Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Либо авторизируйтесь через

полезный материал
4 читателей 4 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 1490 раз

Какие риски несет медицинская реформа?

Статьи - 1490
second date1490
По условиям законопроекта новые учреждения возникнуть не могут, потому что единый тариф не будет покрывать им коммунальных услуг.
читайте также Главное за неделю

Виктор Пинзеник, народный депутат, экономист

Есть ли принципиальная разница в том, чтобы:

  • давать деньги перинатальным центрам на зарплаты врачам, медсестрам, другим работникам, на оплату коммунальных услуг, медикаменты, оборудование и т.д.
  • давать бюджетные средства центрам за каждую спасенную жизнь младенцев, которые поторопились родиться?

Это две разные философии финансирования. Поскольку в первом случае финансируется процесс, во втором – результат. А это далеко не одно и то же. Не спорю, что у нас есть одержимые соотечественники, работающие независимо от финансирования. И медицина – не исключение. Однако нынешняя система никак не поощряет последних.

Но сейчас хочу говорить не о необходимости перехода на оплату услуг, являющуюся фундаментальной составляющей реформы, а о рисках такого перехода. И я не о технических деталях, которые неизбежно будут проявляться в ходе реализации и требовать внесения необходимых корректив. Речь идет о тех вещах, которые подрывают саму логику идеологии оплаты услуг.

Риск первый. Если бы при покупке минералки нам предложили заплатить еще и за холодильник, в котором вода охлаждалась, нас бы это шокировало. Мы заплатили за конечный продукт (услугу), а что будет делать с деньгами магазин и как охлаждать воду, его проблемы. И не может быть ситуации, когда за воду отдельно платит один, а за пробку от бутылки или саму бутылку – другой. А между тем такая оплата заложена в проекте закона. Потому что оплату коммунальных услуг учреждений здравоохранения должны производить местные бюджеты. Так что эти тарифы не будут включаться в цену медицинской услуги.

Пациенты должны выбирать учреждения, в которых предоставляют лучшие услуги, а бюджет, соответственно, – оплачивать эти услуги. Но в предусмотренных законопроектом условиях новые учреждения возникнуть не могут, потому что единый тариф не будет покрывать им коммунальных услуг. Как будут работать семейные врачи, принимая пациентов в собственном доме, если коммунальные услуги не будут возмещаться? Поэтому коммунальные услуги не должны возмещаться отдельно никому, а должны входить в единый тариф.

Риск второй. Одна из целей реформы – равенство всех граждан. Гарантированный уровень медицинских услуг должен обеспечиваться одинаково всем. Не может быть элитных больниц с элитными условиями, лекарствами и тому подобного. А такая угроза заложена в законе. Потому что им предусматривается возможность сохранения традиционного финансирования из местных и государственного бюджетов (по отдельному перечню Правительства). Нельзя скрестить ежа и ужа. Потому что это несовместимые вещи. Или содержание учреждений (нынешнее), или оплата предоставленных услуг (новая система). Иначе разрушаются стимулы развития системы.

В качестве аргумента сохранения нынешней системы вспоминают военные госпитали. Хочу напомнить, что главным военным госпиталем Украины является гражданское медицинское учреждение – Днепропетровская больница им. Мечникова, спасшая тысячи жизней украинских воинов. И за каждую спасенную жизнь, за каждую операцию и другие услуги больница должна была бы иметь совсем другие средства. И эти средства она должна тратить сама, самостоятельно определяя в том числе размер оплаты труда.

Риск третий. Он вытекает не из самого замысла реформы, проектов законов, а из доминирующей в украинском политикуме идеологии – популизма. Популизма, который, к сожалению, любят и наши граждане. Реки дополнительных денег вдруг не появятся. Потому еще раз напомню: живем в долг, в стремительно нарастающий долг. А кое-кому очень захочется эти реки несуществующих денег впустить. И если сейчас проблема нехватки средств решается просто и примитивно (не дали деньги на лекарства – их купит сам пациент), то в системе оплаты услуг так поступить не удастся, потому что само учреждение обязано купить лекарства, а бюджет – оплатить. Нельзя допустить, чтобы услуга не была оплачена или оплачена «фальшивыми» деньгами. Потому что это убивает систему.

Pharma.net.ua
По материалам: Новое время
>
полезный материал
4 читателей 4 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 1490 раз
поделитесь с другими
Версия для печати
обсуждение и комментарии
Присоединяйтесь