За двадцать лет реформирования медицины мы все еще не достигли цели

Онджей Достал, президент Чешской ассоциации медицинского права и биоэтики, директор Центра исследований медицинского права Карлова университета (г. Прага, Чехия), БИЗНЕС

В Чехословакии до 1989 г. система здравоохранения была централизованной, как и в других странах социалистического лагеря, в том числе – и в Украине. Как и у вас, финансирование отрасли осуществлялось из госбюджета, в соответствии с определенными нормативами, и все граждане получали медицинские услуги бесплатно.

Сразу же после падения социалистического режима в ЧССР начали реформировать систему здравоохранения. Реформа продолжилась и в Чехии, после распада Чехословакии в 1993 г.

Кто и как платит

Большая часть медицинских учреждений Чехии была приватизирована, а финансирование медицинских услуг было решено обеспечить за счет общеобязательных страховых взносов. Все экономически активные граждане обязаны платить медицинские страховые взносы. Сейчас работающий гражданин платит 4,5% зарплаты до вычета налогов, еще 9% платит его работодатель.

Что касается экономически неактивных граждан (безработных, пенсионеров, студентов, детей и женщин, которые находятся в декретном отпуске), за них страховые взносы уплачивает государство. В Чехии таких людей немало — чуть более половины населения страны. Ставка страхового взноса для экономически неактивных граждан составляет 13,5% официальной минимальной заработной платы.

Услуги больниц и прочих медицинских учреждений оплачивают фонды медицинского страхования, которые собирают и управляют страховыми взносами граждан. Фонды общественного медицинского страхования имеют статус публичных неприбыльных организаций.

Страховой фонд, в который гражданин платит страховые медицинские взносы, обязан по требованию застрахованного оплатить его медицинские расходы. Фонды не имеют права отказывать гражданам в обслуживании на основании данных о состоянии их здоровья.

При этом существует специальный механизм перераспределения средств между существующими фондами, чтобы компенсировать их расходы на медицинские услуги гражданам, входящим в группы высокого риска.
Медицинские учреждения могут предоставлять пациентам услуги либо на условиях прямой оплаты, либо на основании контракта с фондом медицинского страхования. В этом случае услуги больницы оплачивает их страховой фонд по предъявлении счета.

Больница или семейный врач могут иметь контракты либо с одним фондом, либо с несколькими, либо со всеми сразу. Если у больницы нет контракта с одним из фондов, она может выставить счет фонду за обслуживание одного из его клиентов, если услуги были необходимыми и неотложными. Преимущественно медучреждения работают на основании контрактов, поскольку люди в целом не склонны пользоваться услугами платной медицины.

Конституция Чехии гарантирует бесплатный доступ к базовому перечню медицинских услуг, лекарств и медицинской помощи. Он определяется законодательно.

Как работает система здравоохранения

В Чехии действует система первичной помощи, которая включает врачей общей практики, педиатров, гинекологов и стоматологов. Во всех странах, где практикуется такая система, именно врачи первичной практики, а не врачи-специалисты оказывают львиную долю медицинских услуг.

В Чехии около 95% услуг предоставляют частные врачи общей практики. Они содержат свои кабинеты или работают в составе небольших объединений. В отдельных случаях кабинеты общей практики работают в крупных больницах.

Согласно закону, все граждане должны быть зарегистрированы у одного из врачей частной практики, работающих в стране. Выбор врача абсолютно свободен, к тому же пациенты могут переходить от одного врача к другому — но не чаще, чем раз в три месяца.

Врачи общей практики получают фиксированную оплату — примерно 50 чешских крон (EUR2) за одного зарегистрированного пациента в месяц. Эта сумма умножается на определенный коэффициент — в зависимости от возраста пациента. Для детей до 4 лет коэффициент составляет 3,91, для молодежи в возрасте 20-24 лет — 0,9, для людей старше 85 лет — 3,4. Но такая система создает возможности для злоупотреблений.

Идеальный пациент для чешского доктора — это тот, кто регистрируется, а потом не обращается за обслуживанием. Если бы пациенты были зарегистрированы у одного доктора долгое время, он был бы заинтересован приложить усилия для профилактики заболеваний, чтобы сократить количество пациентов и визитов, связанных с тяжелыми заболеваниями. Но поскольку пациенты могут “мигрировать” практически свободно и часто менять докторов, этот стимул не работает.

В то же время система оплаты услуг больниц по стандартной системе баллов (каждая услуга оценивается в пунктах, которые имеют денежный эквивалент) вынуждает больницы ограничивать свои расходы. В стремлении сократить расходы больницы могут назначать пациентам более дешевые старые лекарства (возможно, менее действенные или с большими побочными эффектами), тогда как на рынке доступны более эффективные, но дорогие.

Больницы также могут пытаться оптимизировать проведение “невыгодных” процедур, создавая “списки ожидания” — очереди. В таких случаях информированность пациента — часто ключевой фактор в отношениях с больницами.
Согласно закону, если больница не предоставляет пациенту всего возможного комплекса лечебных процедур, тот может сообщить об этом в свой страховой фонд, который наложит на больницу финансовые санкции. Правда, не все пациенты знают об этой возможности. С недавнего времени пожаловаться можно и на “список ожидания”, что тоже известно не всем пациентам.

Права пациентов

Пытаясь “перестраховаться” и узнать как можно больше, чешский пациент может обратиться со своей проблемой к нескольким врачам. В отличие от многих стран Европы, в Чехии пациенты могут напрямую — без направления от врача первичной медицины — обращаться к врачам-специалистам.

Очень часто случается так, что пациенты приходят на приемы с одной и той же проблемой в несколько больниц, стараясь получить как можно больше информации и найти лучшее лечебное учреждение.

Кроме того, больницы, в отличие от врачей первичной помощи, должны принимать пациентов круглосуточно. И очень часто к ним на прием приходят те, кто “не дошел” до своего доктора. Это очень увеличивает нагрузку на систему финансирования медицины.

Более того, учитывая недавние решения Европейского суда юстиции, граждане стран ЕС получили право в поисках качественных услуг отправляться в другие страны – члены ЕС и ожидать, что их счета оплатит их фонд страхования.

Оказалось, что фонды медицинского страхования обязаны оплачивать практически любую медицинскую помощь, которую их клиент получил в другом государстве ЕС, хотя до недавнего времени действовали ограничения, предусматривающие, что за границу можно было ехать, только если какие-то лечебные процедуры недоступны в своей стране.

Попытки ограничить свободное обращение пациентов, как правило, вызывают сильное сопротивление в обществе и возражения больниц. Стоит отметить, что в Чехии доступ к медицинскому обслуживанию — это острая политическая тема, предмет обсуждения во время избирательных кампаний.

Под контроль

В Чехии постоянно предпринимаются попытки контролировать расходы на медицину. Один из способов такого контроля — ограничение или сокращение общедоступных видов медицинской помощи. В стране идут дискуссии о необходимости сокращения перечня услуг, которые покрывает обязательное медицинское страхование, в целях обеспечения доступа к самым необходимым из них.

Одно из предложений — исключить услуги стоматологов из списка покрываемых полисом обязательного медицинского страхования. Другим вариантом решения проблемы может стать введение частичной оплаты услуг пациентами. Это может позволить сократить выплаты фондов медицинского страхования, а также количество необязательных обращений к врачам.

В принципе, страховые медицинские взносы рассчитаны на то, чтобы покрывать оплату услуг медперсонала, расходы на материалы, лекарственные средства и медицинское оборудование. На практике, к сожалению, это не всегда так. Формально, если больница не покрывает своих расходов, она может объявить о банкротстве.
Однако нужно понимать, что доступность медицинского обслуживания — это весьма политизированный вопрос. Именно поэтому правительство не может оставить без внимания ситуации, когда какая-либо больница оказывается под угрозой закрытия.

Сейчас государство периодически выделяет средства на закупку оборудования или обновление фондов отдельных больниц. Но такие вливания не являются систематическими, т.е. не существует обязательства государства поддерживать определенные типы больниц или отдельные больницы. Государство предоставляет материальную поддержку отдельным лечебным учреждениям, которые без нее не смогли бы предоставлять необходимые услуги.
В свою очередь, государственная помощь отдельным больницам может противоречить законодательству ЕС. Антимонопольное законодательство запрещает помогать отдельным участникам, поскольку это ставит остальных в неравное положение. Поэтому получателями такой помощи чаще всего являются учебные госпитали или специализированные больницы, которые занимаются узкопрофильным и очень дорогостоящим лечением тяжелых болезней.

В завершение хочется отметить, что хотя система страховой медицины задумана для того, чтобы полностью финансироваться только за счет страховых взносов, она все еще зависит от дополнительных государственных вливаний. В то же время существует понимание того, что для достижения финансовой устойчивости медицины необходимо время.

Система здравоохранения в Чехии еще переживает переходный период, однако ожидается, что по его окончании все медицинские учреждения станут финансово стабильными. Следует понимать, что этот переходный период может быть довольно длительным. Прошло уже 20 лет с момента начала реформирования медицины в Чехии, но мы все еще не достигли конечной цели.