Виктор Корж: Противник таблеток

Алиса Юрченко, «Власть денег»

Народный депутат Виктор Корж не любит, когда врачи бездумно прописывают пациентам лекарства, и искренне пропагандирует здоровый образ жизни. Это ничуть не мешает его сыну развивать фармацевтический бизнес.

Харьковчанина Виктора Коржа в Виннице называют представителем "киевского десанта". Сюда Партия регионов делегировала политика, давно освоившегося в столице: бороться за голоса избирателей на очередных парламентских выборах. На улицах города уже развешены плакаты народного депутата, а сам он все чаще наведывается в Винницу, чтобы что-то открыть, подарить, представить. В конце прошлого года Виктор Корж объявил о начале благотворительной акции для медиков Виннитчины. Но на пресс-конференции быстро выяснилось, что бесплатные медицинские справочники и подписка на профильную литературу пока достанутся врачам лишь четырех районов области. Их нардеп назвал "своим округом".

В марте 2010 г., когда формировался Кабмин, Виктора Коржа считали ключевым претендентом на кресло министра по делам семьи, молодежи и спорта. Но назначили Равиля Сафиуллина. А после админреформы такого поста в правительстве вообще не оказалось. Политик с медицинским и спортивным образованиями наверняка не избавился от министерских амбиций. Несмотря на партийную дисциплину, он позволяет себе осторожную критику соратников в правительстве.

Насколько оправдана, на ваш взгляд, очередная смена министра здравоохранения?

— Мы очень отстали в организации здравоохранения и модернизации этой отрасли. Те усилия, которые Министерство охраны здоровья, профильные министры предпринимали в течение последних двух лет, фрагментарно решали задачу реформы здравоохранения. Модернизация отрасли за два года не выстроилась в четкую систему, и об этом президент неоднократно публично говорил.

Какие конкретно проблемы вы видели в работе Минздрава?

— Когда я узнаю, что Донецкая область инициирует выход из пилотного проекта реформирования медицинской отрасли, меня это настораживает, я понимаю, что что-то не так во взаимосвязи министерства и местных органов власти. Когда Киев, столица Украины, "впрыгивает" в пилотный проект в последний момент, изначально не планируя в нем участвовать, — это пример несистемности работы предыдущего руководства отрасли.

Не жалеете, что в этом правительстве вас нет?

— Ко всему нужно относиться философски. Для меня важно чувствовать себя полезным, и я вижу себе применение. Мне хотелось бы, возможно, и дальше как депутату участвовать в продвижении реформы здравоохранения и укреплении здоровья нашей молодежи. Ведь профильное министерство занимается не столько охраной здоровья, сколько борьбой с последствиями, лечением болезней. Приведу две цифры. Бюджет отрасли здравоохранения в 2000 г. составлял 4 млрд грн, сегодня он приближается к 40 млрд грн, т. е. произошел геометрический рост госфинансирования. И за эти же годы состояние здоровья наших граждан по наклонной плоскости летит в противоположную сторону, катастрофически ухудшается.

Перед министрами постоянно возникает перспектива увольнения. Кресло народного депутата в этом плане комфортнее?

— Конечно. Но не в увольнениях дело. Я могу снять шляпу перед Славой Вакарчуком, который единственный за тот период, что я работал в Верховной Раде, сам принял решение о досрочном сложении полномочий народного депутата. Он понял, что ему это неинтересно, и сконцентрировался на творчестве. Увы, в парламенте достаточно много народных избранников, для которых депутатская деятельность не представляет никакого интереса. А объем работы и ответственности депутата и министра — вещи несоизмеримые. Обязанности министра огромные, конкретные и ежедневные.

Обязанности народного депутата в определенной мере декларативные. Как сказал мне один ветеран депутатского движения, здесь сколько ты на себя захочешь взять, столько и понесешь. Если ничего не хочешь делать, практически никто тебя не сможет заставить. Нет норм КЗоТа, норм администрирования. Есть только морально-этические нормы. У министра совершенно иначе. Первые два-три месяца работы министром я спал по три часа. Конечно, давать человеку работать на этом посту менее года, даже если ты семи пядей во лбу, — это преступление перед министром и перед государством. Правительства должны работать стабильно минимум два-три года. Иначе это идет в ущерб стране.

Правда, что у вас много друзей в оппозиционных фракциях?

— К слову "друг" я отношусь очень серьезно и вкладываю в него огромный смысл. А на отношения в Раде влияет много внешних факторов, большинство из которых достаточно спорны, негативны. Поэтому говорить о том, что в Верховной Раде между людьми формируется дружба, было бы неправдой.

Другое дело, что я с уважением отношусь к достаточно большому количеству людей, находящимся, грубо говоря, "по ту сторону баррикад" (хотя это и неправильное выражение). То, что нам с Николаем Томенко удалось впервые в истории украинского парламентаризма создать межфракционную группу "За здоровую и спортивную Украину", в которую вошло более 30 депутатов из всех фракций, у меня вызывает чувство гордости. Порядка десяти законов, связанных с этим блоком вопросов, мы провели количеством голосов около 400. На мой взгляд, в парламенте создан политический плацдарм для укрепления здоровья нации.

Вам приходилось в законопроектах затрагивать интересы крупного бизнеса?

— У меня был один законопроект — изменения к ст. 17 Закона "О лекарственных средствах", — в который мы после года работы внесли буквально два слова. Столько было сломано копий, столько проведено консультаций, круглых столов, заседаний, столько было "убитых и раненых", чтобы внести два слова: "разрешить разработку". Я когда сравнительную таблицу читал на трибуне, мне смешно было. Речь шла о том, чтобы разрешить разработку лекарственных препаратов отечественным производителям. (Закон разрешил ввозить на территорию Украины незарегистрированные субстанции для проведения фармацевтической разработки медпрепаратов. — Прим. "ВД").

Какова же цена этих двух слов, употребленных в определенном контексте! Казалось бы, гроша ломаного они не стоят. Но вы не понимаете, что это было! Международные фармацевтические монстры лоббируют одно, отечественным производителям нужно совершенно другое, в Минздраве — позиция между ними, в комитете Верховной Рады тоже нет единого мнения. А цена вопроса — удешевление стоимости лекарств для наших людей в три-пять раз. Мы открыли шлюз, закрытый в течение 20 лет. Это позволит насытить рынок отечественными препаратами вместо таких же импортных, но стоящих в три-пять раз дороже.

Засекреченные активы

Тема лекарств близка парламентарию не случайно — один из сыновей политика не так давно создал компанию, декларирующую интересы в сфере "разработки, регистрации, дистрибуции и маркетинга лекарственных средств". Народный депутат был искренне удивлен, услышав ее название от "ВД". Виктор Корж не афиширует названия компаний, принадлежащих его семье. Их управлением занимаются сыновья и супруга политика. "ВД" он признался, что близкие сейчас ведут бизнес в сфере недвижимости, медицины и физической культуры.

В одном из интервью вы говорили, что у бизнеса детей в 2008 году возникли проблемы. С чем они были связаны?

— Был один из разрешенных видов деятельности, но смена украинского налогового законодательства поставила на уровень нерентабельности то, чем они занимались. И они прекратили тот род деятельности — он был связан с автомобилями.

Насколько глубоко вникаете в бизнес детей и супруги?

— Конечно же, мы советуемся, я подсказываю, в чем-то помогаю — там, где могу быть полезным. Но, откровенно говоря, я с утра до ночи занимаюсь депутатской и общественной деятельностью.

Вы помогали создавать компанию "НоСта фарма", которая, по нашим данным, учреждена одним из ваших сыновей?

— Нет. Это молодежный проект, основанный моим сыном и его другом детства. Они занимаются бизнесом и потихоньку развивают этот проект. Есть у них и другие планы, касающиеся сельского хозяйства, биотехнологий.

Натолкнулись на интересную тему — рекультивация земли, обогащение почв современными методами, чтобы избежать использования химикатов, азотных удобрений. Сейчас в Европе все большее распространение получает тема использования для этого специальных штаммов бактерий. Она уже известна МинАПК, получила одобрение Академии аграрных наук, но, к сожалению, почему-то не находит широкого применения. Я считаю, что это очень перспективная тема, пусть пробуют.

В роде деятельности компании "НоСта фарма" указан среди прочего "маркетинг лекарственных препаратов". Под этим подразумевается финансовая мотивация врачей?

— Лекарственная тема, с одной стороны, очень интересная, но с другой — очень настораживающая. В 2000 г. объем рынка лекарственных препаратов составлял 3-4 млрд грн. В 2011-м — уже 25 млрд грн. 99% докторов человеку с первыми признаками стенокардии, ишемической болезни сердца, ожирения пропишут не пешие прогулки, бассейн, диету, а перечень препаратов на лист формата А4. Более того, скажу по секрету, по поводу 2/3 этих препаратов отчитаются перед фармпредставителями о том, что они их таки продали.

Потому что у них, к сожалению, зачастую есть в этом личный меркантильный интерес. Эта составляющая нашего здравоохранения меня жутко настораживает. Но препараты препаратам рознь. Есть биодобавки, которые восстанавливают метаболизм, ускоряют процессы восстановления, позволяют избежать простудных заболеваний. Вот в сторону этих препаратов хотелось бы видеть движение. Я своих детей буду направлять туда.

Получается, как депутат вы заинтересованы в продвижении здорового образа жизни, но как человек, представляющий фармацевтический бизнес, вы заинтересованы, скорее, в обратном. Как вы этот конфликт для себя решаете?

— Конфликта здесь никакого нет. Не думаю, что мои дети станут акулами на фармацевтическом рынке. Правила игры здесь определяют очень серьезные и в первую очередь транснациональные компании. То, чем занимается моя семья, — капля в море. Это первое. Второе — мне интересно направление сохранения и укрепления здоровья людей, здесь я вижу себе применение.

Толпиться в числе претендентов на тендерные закупки и бюджетные средства — я слишком хорошо осведомлен в этих вопросах. Это принципиальная позиция: ни я, ни моя семья никогда не будем прикасаться к бюджетным деньгам и участвовать в подобного рода мероприятиях.