Уроки “коронакризиса”: чему научила украинскую фармацевтику пандемия? - Часть 2

Уроки “коронакризиса”: чему научила украинскую фармацевтику пандемия? - Часть 2

Активная фаза эпидемии позади. Украинская фарма пострадала меньше других отраслей, однако уменьшение доходов игроков рынка ощущается и здесь. Сменится ли стагнация ростом или же нас ждет еще более глубокий кризис?

В первой части интервью с директором по медицинским вопросам компании «Дарница» Игорем Никифорчиным обсуждали влияние пандемии и вызванного ею кризиса на мировую экономику, здравоохранение и фармацевтику. Во второй части интервью мы поговорим о том, какие выводы для себя сделала украинская фарма и как это изменит ее будущее.

- Как повлиял коронакризис на украинский фармрынок?

- Фактически сейчас фарма, как один из consumer-facing бизнесов, страдает больше других. Кроме падения продаж, очень осложнилась коммуникация компаний с врачами. «Дарница», к примеру, пострадала от ограничения контактов с врачами и покупателями меньше других благодаря своевременной диджитализации рабочих процессов, ведь основное общение происходило онлайн еще до начала пандемии. Мы просто перенесли в онлайн ту часть коммуникаций, которые происходили вживую – это было достаточно просто ввиду нашей готовности.

Однако для менее дальновидных фармкомпаний невозможность контактировать с врачами и пациентами на привычном уровне стала проблемой, им пришлось срочно перестраивать архитектуру некоторых важных бизнес-процессов, перенося их в онлайн-формат.

Роль цифровых технологий после пандемии будет только усиливаться.

Что касается общей ситуации на украинском рынке, то она развивается по типичному для нашей страны кризисному сценарию. Все без исключения игроки рынка сейчас пристально контролируют бюджеты. Это происходит и у глобальных игроков, и у сравнительно небольших локальных компаний. В Украине от кризиса больше пострадают, как ни странно, крупные иностранные компании, ведь для них это в первую очередь глобальный кризис, который бьет по всей корпорации. Затраты у таких игроков заметно выше, а отечественный рынок приоритетным для них не является в силу своих относительно небольших размеров и ограниченных бюджетов на закупку лекарств государством.

Если бюджетные закупки препаратов составляют существенную долю доходов компании, то в силу произошедших изменений такие компании сильно пострадают. Это связано с существенным урезанием и реструктуризацией закупок лекарств и бюджета на здравоохранение в нашей стране: пандемия внесла свои коррективы и здесь. Основная часть государственных средств идет на противодействие коронавирусу, следовательно, финансирование других программ значительно сократится, а значит и объемы закупаемых страной препаратов для других категорий пациентов уменьшатся. Буквально недавно Минздрав заявил, что перенаправит часть средств для дополнительного финансирования программ первичной и экстренной медпомощи, программ борьбы с инсультами и инфарктами и программ борьбы с COVID-19.

Так что крупные зарубежные компании наверняка сократят свое присутствие на отечественном рынке, стремясь оптимизировать затраты. Это безусловно шанс для отечественных фармпроизводителей, которые могут отвоевать эту долю рынка у иностранцев.

- Смогут ли отечественные компании им воспользоваться?

- Процесс не будет легким, ведь украинские игроки также вынуждены урезать расходы. Однако позиции украинских компаний, на мой взгляд, будут более стабильными ввиду того, что многие отечественные лекарства не уступают по качеству зарубежным аналогам, но при этом более доступны по цене. В условиях финансового кризиса и ограниченной покупательской способности они будут более привлекательными для покупателей. Так что есть основания надеяться, что влияние кризиса на отечественную фарму будет менее чувствительным.

Менее радужные перспективы у небольших игроков, многим из которых будет очень тяжело пережить кризис, вызванный пандемией. Можно ожидать, что часть таких компаний уйдет с рынка.

- Пандемия внесла свои коррективы непосредственно и в организацию производства лекарств?

- Да, и тут главное – обеспечить максимальную безопасность сотрудников. В этом плане компании уже начали ужесточать условия на своих площадках. Ведь попадание больного в производственный цех или на склад, в лабораторию чревато серьезными финансовыми потерями для компании.

Безопасность персонала стала отправной точкой внедренных мероприятий и в «Дарнице». Мы также использовали цифровые решения, чтобы обеспечить новую схему логистики сотрудников.

- Можно ли ожидать, что изменится политика государственных регуляторов в отношении фармкомпаний?

- Пандемия, безусловно стала глобальным вызовом. В первую очередь для систем здравоохранения. В то же время, она обратила внимание общества на то, что фармацевтика — это не просто бизнес, но еще и важная составляющая системы здравоохранения. Те страны, которым повезло сохранить или построить сильную фармпромышленность, оказались в более выигрышном положении. Украина тоже имеет довольно развитый фармсектор, однако политика государства в отношении этой важной, фактически стратегической, сферы бизнеса не до конца понятна. На сегодняшний день, государство и фарма движутся абсолютно параллельными курсами, о ней вспоминают только тогда, когда в этом возникает острая необходимость.

Эпидемия показала, что здравоохранение является стратегическим направлением, неотъемлемой частью национальной безопасности. И хотелось бы видеть четкую программу развития и поддержки системы здравоохранения в целом и фармацевтики, как ее составляющей, в частности.

- Что это даст украинским гражданам?

- В стратегическом плане это 1) позволит более правильно понимать дальнесрочные потребности и политику государства в системе здравоохранения, 2) корректно формировать будущий продуктовый портфель, 3) увеличит доступность лекарств в будущем, 4) ускорит выход новых лекарств, импортозамещение и уменьшит финансовую нагрузку на бюджет, соответственно.

- Возможно ли подготовиться к вызовам, подобным пандемии COVID-19?

- Как оказалось, даже самые мощные во многих аспектах страны оказались не готовы к пандемии. Мне кажется, полностью готовым быть не возможно. Более важна готовность бысто реагировать на ситуацию. Мир перестал готовится к эпидемиям, это серьезно осложняет и замедляет реакцию государств на подобные угрозы. Такие заболевания наверняка будут возникать в дальнейшем, ведь человечество захватывает все новые и новые территории, расширяя ареалы обитания. Предотвратить такие вспышки невозможно, но возможно выработать четкий алгоритм для реагирования и противодействия им. Для этого нужно уделять больше внимания научным исследованиям и изучению потенциальных угроз. Все это требует огромных средств и отлаженной системы научных институтов. К сожалению, такие затраты всегда со временем отбрасывают, стремясь оптимизировать расходы государства.

Важно извлечь правильные уроки из происходящего не только для бизнеса, но для человечества в целом.

- Как вы считаете, пандемия и связанный с ней кризис — это удар для фармацевтики или же толчок к развитию?

- Коронакризис – это безусловно кризис. Но как любой кризис он дает толчок для развития, включая фармацевтику и систему здравоохранения. В один день все увидели, что лекарств для лечения коронавирусной инфекции нет вообще, а в нашем национальном протоколе присутствуют только препараты иностранного производства Я думаю, это должно отрезвлять и заставлять задуматься.

Для тех компаний, которые будут готовы быстро меняться и адаптироваться, кризис может принести новые возможности.

- Какие тенденции для фармрынка в Украине наметились уже сейчас?

- Эпидемия и карантин показали важность инвестиций в инновации и модернизацию бизнеса. Диджитализированные компании намного легче перенесли различные бизнес-процессы в онлайн, сохранив продуктивность.

Смещается фокус и в маркетинге: новая модель общения компании-производителя с конечным потребителем уже доказала свою эффективность. Фарма становится более клиент ориентированной, и эта тенденция усилится. Благодаря новым каналам коммуникации стало проще выстраивать имидж компании и формировать свою аудиторию.

Также позитивно можно оценить запуск доставки лекарств, купленных через интернет. Разговоры об этом ходят уже очень давно, но эпидемия ускорила принятие решения, которого рынок давно ждал. Доставка лекарств непосредственно пациенту способна кардинально поменять ситуацию на аптечном и фармацевтическом рынке страны. Введение е-рецепта и общий курс на диджитализацию в стране и в мире этому только поспособствуют.

Похожие материалы