Действительно ли местные власти больше любят коммунальные аптеки?

Действительно ли местные власти больше любят коммунальные аптеки?

На днях на сайте zn.ua опубликована статья «Игра на ставках». В ней автор утверждает, что власти на местах создают конкурентные преимущества для коммунальных аптек. Прокомментировать приведенную в статье информацию мы попросили участников рынка.

Коротко о сути обвинения

Вопросом уже занимался Антимонопольный комитет, исследовав влияние органов местного самоуправления на конкуренцию на региональных рынках розничной торговли лекарственными средствами. Главная цель : способствовать развитию действенной конкуренции и созданию равных условий для розничной торговли лекарствами в регионах Украины, а также минимизировать риски административного влияния на товарные рынки со стороны органов местного самоуправления. В результате нарушений нашли более чем достаточно, а аргументы экспансии коммунальщиков приводят следующие.

  • Субъекты хозяйствования, работающие в сфере розничной торговли лекарственными средствами в административно-территориальных единицах одной области, находятся в неравных условиях. Причина: несправедливые с точки зрения законодательства подходы к установке органами местного самоуправления отдельным участникам региональных рынков розничной торговли лекарственными средствами размеры арендной ставки на имущество коммунальной собственности.
  • Большинство коммунальных аптек имеют довольно разветвленные сети, доставшиеся им в наследство из советских времен, и они являются мощными игроками на местных рынках. А благодаря арендным преференциям их положение становится еще более доминирующим: у КП "Фармация" (г. Киев) более 100 аптек и аптечных пунктов в столице; у КП "Фармация" (г. Николаев) 112 торговых точек в Николаевской области; областное коммунальное предприятие "Фармация" (г. Днепр) имеет 132 торговые точки в пределах Днепропетровской области, у Полтавского областного коммунального предприятия "Полтавафарм" более 200 торговых точек по области.
  • Не все аптечные учреждения были допущены к внедрению правительственных программ по обеспечению населения доступными лекарственными средствами на льготных условиях. Им не сообщали об установлении сниженной арендной ставки в случае участия в социальных программах государственного или областного уровня.

По заключению АМКУ, такое неравенство между участниками рынка фактически приводит к снижению для коммунальных учреждений их общих затрат на содержание собственной аптечной сети, что дает возможность расширить ассортимент реализации товаров, увеличить количество аптечных учреждений в сети и для другого развития предприятия. Пытаясь устранить препятствия на пути развития конкуренции на аптечном рынке, Комитет направил ряду областных советов обязательные для выполнения рекомендации по устранению признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции и условий, которые им способствуют. Более того, Комитет еще в конце 2017 г. предоставил всем областным советам и Киевскому городскому совету обязательные для рассмотрения рекомендации относительно мер, которые следует принять для установления равных условий осуществления хозяйственной деятельности всех субъектов хозяйствования, независимо от формы собственности, которые являются участниками региональных рынков розничной торговли лекарственными средствами. Они должны были ввести прозрачный и недискриминационный подход к установке арендных ставок за использование недвижимого имущества общей собственности территориальных громад областей и города Киева.

В ответ на все эти обязательные рекомендации органы местного самоуправления послушно сообщили, что их рассмотрели и учтут в дальнейшей работе. Но ситуация в большинстве регионов не изменилась. В АМКУ теперь ждут вмешательства Фонда государственного имущества, в чьей компетенции решение арендных вопросов, а также правоохранительных органов.

С полным текстом статьи можно ознакомиться на https://zn.ua/business/igra-na-stavkah-311013_.html

Слухи о преференциях сильно преувеличены

Руслан Свитлый , генеральный директор КП «Фармация», Киев:

"Определение размеров ставок аренды имущества коммунальной собственности согласно Закону Украины "О местном самоуправлении в Украине" относится исключительно к компетенции органов местного самоуправления. В Киеве – это Киевский городской совет. Именно он на своих пленарных заседаниях определяет размер арендных ставок для субъектов хозяйствования в зависимости от видов деятельности.

Если говорить конкретно о столичном коммунальном предприятии "Фармация", то наши аптеки размещены частично в помещениях, принадлежащих нашему предприятию, частично – на площадях, арендованных как у города, так и у частных владельцев. Для того чтобы взять в аренду новое помещение коммунальной собственности, наше предприятие на общих основаниях участвует в конкурсах, которые проводит Департамент коммунальной собственности Киевской городской государственной администрации. Размер ставки для всех определен одинаковый. Если предоставляется льготный период на аренду недвижимости коммунальной собственности, то он предоставляется всем на равных условиях. При этом в последнее время наше предприятие больше проигрывает в таких конкурсах, потому что нам трудно конкурировать с частными аптечными сетями. И количество аптек совершенно не влияет на участие в конкурсе на аренду коммунального имущества. Такие тендеры проводятся строго на основании Постановления КМУ №906 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право аренды государственного имущества" от 31.08.2011 г. Поэтому подчеркиваю: никаких льгот у нашего предприятия по аренде коммунального имущества нет. А вот социальная нагрузка – есть.

Участие в государственных и региональных социальных программах по обеспечению населения лекарственными средствами для всех аптек, независимо от формы собственности – дело добровольное. В частности, это касается программы "Доступные лекарства". Любая аптека может подписать соглашение и стать участницей этой программы. Никаких преференций у коммунальных аптек здесь нет. Но при этом именно сеть коммунальных аптек как социально ориентированное предприятие, закупает полный ассортимент лекарств по реестру этой программы в то время, как некоторые частные аптеки реализуют преимущественно те лекарства, стоимость которых самая высокая в реестре. И именно коммунальные аптеки отпускают лекарства по программе "Доступные лекарства" до последнего календарного дня года, чтобы не оставлять людей без лечения. А не прекращают отпуск еще в октябре-ноябре, как в прошлом году это сделали некоторые участники программы, когда закончились выделенные на город Киев средства ...

То же самое касается и других социальных программ. В частности муниципальной программы обеспечения киевлян льготными лекарствами согласно Постановления КМУ №1303 "Об упорядочении бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения отдельных групп населения и по определенным категориям заболеваний" от 17.08.1998. Все аптеки, желающих отпускать киевлянам лекарства согласно этого постановления, воспользовались такой возможностью и заключили соглашения с распорядителями средств, в том числе и коммунальные аптеки. И все они на равных условиях отпускают лекарства по льготным рецептам. Поэтому говорить о том, что коммунальные аптеки имеют определенные преференции в аренде недвижимости или в отпуске льготных лекарств – это большое преувеличение, очень далекое от реальности."

Нагнетают страсти по всем фронтам

Елена Прудникова, глава общественной организации «ФармРада»:

"Нельзя рассматривать проблему недобросовестной конкуренции на аптечном рынке только в проекции различных подходов к арендной ставке: уж очень это несущественно влияет на общую картину аптечного мира. Чтобы получить реальную картину конкуренции, нужно не торговые точки считать, а посмотреть продажи. Так, по данным мониторинга Киевского отделения АМКУ, 76% жителей столицы покупают лекарства в АНЦ. Антиконкурентными действиями, такими как заключение маркетинговых договоров, практически уничтожены сегодня аптеки-физлица. Потому что цена закупки одинакова что у ФЛП, что у крупной аптечной сети, и маркетинг 30-40% уже заложен в эту цену. Только маленькие аптеки не интересны производителю и дистрибьютору ввиду маленьких объемов продаж, поэтому им никто не платит по этим самым договорам. Благодаря такому «маркетингу» крупные игроки имеют возможность продавать лекарства дешевле цены , по которой ФЛП закупает препараты, не то что реализует.

Вторым этапом уничтожения аптечных ФЛП стало введение кассовых аппаратов ( РРО). Из 4 тыс. украинских аптек 1, 8 тыс – это аптеки «на едином налоге», из которых уже 500 закрылись после принятия соответствующего Закона. И дело здесь не в цене на РРО, а в штрафных санкциях, которые предусмотрены за его неустановку (в размере 100% выручки на момент наложения санкций), и которые начались в аптеках (и, кстати, в магазинах оптики тоже) буквально на следующий день после вступления в силу норматива 1 января 2019 года. Более того, могу смело говорить о провокациях, замешанных именно на арендных играх. Мне известен конкретный случай, когда «сетевики» пришли к ФЛП с неоднозначным предложением сдать им помещение в аренду, но получили отказ. На следующий день к ним нагрянула налоговая, и штрафы за отсутствие РРО были такими, что аптека была вынуждена закрыться. Соответственно, помещение освободилось без лишних усилий. И все разговоры по поводу того, что РРО поможет борьбе за качество лекарств для населения, не более чем нагнетание эмоций. Я располагаю статистикой о том, что 86 % фальсификата проходит через юрлиц и через интернет-торговлю лекарствами: здесь вопрос аренды помещений для аптек вообще автоматически отпадает.

И вот пришло время расправиться с еще одним врагом аптечных монополистов – коммунальными аптеками. По моему глубокому убеждению, АМКУ работает как кривое зеркало: он не занимается выяснением проблемы конкуренции на аптечном рынке и поиском ее комплексного решения. О чем можно говорить, если на днях, по сути, главный куратор фармрынка в АМКУ организует мастер-класс для производителей и дистрибьюторов о рисках маркетинговых договоров и о том, как себя от них обезопасить. Читай: как получать деньги и не попадать при этом под санкции АМКУ.

Зачем поднимать вопрос об аренде коммунальных аптек, которые уже десятилетиями работают в этих помещениях? Наверное, чтобы отвлечь внимание от более наболевших проблем на нашем фармрынке. А кто будет работать по программе «Доступные лекарства»? Кто будет держать убыточные аптеки в селах? Глас вопиющего в пустыне!"

Форма собственности тут не при чем

Олег Климов, Председатель правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая Палата», член Совета Международной Федерации Фармацевтов (FIP):

"Для начала я хотел бы привести некоторые статистические данные.Так, по состоянию на 01.01.2019 года в Украине насчитывается более 22300 аптек разной формы собственности — коммунальные (государственные), юридические лица и ФЛП.

Из этого количества аптек, которые в основной своей массе ограничиваются банальной продажей лекарств и ничегообщего с учреждением здравоохранения не имеют, изготовлением лекарств в аптечных условиях занимается только 354 аптеки коммунальной формы собственности и 35 частных аптек. Среди аптек ФЛП таких нет, а количество сетевых аптек с данным видом деятельности не известно.

Имеют лицензию на изготовление и реализацию лекарственных средств, содержащих наркотические, психотропные вещества и прекурсоры 457 коммунальных, 61 – частной формы собственности и ни одного ФЛП. Структура их географического расположения (406 аптек в городах, 111 – в пгт, 1 – в селе) вызывает большое беспокойство и сочувствие к пациентам, не имеющим возможность получить жизненно необходимые лекарства.

Если детально ознакомиться со ставками арендной платы, утвержденными местными органами самоуправления для аптечных учреждений, то в разных регионах они разные. Их градация зависит от вида деятельности аптеки, но на ставку арендной оплаты никак не влияет форма собственности . Разница в ставках аренды по видам деятельности аптеки – это логическая и оправданная норма, так как для их осуществления необходимы очень большие финансовые и человеческие ресурсы.

По нашему глубокому убеждению, определяющим критерием для предоставления преимуществ при оплате аренды, стало участие учреждений в реализации исключительно «маркетингово мотивированных лекарств», часть стоимости которых получают врачи в виде «откатов» за их назначение. А аптечное учреждение, занимающееся социальными программами, изготовлением в аптечных условиях, обеспечением паллиативных больных (это в основном коммунальные аптечные учреждения) не всегда имеют необходимый финансовый ресурс для оплаты высокой арендной цены."

* Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ) от комментариев воздержалась ввиду «неизученности ситуации на местах».

Похожие материалы