Украина-2011: Анализ и прогнозы

Джеймс Джордж Джатрас, Заместитель директора АИУ

Адаптация текста - Сергей Мигуля

Не так давно в наши руки попал любопытный материал – взгляд американцев на проблемы Украины. И хоть статья эта не имеет никакого отношения к фармацевтическому рынку, все же интересно обсудить идеи, высказанные автором.

Независимый Американский институт в Украине проанализировал пять важных вопросов, стоящих перед Украиной на момент начала второго года пребывания в должности Президента Виктора Януковича:

I. Повестка дня экономической реформы в Украине и потенциал для преобразования сельского хозяйства.
II. Украина и проблема исламского активизма в Крыму.
III. Защита национальных интересов Украины в Молдове и Приднестровье.
IV. Достижение "национального согласия" в отношении использования русского и украинского языков в Украине.
V. Заинтересованность Украины в уклонении от "запутывающих" военных блоков.

Несомненно, сейчас эти документы лежат на рабочих столах всех, кто имеет заинтересованные отношения с Украиной. Приднестровье – в их числе: для нашей республики государство на восточной границе – гораздо больше, чем географический сосед. В разработках аналитиков имеется также ряд других вопросов, стоящих перед Украиной, которые, возможно, превосходят приведенные темы в плане своей непосредственной важности.

I. УКРАИНСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

1. Обзор

В 2010 году Украина добилась положительного экономического роста (4,5%), которому предшествовало сокращение на 15% в 2009 году. Это стало возможным благодаря оживлению в экспортных секторах экономики (металлопродукция и зерновые), кризис в которых явился причиной сокращения ВВП в 2009 году.

Хотя (умеренный) экономический подъем в Украине – это хорошая новость, он по-прежнему далеко отстает от докризисных темпов роста ВВП и объясняется, главным образом, эффектами статистической базы сравнения. Страна будет оставаться уязвимой к внешним экономическим потрясениям до тех пор, пока правительство не осуществит реформы, направленные на налогово-бюджетную стабилизацию, диверсификацию экономики и привлечение дополнительных прямых иностранных инвестиций.

В 2010 году правительство начало осуществлять ряд масштабных реформ. Кроме того, Международный валютный фонд, который возобновил предоставление займов в июле того года, потребовал проведения собственной программы реформ.

Сотрудничество между Украиной и МВФ столкнулось с определенными препятствиями в феврале 2011 года, когда стороны не смогли достичь договоренности о выдаче третьего "транша" во время посещения Киева делегацией МВФ в рамках "обзорной миссии".

МВФ желает видеть прогресс на пути к значимой пенсионной реформе, предлагает определить фискальные меры для компенсации более медленного (по сравнению с ожиданиями) введения правительством повышенных тарифов на потребление газа на внутреннем рынке.

Ввиду важности кредитов МВФ с точки зрения способности правительства получать займы на международных рынках капитала под приемлемые ставки, а также ввиду отсутствия насущных проблем, связанных с выборами, можно предположить, что правительство обеспечит удовлетворение требований МВФ для выдачи третьего "транша".

Тем не менее, Киев остро осознает потенциальные политические издержки, связанные с удовлетворением требования МВФ о том, чтобы дефицит бюджета не превышал 3,5% от ВВП. Время покажет, насколько правительство проявит желание проводить жесткие реформы, когда политическая цена этих действий начнет расти.

2. Прогноз

МВФ и Всемирный банк прогнозируют продолжение умеренного подъема украинской экономики в 2011 году (3,5% – 4%) и в 2012 году (5%) при инфляции на уровне 12%. Можно ждать динамичного роста в секторе металлургии по мере активизации строительных проектов в рамках подготовки к чемпионату Европы по футболу 2012 года, хозяевами которого будут Украина и Польша, а также по мере восстановления положения на иностранных экспортных рынках.

Однако более серьезным вопросом для Украины остается достижение успеха в переводе экономики на совершенно новую основу с целью устранения или, по меньшей мере, снижения уязвимости перед внешними потрясениями. Осуществленные на сегодняшний день реформы преследовали жизненно важную, но ограниченную цель налогово-бюджетной стабилизации.
После достижения этой цели правительство должно сосредоточить усилия на улучшении условий для предпринимательской деятельности и повышения доверия инвесторов. Это будет означать выступление против коррупции, что повлечет за собой вступление в борьбу с мощными устоявшимися группами лиц. Время покажет, хватит ли у правительства стойкости для того, чтобы следовать курсом реформ.

3. Точка зрения АИУ

Фредрик Эриксон, директор расположенного в Брюсселе Европейского центра международной политической экономии, называет экономические реформы Виктора Януковича "преобразовательными" и заявляет, что он "может вскоре стать ведущим либерализатором экономики в Европе". Поживем – увидим. Правительство было вынуждено отказаться от новой редакции Налогового кодекса в декабре прошлого года перед лицом широкомасштабных демонстраций.

Более того, во время президентской кампании 2010 года Янукович придерживался популистской линии, выступая против пенсионной реформы и повышения тарифов на топливо коммунально-бытового назначения, что не позволяет рассматривать Януковича как убежденного сторонника либерализации экономики. Хотя он выбрал псевдолиберальный путь как президент, можно легко представить себе, как его администрация откажется от реформ в том случае, если их политическая цена окажется слишком высокой.

В любом случае реформы, уже осуществленные на данный момент, направлены, главным образом, на достижение налогово-бюджетной стабильности. Они не окажутся "преобразовательными" (используя выражение г-на Эриксона) сами по себе. Если Киев добивается преобразований (а именно к этому ему следует стремиться), то, по нашему мнению, их следует искать в вопросе о реформе в области сельского хозяйства.

В мире наблюдается резкий рост цен на сельскохозяйственную продукцию, что, по прогнозам многих экспертов, станет долгосрочной тенденцией вследствие роста численности населения, сокращения площади обрабатываемых земель во всем мире и изменения пищевых потребностей формирующегося в Азии среднего класса, помимо прочих факторов. Между тем, на Украину приходится 25% чернозема в мире (при этом значительная его часть используется недостаточно), что дает ей потенциальную возможность стать Саудовской Аравией применительно к продукции сельского хозяйства.

Г-н Джеймс Мортон, основатель и директор CIM Investment в Лондоне, недавно заявил, что, если Украина примет правильные законы об использовании сельскохозяйственных земель и праве собственности на них, то "ВВП Украины на душу населения быстро удвоится".

Вот это действительно было бы "преобразованием". Ключом к достижению Украиной этого результата является принятие закона о реформе собственности на земли сельскохозяйственного назначения. В идеале, должно быть предусмотрено положение о долгосрочной аренде сельскохозяйственных земель с тем, чтобы иностранные и национальные инвесторы имели стимул к совершению капиталовложений в строительство зерновых элеваторов, новых ирригационных систем и т.д. Без значительной реформы в этой области Украина упустит свой шанс. Реформа в отношении сельскохозяйственных земель должна быть на первом месте в списке первоочередных задач правительства.

II. ИСЛАМСКАЯ АКТИВНОСТЬ В КРЫМУ

1. Историческая справка

История Крыма и, в частности, крымских татар, – долгая и сложная, что позволяет искажать действительность в угоду политическим причинам. На Западе массовая депортация крымских татар в годы Советской власти по обвинению в сотрудничестве с германскими захватчиками считается не только примером огульных коммунистических репрессий, но и частью непрекращающегося преследования "коренного населения Крыма" со времени присоединения этого региона к Российской Империи в 1783 году.

Этот односторонний пропагандистский взгляд не учитывает тот факт, что православные славяне составляли большую часть коренного населения Крыма даже во времена Крымского ханства, когда они были зимми (немусульманскими подданными мусульманских хозяев). Во времена Крымского ханства полуостров являлся крупным центром работорговли, в котором предлагался так называемый "урожай степи" – большое количество украинцев, русских, поляков и других христиан, захваченных татарскими отрядами, совершавшими набеги на соседей и вывозимых на кораблях из Феодосии (Кефе) и других крымских портов в Османскую империю.

Современные описания Крыма как исключительно татаро-мусульманского административно-территориального образования, такого, например, как Крымская Народная Республика 1917-1918 гг., следует рассматривать как попытку восстановить предыдущее господство исламской уммы ("общины" или "нации") над христианскими кафирами ("неверными").
Учитывая поддержку западных центров влияния, оказываемую другим движениям, имеющим целью "освобождение" в православных странах, например, боснийским мусульманам, албанцам (Косово), Санджаку в Сербии и чеченцам в России, такие описания украинским властям следует рассматривать с подозрением. В этих случаях то, что начиналось как поддерживаемая Западом мирная кампания, направленная якобы на обеспечение светских демократических прав мусульманской общины, со временем перерастает в яростный джихад, имеющий своей целью установление мусульманского господства.

В частности, притязания Меджлиса (ассамблеи крымских татар) на представление права крымских татар на "национально-государственное самоопределение на своей национальной территории" необходимо понимать как создание государства в государстве, то есть как цель, несовместимую с законной властью Украины и Автономной Республики Крым.

2. Прогноз

В настоящее время активность крымских татар не представляет серьезной угрозы национальному единству и внутренней стабильности Украины. Однако, если проявлять пассивность и полагаться на волю случая, ситуация в Крыму и в Украине в целом, вероятно, начнет развиваться по пути исламской активизации в других регионах.

Под прикрытием "прав человека" и "демократии", при поддержке со стороны западных и мусульманских стран, в особенности Турции, в течение нескольких лет Украина и Автономная Республика Крым, вероятно, столкнутся с требованиями предоставить крымским татарам "право на самоопределение" и признать Меджлис в качестве "суверенной" структуры, сопровождаемыми угрозами объявления джихада в случае невыполнения этих требований.

Также можно ожидать, что указанные требования совпадут по времени с нарастанием исламского самосознания в крымско-татарской общине, включая право вводить законы шариата для ее членов. Например, государственный департамент США уже охарактеризовал как нарушение прав человека политику правительства Украины в отношении представления для получения паспорта "фотографий в шляпах и любых других головных уборах". Эта проблема возникла, когда крымская татарка стала настаивать на том, чтобы сняться на фотографию для паспорта в хиджабе.

Более широкие последствия повышения исламского самосознания отражаются в усилиях Хизб-ут-Тахрира (международной исламской партии) по усилению поддержки среди украинских мусульман идеи восстановления всемирного исламского халифата, частью которого являлось Крымское ханство.

Как было заявлено Украинским филиалом Хизб-ут-Тахрира в 2009 году, "целью Хизб-ут-Тахрира является восстановление исламского образа жизни путем создания Исламского государства Халифата, в котором будут действовать законы ислама [т.е. шариата] и будет передаваться в мир исламское da'wah (т.е., "приглашение (принять ислам. – Авт.)") для всего человечества". Можно ожидать усиления подобной агитации, если не принимать мер по ее сдерживанию.

3. Точка зрения АИУ

Не должно существовать никаких препятствий к осуществлению гражданских и юридических прав крымских татар как равноправных граждан Украины и Автономной Республики Крым, включая употребление родного языка (в школах и в средствах массовой информации), ношение традиционных костюмов (в неофициальной обстановке), право на отправление религиозного обряда (но не на агитацию за введение шариата), а также возвращение собственности в соответствии с законом.

Однако ни Украина, ни Автономная Республика Крым не должны признавать эту группу как какого-либо рода суверенное сообщество с правом на самоопределение. Соответствующим национальным и республиканским органам следует тщательно и постоянно контролировать деятельность и финансовые ресурсы Меджлиса и других исламских организаций, особенно их связи с западными правительствами и неправительственными организациями, с правительствами мусульманских стран, а также – с международными исламскими группами, такими как Хизб-ут-Тахрир. Деятельность, которая будет признана нарушающей действующее законодательство, следует пресекать и, при необходимости, распускать организации, виновные в нарушениях.

III. МОЛДОВА И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
1. Обзор

Как уже описывал АИУ в январе 2011 года, Киев упустил возможность повлиять на формирование нового правительства в Молдове после выборов в ноябре 2010 года и противодействовать активным усилиям Польши, Швеции и Германии по поощрению создания "проевропейской" коалиции.

Результатом является с трудом функционирующая коалиция, неспособная избрать президента, что сулит продление периода политической неопределенности, который длится уже два года. Что еще хуже, бездействие Киева обеспечивает экстремистским националистическим группам в Молдове более широкие возможности для продвижения их программы прорумынского ирредентизма*, которая угрожает интересам и территориальной целостности Украины. Эта программа получила новую поддержку со стороны Вашингтона в форме февральского доклада республиканской фракции сената, в котором содержится призыв к Приднестровью подчиниться власти Кишинева.

2. Прогноз

Если (и до тех пор – пока) Киев не примет более инициативную позицию в отношении развития событий на юго-западной границе страны, нестабильность и потенциальная угроза беспорядков будут только повышаться.

3. Точка зрения АИУ

Как указывается в одном из аналитических материалов АИУ, основными интересами Украины на юго-западной границе являются поддержание бессрочного status quo в Приднестровье, поощрение равноудаленности Молдовы от Запада и России, а также более эффективное противодействие румынской националистической агитации в Кишиневе. Киеву следует добиваться прекращения иностранного вмешательства во внутреннюю политику Молдовы, которое явно имеет целью достижение конечного результата, отвечающего интересам Румынии и, следовательно, неблагоприятного для Украины.
Киев должен предпринять активные шаги по обеспечению того, чтобы Вашингтон, Бухарест и Брюссель не питали никаких иллюзий, что вопрос о статусе Приднестровья может быть решен без согласия Украины, а также России. Кроме того, Киеву следует проявить инициативу в вопросах установления цен на газ, продаж зерна и транспортных договоренностей между Украиной и Молдовой, а также между Украиной и Приднестровьем. Украина должна также рассмотреть свою собственную дипломатическую инициативу об урегулировании приднестровского вопроса путем переговоров, в основе которых не лежало бы оказание давления на Тирасполь с целью принудить его подчиниться Кишиневу.

IV. СТАТУС РУССКОГО ЯЗЫКА В УКРАИНЕ
1. Историческая справка

В 2010 году, как и во всех его предыдущих президентских избирательных кампаниях, Виктор Янукович обещал сделать русский язык вторым официальным языком наряду с украинским. В прошлом году Верховная Рада приняла решение по законодательству, разрешающему использовать документы на русском языке или других "региональных" языках, если численность говорящих на таком языке в соответствующем регионе превышает 10%. Закон также предусматривает, что доля теле- и радиовещания на русском языке не должна быть меньше 20% и что учащиеся и рекламодатели должны иметь возможность выбора между русским и украинским языками.

В целом новый закон (ввод которого в действие проходит медленно и со сбоями) является шагом вперед для людей, проживающих в районах, где русский язык является наиболее распространенным языком устной речи, а во многих случаях – единственным общепринятым языком. Закон соответствует ст. 10 Конституции, которая гласит: "На Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины". Хотя новый закон был поддержан, он вызвал демонстрации со стороны тех, кто счел его первым шагом к отмене статуса украинского языка как единственного официального государственного языка. Принятый закон явно не дотягивает до предвыборного обещания Президента Януковича.

2. Прогноз

Являясь шагом в верном направлении в плане демократической подотчетности в русскоязычных районах Украины, закон от 2010 года является проблематичным для Украины в целом.

Во-первых, возрастающее использование русского языка исключительно в качестве "регионального" языка "национального меньшинства" является абсурдным: очень большое число русскоязычных жителей Украины не считает себя ни этническими русскими, ни этническими украинцами.

Во-вторых, возрастающее использование русского языка только в качестве регионального языка "меньшинства" повышает вероятность того, что называется "параллельным одноязычием", когда лица, говорящие на украинском и русском языках (и, возможно, на других языках, например, румынском или татарском), делают выбор в пользу повышенного использования своего, предпочтительного, языка. В сочетании с растущей тенденцией среди украиноязычных молодых людей не изучать русский язык это может привести к усилению разобщенности на Украине, наподобие той, которую мы наблюдаем между франкоязычными и фламандскоязычными жителями Бельгии.

3. Точка зрения АИУ

Президент Янукович должен сдержать свое обещание и сделать русский язык вторым официальным государственным языком наравне с украинским. Правовые и конституционные трудности решения этого вопроса не являются оправданием бездействия. Лучше всего было бы, если бы все русскоязычные жители овладели украинским языком, а все украиноязычные жители овладели русским языком.

Это положило бы конец националистическим настроениям, согласно которым на русский язык смотрели с подозрением, считая его нежелательным языком "меньшинства" или даже "иностранным" языком. Придание русскому языку статуса второго официального языка необходимо для взвешенной политики, ведущей к "национальному согласию", в соответствии с которой жители всех регионов Украины искренне стараются овладеть "другим" официальным языком (тем, на котором они не говорят или которым, по меньшей мере, не владеют свободно).

Такая политика не только открыла бы путь к укреплению единства по-настоящему двуязычной Украины, но также усилила бы ее роль в качестве моста между бывшим Советским Союзом и остальными странами Европы.

V. УКРАИНА И НАТО

1. Историческая справка

Много воды утекло с тех пор, как украинское правительство отказалось от членства в НАТО, сделав вместо этого выбор в пользу статуса неприсоединившегося государства. Тем самым Киев инициировал значительный прогресс в деле сближения между Востоком и Западом (в котором Европа нуждалась больше всего с момента падения Берлинской стены) и поставил крест на усилиях по стратегическому окружению России. Это сближение нашло свое выражение в растущих усилиях Франции, Германии и России по созданию новой зоны безопасности и экономического сотрудничества в Европе (вне НАТО), в ускорении темпов инвестиций германского капитала в России и заметным улучшением российско-польских отношений.

Между тем НАТО, судя по всему, "село на мель" в Афганистане, так как усилия по приобщению мусульманских стран к демократии и современным реалиям под дулом пистолета выглядят до странности излишними ввиду недавних событий в Египте, Тунисе и других странах Ближнего Востока и Северной Африки. Притом, что реальная демократия приходит в Северную Африку, США уже не совсем уверены, что им нравится наблюдаемая картина. Если новые арабские режимы закончат отказом от Кемп-Дэвида и войны с террором, США могут пожалеть о своей кампании за демократию, а НАТО может оказаться роковым образом скомпрометированным и без какого-либо благовидного разумного основания.

Принимая во внимание сложности положения Америки в арабском мире и растущую угрозу со стороны Китая в плане военного господства в Восточной Азии, НАТО, уже казавшееся анахронизмом до этих событий, вполне может стать "очень дорогим ископаемым".

2. Прогноз

Хотя НАТО заявляет об уважении выбранного Украиной статуса неприсоединившегося государства, оно постоянно изо всех сил старается подчеркнуть, что дверь к вступлению в члены альянса остается открытой. По мнению НАТО, несмотря на то, что нынешнее правительство Украины "в настоящее время не стремится" к вступлению, это не оказало "никакого практического влияния" на отношения Украины с НАТО (тогда зачем, вообще, вступать?). Ясно, что НАТО хочет держать открытой возможность стратегического окружения России: это единственная причина, зачем ему вообще нужна Украина и почему оно пережидает, пока не закончится срок пребывания Виктора Януковича в должности.

Между тем Украина, судя по всему, согласна сотрудничать с НАТО: в ноябре прошлого года Украина участвовала в операции НАТО "Активные усилия"; 2 февраля 2011 года Киев объявил о проведении ряда международных военных учений совместно с США и другими странами, включая Россию.

Включение России является мудрым решением. Если Украина считает, что она действительно должна продолжать сотрудничать с НАТО, она должна делать это таким образом, чтобы не возникло трещины в ее отношениях с Москвой. Ось "Киев-Москва" имеет большое значение для стратегической и экономической стабильности (включая энергетическую безопасность) в Европе, а также – для экономического благосостояния и национальной сплоченности Украины. Это та самая основа для европейского урегулирования, которое казалось таким возможным после падения Берлинской стены, но вскоре стало жертвой обреченного на неудачу стремления Вашингтона к мировому стратегическому господству.

Таким образом, в 2011 году следует ожидать от НАТО продолжения попыток уговорить Киев вступить в члены этой организации. При этом Киев, преследуя "многовекторную" внешнюю политику, будет продолжать с напускной скромностью подыгрывать этим попыткам, не принимая никаких окончательных решений.

3. Точка зрения АИУ

Янукович должен положить конец всякой неопределенности в отношениях Киева с НАТО. Он должен настоять на том, чтобы НАТО отозвало письмо, выданное на встрече в верхах в Бухаресте в 2008 году, в котором Украине предлагалось предпринять шаги для вступления в члены этой организации.

Если Украина полагает, что ей следует продолжать сотрудничество с НАТО, то аннулирование Бухарестского письма, по крайней мере, позволило бы продолжать такое сотрудничество, не подразумевая тем самым, что Киев, возможно, желает заново пересмотреть вопрос о членстве. По той же причине Киеву следует уравновесить любое сотрудничество с Атлантическим союзом, подав заявление о получении статуса наблюдателя в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), имеющей штаб-картиру в Москве.

Киеву необходимо занимать очень четкую и твердую позицию в отношениях с Западом по вопросу о НАТО. Недавние события в Европе и мире свидетельствуют о мудрости отказа Украины от членства в альянсе: Украина открыла путь к общеевропейскому урегулированию, которое в очень значительной степени отвечает ее национальным интересам, даже несмотря на то, что ей приходится отскакивать в сторону от приближающегося терпящего крушение поезда, которым представляется НАТО.

Как ни посмотри, стремление Америки добиться глобального стратегического господства теряется в мире боли и обид; крах ее бюджетно-налоговой политики вряд ли облегчает положение. "Окопаются" ли США (как им следует сделать) или же будут искать другие легкие мишени для демонстрации миру (и, не в самую последнюю очередь, себе) того, что они по-прежнему являются державой, с которой надлежит считаться? Если будет выбран второй путь, Вашингтон может возобновить усилия по привлечению Украины на свою сторону в качестве дубинки, которой можно бить Россию. Это судьба, которую Украине следует избегать ради ее же блага. Тем самым она также оказала бы очень большую услугу Соединенным Штатам, так как нам позарез нужно отучиться от навязчивых и разрушительных "переживаний" по поводу зарубежных событий.

Источник – Издание "Приднестровье"

(Оригинал публикации: Key Issues Facing Ukraine in 2011.)

*ирредентизм (итал. irredentismo, от irredento – неосвобожденный, находящийся под чужим владычеством) – политическое и общественное движение в Италии в конце XIX – начале XX вв. за присоединение к Италии пограничных земель с итальянским населением. По окончании 1-й мировой войны ирредентизм как самостоятельное течение исчез, слившись с фашизмом.