, которые всеми силами выстраивают доверительные отношения между всеми сторонами, вовлеченными в бизнес. Эта философия имеет математическое объяснение — банки охотнее готовы предоставлять кредиты прозрачным компаниям. Исследование говорит о доверии, как о факторе устойчивого развития организации.

Менеджер нынешнего поколения строит устойчивую организацию на доверии, прозрачности процессов, внедрении инноваций и высокой финансовой эффективности.

Марина Макарова, генеральный директор B2B-Center в Украине, украинская леди E-commerce. Работать в B2B-Center начала в феврале 2012 года в качестве руководителя проекта по развитию страхового сервиса. C мая 2012 года — директор по маркетингу B2B- Center. В августе 2013 года назначена директором дочернего предприятия B2B- Center в Украине. До B2B-Center работала на руководящих должностях в российских страховых компаниях, осуществляла информационно-аналитическое обеспечение, разработку и реализацию стратегий продвижения. Занималась PR-сопровождением компаний финансового профиля в сегменте b2b B2B-Center в Украине — международный центр электронных торгов, один из основоположников электронной коммерции в сегменте b2b.
B2B-Center позволяет проводить 43 вида торговых процедур как на закупку, так и продажу товаров и услуг, в том числе торги по реализации имущества предприятий-должников. На сегодняшний день в системе участвуют более 133 тыс. компаний из всех регионов Украины, России и более 100 стран мира. Проведено более 277 тыс. торговых процедур на общую сумму, эквивалентную более чем 599 млрд. грн.