Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Либо авторизируйтесь через

полезный материал
0 читателей 0 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 1319 раз

Проблемы регистрации представительства иностранной фармацевтической компании плательщиком налога на прибыль в Украине

Новости Украины - 1319
second date1319
Евгений Щеглов, старший юрист ЮК «Правовой Альянс». Мария Смуток, младший юрист ЮК «Правовой Альянс»
читайте также Главное за неделю
Фигуранты: компании

Правовой Альянс – юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ. Ведение своих проектов нам доверяют более 400 компаний, представляющих индустрии фармацевтики, изделий медицинского назначения, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

Подробнее о компании
Правовой Альянс (Юридическая компания «Правовой Альянс»)
Правовой Альянс
Правовой Альянс – юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

Созданные в соответствии с действующим законодательством Украины представительства фармацевтических компаний, зарегистрированных и действующих в иностранных государствах, для окончательной легитимации на территории Украины нуждаются в постановке на учет в налоговых органах. Однако в процессе такой постановки нередко возникают коллизии в отношении четкого определения действий, которые должно совершить представительство фармацевтической компании, а также относительно перечня документов, которые должны быть им предоставлены.

Так принципиально важным для определения порядка взаимоотношений с налоговым органом и установления правовой нормы, подлежащей применению в конкретном случае, является критерий ведения или соответственно не ведения таким представительством хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 133 Налогового Кодекса Украины, плательщиками налога на прибыль предприятий из числа нерезидентов являются:

юридические лица, которые созданы в любой организационно-правовой форме, и получают доходы с источником происхождения в Украине, за исключением учреждений и организаций, которые имеют дипломатические привилегии или иммунитет согласно международными договорами Украины;
постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы с источником происхождения в Украине или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их основателей.
Таким образом, постоянное представительство юридического лица, осуществляющего производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения и зарегистрированного на территории другого государства, также является плательщиком налога на прибыль предприятий, однако лишь в том случае, если такое представительство получает доход с источником происхождения в Украине или выполняет агентские или другие функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей. Так, согласно пункту 133.3 Налогового Кодекса Украины постоянное представительство до начала своей хозяйственной деятельности становится на учет в налоговом органе по своему местонахождению в порядке, установленном центральным налоговым органом Украины. В случае, если это требование закона постоянным представителем не было выполнено и оно приступило к хозяйственной деятельности до регистрации в налоговым органе, такое представительство считается уклоняющимся от налогообложения, а полученные им прибыли считаются скрытыми от налогообложения.

Например, в соответствии с Конвенцией между Правительством Украины и Хорватией об избегании двойного налогообложения относительно налогов на доходы и капитал, нормы которой имеют преобладающую силу над нормами Налогового кодекса Украины, представительство не считается постоянным, если осуществляет подготовительную или вспомогательную деятельность[1].

Следовательно, обособленное подразделение зарубежного фармацевтического производителя не всегда является постоянным представительством, а значит, на него может не распространятся правовой режим налогообложения и в частности постановки на учет в налоговом органе и регистрации в качестве плательщика налога на прибыль.

Основанием для взятия на учет (внесение изменений, перерегистрации) обособленного подразделения иностранной фармацевтической компании, организации, в том числе постоянного представительства нерезидента, является надлежащая аккредитация (регистрация, легализация) такого подразделения на территории Украины по закону[2].

На основании пункта 64.5 Налогового Кодекса Украины, для взятия на учет обособленное подразделение иностранного юридического лица обязано обратиться в течение 10 календарных дней со дня его государственной регистрации (аккредитации, легализации) в установленном порядке в органы государственной налоговой службы по своему местонахождению.

Согласно п.п. 3.4.2 р. III Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 N 1588, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 29.12.2011 за N 1562/20300 (далее - Порядок), взятие на учет обособленного подразделения иностранной компании, организации, которая не осуществляет хозяйственную деятельность в Украине и не подпадает под определение постоянного представительства в соответствии с пп. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 НКУ, и в соответствии с НКУ обязано платить налоги и сборы, осуществляется на основании предоставленных обособленным подразделением иностранной компании, организации документов, определенных п. 4.2 г. IV Порядка.

Взятие на учет обособленного подразделения нерезидента согласно этому подпункту не освобождает такое подразделение от обязанности регистрации плательщиком налога на прибыль в порядке, определенном р. V Порядка, если оно начинает хозяйственную деятельность и отвечает определению постоянного представительства.

Пунктом 4.2 р. IV Порядка определено, что для взятия на учет обособленного подразделения нерезидента, который не отвечает понятию постоянного представительства нерезидента в значении, приведенном в пп. 14.1.193 п. 14.1 в. 14 НКУ и п. в 5.1 р. V Порядка, подает органу государственной налоговой службы по своему местонахождению:

заявление по ф. N 1-ОПП;
копию документа, который подтверждает присвоение кода ЕГРПОУ;
копию документа о регистрации, легализации, аккредитации, создании и тому подобное, если заявителем является обособленное подразделение юридического лица, данные о котором не включаются в Единственный государственный реестр (в том числе обособленные подразделения нерезидента) Документами об аккредитации (регистрацию, легализацию) обособленного подразделения иностранной компании, организации на территории Украины согласно пп. 3.4.3 п. 3.4 р. III Порядка являются: свидетельство о регистрации представительства, выданное центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики - для представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности на территории Украины, на которых распространяется действие Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности";
свидетельство о регистрации структурной ячейки общественной (неправительственной) организации зарубежного государства в Украине, выданное Государственной регистрационной службой Украины - для филиалов, отделений, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине;
банковская лицензия - для филиалов иностранных банков;
согласованное, прошитое, засвидетельствованное на обороте отпечатком печати Секретариата Правления Национального банка положения о представительстве иностранного банка, титульная страница которого засвидетельствована подписью заместителя Председателя и отпечатком печати Национального банка - для представительств иностранных банков (в орган государственной налоговой службы подается копия титульной страницы положения с предъявлением оригинала);
документ, выданный уполномоченным органом государственной власти Украины, который удостоверяет регистрацию, аккредитацию, создание, получение согласия, разрешения и тому подобное на функционирование обособленного подразделения нерезидента на территории Украины - для других обособленных подразделений нерезидентов.
Статья 19 Конституции Украины установила, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принуждён делать то, что не предусмотрено законодательством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.

Таким образом, данный перечень, приведенный выше, является исчерпывающим и служит руководством к действию для обособленного подразделения нерезидента, желающему стать на учет в налоговом органе.

Нормы действующего Налогового кодекса Украины не предусматривают право представительства нерезидента, не ведущего хозяйственную деятельность, произвести свою регистрацию плательщиком налога на прибыль. Нормы Порядка учета плательщиков налогов и сборов не предусматривают право налоговой службы по регистрации плательщиками налога на прибыль представительства нерезидента, не ведущего хозяйственную деятельность.

Учитывая вышеизложенное, правовые основания для подачи заявления представительством фармацевтической компании, не ведущим хозяйственную деятельность на территории Украины, о регистрации постоянного представительства нерезидента в Украине как плательщика налога на прибыль по форме 1-РПП, отсутствуют.

______________________________

 [1] Конвенция между Правительством Украины и Республикой Хорватия об избегании двойного налогообложения относительно налогов на доходы и капитал, п.4, ст. 5

[2] Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года N 2755-VI, (дальше - НКУ) п. 64.5 в. 64

Pharma.net.ua
>
полезный материал
0 читателей 0 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 1319 раз
поделитесь с другими
Версия для печати
обсуждение и комментарии
Присоединяйтесь