Всё будет Китай: чем рынок Поднебесной привлекает мировых фармгигантов

Всё будет Китай: чем рынок Поднебесной привлекает мировых фармгигантов

После периода быстрого роста между 2009 и 2012 годами и последующего «холодного» 2-х годичного этапа замедленного роста, Китай вновь становится приоритетным направлением деятельности для мультинациональных фармацевтических компаний.

О том, что Китай привлекает внимание сильных фарм-мира, можно заметить по тому, как ранее в Международном фармацевтическом форуме, проведенном в Пекине, приняли участие не менее семи руководителей крупных многонациональных фармацевтических фирм, включая GSK, Eli Lilly, LEO Pharma, Merck KGaA, Pfizer, Sanofi и UCB.

Примечательно, что нынешние генеральные директоры Eli Lilly, GSK и Biogen Idec в какой-то момент своей карьеры занимали руководящие должности в Китае.

До этого руководители ряда других крупных транснациональных компаний приняли участие в Китайском форуме развития. Трудно представить, чтобы какая-либо другая страна (кроме США) обладала такой способностью «притягивать» СЕО гигантских корпораций. Что стоит за этой тенденцией? И что еще более важно, каковы ее последствия? Американские эксперты спешат сделать выводы.

Великая китайская интеграция: первые тренды

Рост от миллионов к миллиардам. Китай становится основным источником доходов и роста транснациональных фармацевтических компаний. Эта тенденция неуникальна для фармацевтического сектора, она наблюдается в медтехнике, а также в секторе широкого потребления и автомобильном сегменте.

Ожидается, что к 2030 году вклад Китая в глобальный рост личного потребления будет равен инвестициям США и Западной Европы вместе взятых.

Указанная тенденция отслеживается в квартальных отчетах о доходах большинства крупных фармацевтических транснациональных корпораций – сегодня доходы некоторых производителей в Китае исчисляются в миллиардах долларов США. Некоторые компании даже позиционируют Китай как «одно из главных направлений будущего роста». Для одних страна уже является одним из двух крупнейших вкладчиков в общий доход от продаж, уступая лишь США, а для других она – уже основной фактор роста.

В конце второго квартала текущего года несколько компаний опубликовали данные о темпах роста в Китае, которые превышали 30%.

Инновации. Китай формируется как генератор инноваций – продуктов и бизнес-моделей. В недавнем интервью China Daily начальник по глобальному развитию препаратов и главный медицинский директор Novartis заявили, что компания работает над тем, чтобы «каждая стратегическая программа разработки лекарственных средств включала Китай с самого начала по умолчанию».

Помимо управления каналом сбыта и его увеличения, компании также используют инновационную экосистему Китая. За последние три года AstraZeneca открыла Центр коммерческих инноваций в Уси, Sanofi – глобальный исследовательский институт в Сучжоу, Novo Nordisk – в Пекине, Merck KGaA – центры инноваций в нескольких локациях. Их примеру последовали также другие фармгиганты. Несмотря на различиях в моделях работы, все эти инициативы, как правило, преследуют цель стимулирования развития инноваций посредством укрепления партнерских отношений с другими участниками экосистемы.

Китайские фармкомпании и инвесторы, в том числе Luye Pharma и Fosun, всё большие стратегические инвестиции делают за пределами Китая, однако «ответный шаг» всё еще является зарождающимся трендом.

Глобальная системная организация снабжения, где Китай играет всё более важную роль для биофармы. Такие отрасли, как электроника, помогают Китаю играть центральную роль в цепочке поставок. Однако для биофармацевтического сектора эта тенденция только зарождается. Несмотря на то, что в Китае ранее накапливались значительные производственные мощности для низкомолекулярных органических соединений, предназначавшихся как для китайского рынка, так и для экспорта, транснациональные компании до сих пор не приветствовали производство крупных молекул в этой стране. Эксперты объясняют это несколькими факторами. Прежде всего, связанными с защитой интеллектуальной собственности. Однако некоторые компании, такие как Boehringer Ingelheim, уже эксплуатируют заводы по производству крупногабаритных молекул в материковом Китае. Другие, например, Lonza, объявили о планах сделать то же самое.

Выводы на будущее

По мнению аналитиков, значимость Китая в глобальных программах крупнейших фармацевтических компаний будет продолжать расти, при этом все большее количество компаний рассматривает Китай как отдельно взятый регион, а не как страну в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мере того, как Китай растет как страна, его влияние на региональные показатели будет настолько велико, что Азиатско-Тихоокеанский регион будет всё больше напоминать регион «Китай+».

Поскольку вклад китайских продаж в основной доход компаний будет расти, показатели в Китае будут ощутимо влиять на стоимость акций корпораций. Основная задача заключается в том, чтобы с точностью предсказать показатели роста, но в лучшем случае цифры остаются «приблизительными».

Эксперты рекомендуют иметь в виду возможность разрыва в цепочке снабжения – за последние пару-тройку лет случалось несколько критических нарушений в сети поставок, но масштабы спроса в Китае не имеют равных в мире, потому такие сбои опаснее.

В дальнейшем распределение поставок в Китай может стать сложным стратегическим решением, требующим учитывать несколько противоречивых факторов. В частности, значительный рост объемов в некоторых случаях потребуется сопоставлять с более низкой ценой на лекарства, необходимой для того, чтобы попасть в национальную систему обратных выплат. Также станет ребром вопрос об увеличении местного производства для снабжения местного рынка.

Интеграция в сегменте R&D всё еще находится на стадии становления, хотя стратегия намечена четко.

Способность реализовать описанную выше стратегию остается проблемой. Китай является крупным нестабильным рынком, где сложность взаимодействий с заинтересованными сторонами извне является одной из высочайших в мире, а темпы внешних изменений часто превышают темпы внутренних.

Похожие материалы