Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Либо авторизируйтесь через

полезный материал
1 читателей 1 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 946 раз

АПАУ: Регуляторным органам надо не создавать условия для закрытия аптек, а способствовать их эффективной деятельности

Новости Украины - 946
second date946
Как новые нормы ДБН повлияли на аптечный рынок Украины и почему государственные регуляторы не учитывают интересы аптек, требуя исполнять нормы, которые порой просто невозможно выполнить? Объясняет директор АПАУ Владимир Руденко.
читайте также Главное за неделю

Директор Всеукраинского общественного объединения «Аптечная профессиональная ассоциация Украины».

Доктор фармацевтических наук.

Заслуженный работник здравоохранения Украины.

Подробнее
Владимир Руденко
Владимир Руденко
Директор ВОО «Аптечная профессиональная ассоциация Украины»
Основной целью деятельности Всеукраинской общественной организации "Аптечная профессиональная ассоциация Украины" является представительство и защита интересов членов Ассоциации – в социально-трудовой, законодательной, экономической и других сферах. В Ассоциацию входит 38 аптечных сетей и аптек, а также 8 предприятий.
Подробнее о компании
АПАУ
АПАУ
Аптечная профессиональная ассоциация Украины объединяет аптеки, аптечные сети и другие предприятия.

1 апреля прошлого года вступили в силу Государственные строительные нормы В.2.2-40: 2018 «Здания и сооружения. Инклюзивность зданий и сооружений. Основные положения», которых должны придерживаться аптечные заведения и другие учреждения инфраструктуры. Это касается создания условий для доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения к помещениям.

В документе указано, что по новым нормам все здания и сооружения в Украине, а также необходимая инфраструктура должны обязательно проектироваться и вводиться в эксплуатацию с элементами доступности для маломобильных групп населения.

Среди прочего в новых ДБН приведены технические характеристики: пандусов, специальных подъемников и других средств доступности для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; тактильных и визуальных элементов доступности: тактильной напольной плитки, информационных таблиц и обозначений шрифтом Брайля, аудиоуказателей для людей с нарушениями зрения; другого визуального информирования, дублирование важной звуковой информации текстами, организации сурдоперевода, использование систем звукоусиления для людей с нарушениями слуха и другие важные изменения.

Аптеки, которые заботятся о людях с инвалидностью, поддержали эти нововведения и сейчас максимально работают над тем, чтобы изменить ситуацию к лучшему в тех заведениях, которые не соответствуют новым нормам ДБН и требованиям Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» относительно усиления защиты лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения при осуществлении градостроительной деятельности».

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. О проблемах не только аптек, но и пациентов, которые уже возникли в связи с принятием новых законодательных документов, рассказывает директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины, доктор фармацевтических наук, профессор Владимир Руденко.

- Жизнь сейчас настолько непредсказуема, что уже ничему не удивляешься. И все же, очень хочется, чтобы хотя бы законодательной сфере решения принимались взвешенные и мудрые. Ведь написать тот или иной документ - это одно, но кому-то потом нужно воплощать написанное в жизнь. И вот здесь иногда начинается самое интересное...

Сейчас, действительно, установлены государственные строительные нормы для учреждений, которые будут введены в эксплуатацию в будущем. Но все эти законодательные инициативы не решают вопрос уже существующих жилых домов и других объектов инфраструктуры. Что я имею в виду? Фактически действующие документы не предусматривают решения вопроса инклюзивности в «хрущевках», общественном транспорте, подземных переходах. Ведь, хотя бы и в аптеку, человеку, который, например, передвигается на коляске, еще надо как-то добраться.

Кстати, если говорить об общественном транспорте, то взять хотя бы метро, ​​где из 52-х действующих станций Киевского метрополитена полностью приспособлены для передвижения лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, в частности оборудованы лифтами и подъемниками лишь 13.

Но акценты власть делает не на этом, потому что хорошо понимает, что выполнить в ближайшей перспективе подобные задачи и не всегда возможно, и слишком дорого. Контролирующие органы сейчас больше в этих вопросах оказывают давление на субъекты хозяйствования, которые должны получать лицензии. И это касается, в первую очередь, деятельности банков, аптек и т.д.

В то же время, власть не обращает внимания на субъекты хозяйствования, которые не менее важны для маломобильных групп населения, в частности, магазины, заведения общественного питания и другие. Ибо деятельность этих субъектов не лицензируется, а значит они могут проводить ее, как угодно, по своему усмотрению.

Что касается аптек, то заведения, которые начали свою работу уже после вступления в силу новых требований ДБН, придерживаются приписанных правил. Но вопрос с деятельностью аптек, и таких большинство, которые открывались в соответствии с прежними нормами. Как быть здесь?

Стоит отметить, что о разумном приспособлении своих объектов (что разрешалось законом) заботились все. Кто строил пандус, кто обустраивал подъемники, а кто-то устанавливал кнопку вызова, чтобы по требованию, работник аптеки мог выйти к пациенту с инвалидностью и обслужить его. До 1 апреля 2019 все это было в законном поле, ведь подтверждением действий того или иного аптечного учреждения является выданная лицензия, без которой аптека не может начать свою работу. Отмечу, что так работали все - и банки, и аптеки, и другие лицензиаты.

Теперь же регуляторы (те, кто выдает лицензии и контролирует их деятельность) хотят срочно «навести порядок» в своем хозяйстве. Только вот подходы ко всем почему-то разные.

Например, Нацбанк разрешил тем банкам, которые, по его мнению, не соответствуют сегодня требованиям ДБН, привести все в соответствие в течение трех лет, учитывая чрезвычайно сложный процесс согласований финансирования и строительства.

Если быть более точным, то в конце 2018 Национальный банк Украины вынес постановление №149, где большое внимание уделено банковской лицензии. А в главе 28, в частности, говорилось о доступности банковских отделений для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения.

По требованию НБУ в 2022 году все отделения банков должны быть полностью доступными, в соответствии с требованиями ДБН В.2.2-40: 2018, которые вступили в силу с 1 апреля. Уже в 2020-м не менее трети всех отделений должны быть инклюзивными. Но поскольку украинские банки не успевают действовать по плану НБУ, 16 января вышло новое постановление №151. Тепер все отделения должны стать инклюзивными до 2023 года. Это относится как к украинским банкам, так и к филиалам иностранных банков, которые открывают свои отделения в Украине.

То есть, процесс адаптации к инклюзивным нормам Нацбанком продлён. И это хорошо. Что касается деятельности аптек, то сейчас вопросов больше, чем ответов.

От АПАУ мы неоднократно обращались к Гослекслужбе по определению реального порядка. Но пока безрезультатно. Поэтому до сих пор не понятно, если в одном доме или просто рядом открыто несколько аптек, и только одна из числа трех, например, не соответствует требованиям, то нужно ей проводить такие действия (придумывать как пристроить пандус, когда это практически невозможно), или пациенты, которые в этом нуждаются, могут воспользоваться услугами тех аптек, где пандусы уже есть?

Согласно опросу членов АПАУ, далеко не все аптеки можно приспособить к требованиям ДБН. Это и помещения, построены десятки, а то и сотни лет назад, имеют историческое значение, очень давно введены в эксплуатацию и другими законами не разрешается изменять фасад, а значит строить пандусы или лифты.

Также хочу сказать и о чрезвычайно сложной процедуре согласования отвода земли и самого строительства. Речь даже не о средствах. Хотя здесь коррупционная составляющая тоже имеет место. Но есть большое нежелание местных властей идти навстречу в данном вопросе владельцам аптек. На местах, и не только, вообще любят ставить палки в колеса тем, кто успешнее, перспективнее. Как-то так.

Так что выход какой. По мнению регулятора - такую ​​аптеку надо лишить лицензии, одним словом, закрыть. Это же самый простой путь. Нету аптеки - нет и проблем. Но тогда наступает проблема для пациентов, которые привыкли покупать лекарства именно в этом аптечном учреждении, и их все устраивало. Заботясь о людях с инклюзией, не стоит переставать заботиться и о всех остальных. Ведь закрытие аптеки в каком микрорайоне, поселке, селе, лишь добавит хлопот жителям, которым надо будет думать о том, как добраться до другой аптеки, не всегда расположенной рядом, чтобы приобрести тот или иной препарат. И кому от этого будет лучше? Никому! Процесс закрытия аптек уже ушел.

За последние полгода, как свидетельствуют данные аналитических компаний, аптек в Украине стало меньше почти на 800.

Что мы, как аптечная ассоциация, предлагаем для решения проблемы. Прежде всего, выработать четкий алгоритм действий территориальных органов Гослекслужбы (и опубликовать его на официальном сайте) при проведении проверки по данному вопросу. А именно установить, что аптечные учреждения, отрытые после 1 апреля 2019, должны учитывать требования ДБН В.2.2-40: 2018 в объеме, определенном Лицензионными условиями и установить, что аптечные учреждения, отрытые до 1 апреля 2019 ведут свою деятельность согласно тем нормативными актами и документами, которые действовали и предоставлялись Гослекслужбе при проведении предлицензионной проверки и выдачи лицензии в то время.

Необходимо определить порядок проверки и деятельности аптек, находящихся в помещениях, которые являются памятниками архитектуры или находятся в объектах, которые невозможно обустроить пандусом, подъемником или другими средствами вследствие технических или иных особенностей помещения.

Также рекомендуем предложить Минрегионстрою вместе с общественными организациями разработать и утвердить проект нормативного акта, которым определить обязанность именно собственника помещения или здания, в котором ведется хозяйственная деятельность (независимо от вида деятельности), обеспечить доступность внешнего входа в соответствии с требованиями ДБН В.2.2- 40: 2018 и предположить, что без выполнения этой нормы, субъект не может оказывать услуги или вести деятельность в таком объекте (в том числе передачи в аренду для ведения деятельности другими субъектами). Важным условием является также разработка формы документа, который будет выдаваться для подтверждения соответствия объекта требованиям ДБН в части доступности внешнего входа.

Любое обязательство всех аптечных заведений по приведению помещений с требованиями ДБН В.2.2-40: 2018 должно сопровождаться изменениями в Лицензионные условия. В этом случае переходный период должен составлять не менее трех лет.

Также обращаемся еще раз к Гослекслужбе с предложением о проведении круглого стола, за которым следует собрать и представителей организаций инвалидов и участников рынка, чтобы вместе обсудить изменения в лицензионные условия, которые будут реальными для воплощения и полезными для всех. А иначе как?

Pharma.net.ua
Автор материала
>
полезный материал
1 читателей 1 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 946 раз
поделитесь с другими
Версия для печати
обсуждение и комментарии
Присоединяйтесь
больше новостей на эту тему