Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Либо авторизируйтесь через

полезный материал
3 читателей 3 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 482 раз

Поддержка FIP для украинских фармацевтов

Новости Украины - 482
second date482
Интервью с Олегом Климовым, председателем правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата» и членом Совета FIP о результатах 72-й Всемирной ассамблеи здравоохранения и их значении для украинской фармацевтики.
читайте также Главное за неделю

Председатель правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата» (ВФП), член Совета FIP Олег Климов недавно в составе официальной делегации Международной фармацевтической федерации (International Pharmaceutical Federation - FIP) принял участие в 72-й Всемирной ассамблее здравоохранения (72th World Health Assembly - 72th WHA) (Швейцария, Женева). В ходе ее работы обсуждались очень важные для украинского фармацевтического сообщества проблемы реформирования отрасли. Украинская делегация озвучила свое видение и получила методологическую поддержку со стороны ВОЗ и FIP. Мы попросили Олега Ивановича рассказать о результатах дискуссии, на которой поднимались вопросы украинской фармации.

— Прежде всего, я считаю наше участие в ассамблее логичным продолжением усилий, уважения и поддержки со стороны FIP - глобальной организации фармацевтов, в состав которой ОО «ВФП» входит в качестве организационного члена, первого и пока единственного из Украины. И, конечно же, ежегодными официальными встречами наше взаимодействие не ограничивается: кропотливая работа в направлении гармонизации украинской практической фармации с мировыми стандартами, плодотворные и полезные профессиональные конакты, дискуссии, обмен опытом по этой тематике и смежным аспектам продолжаются в течение года на всех возможных уровнях - как по вертикальным, так и по горизонтальным векторам. Платформа WAHO -72 (World Health Assembly 72) очень удобна для обсуждения проблем украинских фармацевтв с высшим руководством з МФФ (FIP). Более часа длилась дискуссия по насущным вопросам, которые волнуют ГО «ВФП» и всю украинскую фармацевтическую общественность. В ней участвовали Президент МФФ (FIP) п. Доминик Джордан (Dominique Jordan) и Генеральный Секретарь МФФ ( FIP Chief Executive Officer) п. Катрин Дуган Catherine Duggan. Главные вопросы дискусии:

  • роль фармацевта в системе медикаментозной помощи, недопущения его участия только в передаче и продаже лекарств с полки аптеки в руки пациенту, а обязательное введение его миссии в предоставлении профессиональных консультаций по ответственного использования безопасных и эффективных лекарств;
  • место фармацевта в общей системе здравоохранения;
  • изменение банальной системы маржинальных наценок на фармацевтические услуги;
  • необходимость принятия соответствующих регуляторных законодательных актов;
  • введение требований к фармацевтам в части регистрации в национальных реестрах фармацевтических специалистов и ряда профессиональных проблем, связанных с подготовкой фармацевтических кадров помимо дневной формы обучения;
  • роль фармацевтов в безопасности лекарств (учитывая ситуацию с фальсифицированными лекарствами, это вопрос рассматривался отдельно на WHA 20 мая);
  • адаптация и внедрение стандартов Надлежащей Аптечной Практики (GPP) в Украине;
  • угроза для системы здравоохранения в целом вследствие монополизации аптечного рынка в Украине груп пой олигархов.

Для успешной реализации этих амбициозных, на первый взгляд задач, высшее руководство МФФ подготовит и направит Президенту Украины необходимое обращение о необходимости введения международного опыта решения вышеупомянутых проблемных вопросов как первоочередных, с целью недопущения разрушения системы здравоохранения Украины и превращения аптеки из учреждения здравоохранения в место продажи лекарств, а фармацевтического работника – из члена единой команды здравоохранения в банального продавца лекарств (де-факто это уже произошло).

Олег Климов и Генеральный Секретарь МФФ ( FIP Chief Executive Officer) п. Катрин Дуган Catherine Duggan

Как на Западе

Прежде чем выступать с конкретными предложениями, мы изучили соответствующие законы Польши, Молдовы, Эстонии, Латвии и других стран, но не бездумно скопировали, а проанализировали, насколько те или иные нормы адапируемы в наших условиях. Например, я с глубоким уважением отношусь к ФЛП, но не могу переступить через свою профессиональную этику, когда речь заходит о продаже лекарственных средств. Во всем мире лекарства реализуются в аптеке, формы собственности которой как предприятия могут быть разными. Они получают лецензию на предоставление фармацевтической помощи, которая предусматривает и персональную ответственность за несоответствие ее нормам. У нас зачастую такой документ выдается Иванову Ивану Ивановичу, который не имеет фармобразования, но по идеологии и форме налогообложения его приравняли к субъекту, который ответственно обеспечивает население фармпрепаратами. Поэтому мы настиваем на пересмотре Лицензионных русловий: выдавать лицензию следует не аптеке, а физическому лицу, аптека же может рассматриваться как объект лицензирования, на территории которого предоставляется фармацевтическая услуга. Тогда тот бизнесмен, который вложил деньги в аптечный бизнес, не потеряет свое помещение. оборудование, товар и т.д. Так, как это происходит на Западе.

Конечная цель – создание равных условий для всех участников рынка и мотивации ведения бизнеса. Эти и другие условия необходимо прописать в Законе о фармацевтической деятельности, при этом необходимо обсуждение его пунктов со всеми учасниками фармрынка, и выбор тех моделей, которые воспримутся с наименьшим сопротивлением.

О профессиональном самоуправлении

Наша главная инициатива, получившая всестороннюю поддержку МФФ – приоритетное рассмотрение в Верховной Раде Украины законопроектов о профессиональном самоуправлении как таких, которые гарантируют резкое снижение коррупционной составляющей в современной системе здравоохранения в государстве. Закон о фармацевтической деятельности должен бать частью медицинского самуправления наряду с самоуправлением стоматологов и других узкопрофильных медицинских специальностей. Как только будет создан фундамент организации системы самоуправления в медицинской сфере, будет понятна стратегия выстраивания всей вертикали управления системой здравоохранения. Ведь как медицинский, так и фармацевтический работник являются объектами публичного доверия (таких профессий всего 15 в мире!). И тогда студент-медик или фармацевт, который поступил за деньги или учился кое-как, рано или поздно встанет перед проблемой сдачи экзамена… не преподавателю, а профессиональной общественной организации. Именно так происходит в США, откуда приехала к нам реформировать медицину нынешний и.о. министра здравоохранения. Внедрение института допуска к профессии – это норма и в цивилизованных европейских странах, где невозможно устроиться на работу без регистрации в национальных Реестрах медицинских и фармацевтических работников! Заочная форма подготовки фармацевтических кадров с высшим образованием имеет место только в Австралии, где основным объяснением целесообразности этого является огромная территория и удаленность населенных пунктов друг от друга. В Украине доля так называемых «фармацевтических» специалистов составляет до 60% от общего количества выпускников. О предоставлении какой фармацевтической услуги в аптеке может идти речь! От кого требовать выполнения закона об обязательном отпуске рецептурных препаратов только по рецепту. Украина занимает одно из лидирующих мест в Европе по самолечению, что не только наносит непоправимый вред здоровью граждан, но и вызывает у пациентов недоверие к системе здравоохранения в Украине в целом и распространяет фейковое мнение о неэффективности лекарств отечественного производства .

Согласно статистическим данным ВОЗ в мире тратится впустую около полутриллиона долларов США на лекарства, применяемые не по назначению врача, в результате чего около 67% госпитализаций связаны с этой проблемой. И эволюционные изменения в системе здравоохранения начнутся тогда, когда мы все вместе изменим свое отношение к собственному здоровью, когда будем требовать, а не просить у врача и фармацевта ответственности за назначения недейственного протокола лечения и выписки лекарств, ничего общего с конкретным заболеванием не имеющих, а являющихся маркетинговой составляющей фармацевтических компаний, улучшающих благосостояние чье угодно, но только не пациента. Здесь я полностью поддерживаю лозунг нынешнего руководства Минздрава Украины: деньги следуют за пациентом, но в карманы нечестных врачей и фармацевтов.

Национальная медицинская программа для нации и реалии настоящего

Главная наша беда сегодня – это отсутствие в Украине утвержденной на государственном уровне национальной политики обеспечения лекарственными средствами, действие которой является основным маркером инвестиционной привлекательности системы здравоохранения в целом. Многие воспринимают Национальную политику как систему снабжения лекарственными средствами. Это далеко не так. Это огромный комплекс понимания стратегических направлений работы государства над созданием системы здравоохранения - начиная с качества подготовки и профессиональной компетентности кадров и заканчивая системой допуска препаратов на национальный фармацевтический рынок (охватывающей их производство, исследование, обеспечение и контроль качества и т.п.). Все это чрезвычайно сложный, но единственный (потому что интегрированный) комплекс мероприятий называется «национальная политика». Да, 5 декабря 2018 года принято постановление КМУ № 1022 «Об утверждении государственной стратегии реализации государственной политики обеспечения населения лекарственными средствами на период до 2025 года». Но не надо путать статус этих двух документов. Как показывает практика, за время независимости Украины сменилось 22 министра здравоохранения, а вместе с ними - 22 аналогичных «стратегий». Кто подвел итоги реализации этих «ноу-хау»? Кто ответил за пущенные на ветер государственные средства на их разработку и реализацию?

Более трех лет назад (в 2016 году) под патронатом Европейского регионального Бюро ВОЗ и Миссии ВОЗ в Украине и при поддержке Агентства США по международному развитию (U.S. Agency for International Development -USAID) при МЗ Украины (приказом Минздрава Украины от 11 апреля 2016 № 339 «Об утверждении состава рабочей группы по разработке Национальной политики в отношении лекарственных средств в соответствии с рекомендацией ВОЗ и практики государств-членов ЕС ») - с целью не просто разработки, но и дальнейшего представления в Кабинет Министров Украины проекта постановления КМУ об утверждении Национальной политики в отношении лекарственных средств соответственно рекомендациям ВОЗ и практики государств Евросоюза, - была создана мощная рабочая группа, в состав которой вошли ведущие специалисты по ключевым направлениями разработки Национальной политики обеспечения лекарственными средствами. А именно по каждому из 9 компонентов, универсально определенных ВОЗ для любой страны:

  • отбор и применение основных лекарственных средств,
  • доступность,
  • финансирование медикаментозного обеспечения,
  • системы поставок,
  • регуляторные аспекты и качества,
  • рациональное применение лекарств,
  • исследование,
  • кадровое обеспечение,
  • надзор, мониторинг и оценка.

Замечу: упомянутый мною приказ МЗ Украины действует до сих пор. Его никто не отменял. Работы были выполнены практически на 100%, но со сменой руководства МОЗ Украины все наработки легли в «долгий ящик». Фактически – результаты системной профессиональной межведомственной-междисциплинарной работы по разработке Национальной политики сведены на нет. Почему? Ответа нет! Вероятно, опять нашли желающих профинансировать старую-новую программу «для ящика».

Если бы такая политика была утверждена в Украине - не было бы постоянных скандалов с закупками лекарств через иностранные компании и непонятных махинаций с электронным рецептом. Мы уверены, что коррупционный механизм, внедренный НСЗУ в программе «Доступные лекарства» еще возымеет соответствующее криминальное развитие. И, возможно, мы получим доступ к Национальному реестру врачей и фармацевтов, а вместе с ним и информацию о специалистах, которые имеют юридическое право выписывать рецепты и отпускать по ним лекарства. Пока эта информация от нас тщательно скрывается, и это дает возможность запуску следующего коррупционного механизма, от котрого страховал бумажный рецепт.

По карайней мере, мониторинг фактического состояния по реалицзации программы «Доступные лекарства» за апрель-май уже вскрыл коррупционный механизм отмывания государственных средств на улучшение медикаментозного обеспечения населения. Это получило подтверждение и на заседании Комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады Украины, состоявшемся 28 мая 2019 года, и где был заслушан отчет Счетной палаты о результатах аудита эффективности использования средств субвенции из государственного бюджета местным бюджетам для лечения отдельных заболеваний. Назову только одну цифру - по расчетам аудиторов, риски расточительного использования бюджетных средств в целом по Украине могут достигать 154 700 000 гривен… Хороший повод для открытия уголовного дела. 

Но не хочется заканчивать на грустной ноте… Пользуясь случаем, сердечно поздравляю коллег с наступающим Днем Медицинского работника и хочу пожелать веры в светлое будущее, здоровья и безграничной любви как катализатора эволюционных процессов!

Pharma.net.ua
Автор материала
>
полезный материал
3 читателей 3 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 482 раз
поделитесь с другими
Версия для печати
обсуждение и комментарии
Присоединяйтесь
материалы сюжета
больше новостей на эту тему