Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Либо авторизируйтесь через

полезный материал
0 читателей 0 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 354 раз

Фармацевтический паук*

Новости Украины - 354
second date354
читайте также Главное за неделю

Виталий Скороходов, эксперт Фонда общественной безопасности

Фармацевтическая транснациональная корпорация опутала своей паутиной весь мир. По сути, это одно огромное государство без границ, занимающее всю планету и диктующее свои взгляды всем национальным правительствам.

По прибыльности среди официальных способов получения доходов мировая фармацевтическая отрасль занимает третье место после сетевой и другой коммуникационной сферы и нефтедобычи. Среди неофициальных источников получения прибыли первые три места занимают торговля наркотиками, оружием и людьми.

Оборот фармацевтической отрасли, к примеру, в 2008 году составил 773,1 млрд долл., что сопоставимо с суммарным ВВП – 730 млрд долл. – примерно половины стран мира (90 беднейших из 180). Объем продаж одного только препарата Lipitor – 12,4 млрд долл. (www.pfizer.com) эквивалентен ВВП 20 беднейших стран – 12,7 млрд долл.

Для того чтобы получать такие колоссальные прибыли, мало произвести нужный препарат, важнее донести до потребителя информацию о его существовании и необходимости применения. Основным потребителем лекарств являются больные люди – тут на пути лекарства к ним встает врач, который назначает тот или иной препарат. Врача можно заинтересовать материально, различными бонусами или процентом от продажи медикаментов конкретной фирмы, что и происходит повсеместно. Но существует еще один путь в обход врача, при котором реклама о лекарстве поступает напрямую потребителю через рекламу. Наибольший эффект дает именно телевизионная реклама. При этом расширяется контингент конечных потребителей и за счет практически здоровых людей, которым рассказывают о чудодейственных свойствах некоторых препаратов, например, повышающих потенцию или улучшающих пищеварение.

Именно о телевизионной рекламе и ее влиянии на людей мы с вами и поговорим. К сожалению, информация о полезности или побочных действиях многих медикаментов недоступна простому обывателю, о ней может знать врач, но не артист, играющий в ролике и произносящий заученные фразы. К тому же, фармацевтические фирмы, занимающиеся продажей медикаментов, всячески ограничивают объективную информацию в СМИ, а при их доходах заставить редактора не допустить негативной информации – проще простого. Более того, зачастую то, что рекламируется, вообще является не лекарствами, а биологическими добавками (БАД), но об этом, естественно, умалчивается. Кроме того, часть рекламируемых препаратов являются гомеопатическими средствами, при этом они стоят очень больших денег. Автор – не специалист в гомеопатии, но если это направление медицины существует уже столько времени, значит, эти препараты кому-то помогают. Вполне вероятно, что это связано с эффектом плацебо, или пустышки, когда пациенту назначается медикамент, в котором ничего, кроме мела или сахарной пудры, нет, но при этом говорится, что очень мощный препарат. При функциональных и даже органических заболеваниях это срабатывает, и больной чувствует себя лучше. Здесь важно не столько наличие активного химического вещества, сколько вера пациента во врача и назначаемое им лекарство. Во всяком случае, за 23 года работы в анестезиологии и реанимации я ни разу не использовал ни одного гомеопатического средства. В медицине критических состояний они полностью бесполезны.

Для того чтобы продвинуть свои медикаменты на рынок, фармацевтические компании затрачивают огромные средства. В США производители лекарств-брендов имеют на 81% больше сотрудников в отделах маркетинга, чем в отделах научных исследований и разработок, и в последние годы эта тенденция усиливается.

Масштабы прямой рекламы для потребителя резко возросли: имеются данные, что только в первой половине 2000 года ее объем возрос в США на 43 %. Подобная картина наблюдается и в Украине в настоящее время. Вызывает серьезное опасение то, что при продвижении препарата на рынок представители фирм могут вводить врачей и фармацевтов в заблуждение: лишь 68% рекламируемых показаний соответствовали заявленным в регистрационном досье на препарат; предупреждения о риске содержались только в 10% случаев, взаимодействие лекарств упоминалось лишь в 8%, тогда как в 6% случаев в такой информации было отказано, а о побочных эффектах ЛС сообщалось лишь в 10% случаев и замалчивалось при подаче информации в 9%. Что же говорить о телевизионной рекламе, когда информация о действии нового медикамента скрывается даже от врачей! Понятно, что производители рекламируют медикаменты не для того, чтобы информировать больных, а для того, чтобы получать прибыль.

К тому же, существует проблема, при которой отечественные препараты содержат только 7% должных химических компонентов по сравнению с 44% в мире. Зачастую наибольшее количество фальшивок составляют аналоги наиболее широко рекламируемых препаратов, при этом производятся они на коленке в сараях и, в лучшем случае, просто не окажут никакого действия.

Первое шокирующее сообщение было опубликовано американскими учеными в 1998 году. Оно показало, что в США каждый год от побочных действий и неправильно подобранных лекарств погибают более 100 тысяч человек, и эта причина занимает 4-6 места среди основных причин смертности населения. Побочные реакции как основная причина госпитализации составляют в США 6-7%, в Норвегии – 11,5%, во Франции – 13%, в Великобритании – 16%. В странах-членах ЕС ежегодно вследствие побочных реакций (ПР) лекарственных средств (ЛС) умирает 197 тыс. человек. Финансовые последствия ПР ЛС оценивают в 79 млрд евро. В Российской Федерации в год погибает 60 тыс. человек из-за побочных реакций препаратов и неправильного применения – это в два раза больше, чем в автокатастрофах (!).

Каждый год на рынке появляются сотни новых медицинских препаратов. Для того чтобы медикамент попал в серийное производство, проводят многочисленные исследования, вначале на животных, затем – на добровольцах, после чего, как правило, препарат вначале попадает в страны третьего мира, где проводят дополнительные клинические испытания и отслеживают побочные эффекты. К глубокому сожалению, Украина уже превратилась в страну третьего мира, и на жителях страны проводят испытание малоизученных средств. Безопасность лекарств проверяется путем тщательного наблюдения за пациентами и последующего сбора научных данных. Этот аспект мониторинга лекарств называется пост-маркетинговым наблюдением.

Изучая последствия применения наиболее многообещающих новых препаратов на протяжении последних 25 лет, авторы английского исследования пришли к выводу, что через определенный период каждый десятый препарат или вообще изымали из обращения, или вводили более жесткие ограничения по его применению в связи с тем, что в процессе продолжительного использования выявляли опасные побочные эффекты, которые не были обнаружены во время первичных клинических испытаний.

Врачи должны предупреждать пациентов о повышенном риске нового лекарства в связи с его недостаточной изученностью. И если лечащий врач еще заинтересован в здоровье своего пациента, так как несет за него юридическую и моральную ответственность, то телевизору все равно, что с вами произойдет после приема рекламируемого медикамента, и претензий в случае побочных реакций, осложнений или даже смерти вы ему не предъявите.

Согласно данным исследовательской компании Nielsen, 48% россиян покупают лекарства без назначения врача. В Украине, согласно опросу Института Горшенина, при покупке лекарственных препаратов большая часть наших сограждан – 43,2% – руководствуются советом врача. Более трети опрошенных – 39,6% – полагаются на личный опыт, а 12,5% украинцев доверяют совету аптекаря, прислушиваются к советам знакомых 6,3%, верят телевизионной рекламе 4,3% респондентов. Таким образом, 57% жителей нашей страны лечатся без консультации со специалистом.

В связи с широкой рекламой безрецептурных лекарственных средств и ухудшением доступности квалифицированной медицинской помощи и консультации, в обществе все больше распространилось лечение по совету знакомых или телерекламы.

При этом никто не учитывает нескольких факторов:

– как правило, рекламируемый препарат не является самым эффективным среди аналогичных средств, а зачастую бывает самым дорогим, так как в его цену уже включены расходы на рекламу, а каждая секунда рекламного времени в прайм-тайм на центральных телеканалах стоит тысячи долларов. В результате пациент оплачивает эту рекламу и покупает не лучший, а наиболее разрекламированный препарат. Затраты зарубежных фармкомпаний на рекламу ЛС только в первом полугодии 2009 г. составили почти 500 млн грн;

– вы не знаете, с чем столкнетесь, приобретя рекламируемое средство, вполне вероятно, что вы приобретете БАД или гомеопатический препарат, действия которых сомнительны. К примеру, большинство рекламируемых противопростудных препаратов либо малоэффективны, либо носят только симптоматический характер;

– вы рискуете собственным здоровьем, употребляя рекламные медикаменты. К примеру, так широко рекламируемые противовоспалительные средства могут вызвать образование язвы желудка или кровотечение из язвы, если вы страдаете этим заболеванием. Даже простая микстура от кашля может содержать эфедрин и сальбутамол, которые вызывают подъем артериального давления у пожилых людей, страдающих гипертонической болезнью. Антиаллергические и успокаивающие препараты снижают концентрацию внимания у водителей и людей, работающих в условиях, требующих повышенного внимания, что может привести к авариям и другим серьезным последствиям. Категорически запрещено применение многих безрецептурных препаратов во время беременности, так как они могут вызвать уродства плода, кровотечения, преждевременное прерывание беременности, в первую очередь это касается индометацина, аспирина, ибупрофена.

Таким образом, все разговоры о безвредности рекламы медицинских препаратов являются лишь ширмой, прикрывающей интересы крупных фармацевтических фирм. Попытки протянуть закон о рекламе безрецептурных медикаментов вуалируют неспособность государства навести порядок в сфере здравоохранения и показывают зависимость наших чиновников и депутатов от мирового фармацевтического монстра, для которого на первом месте стоит собственная прибыль, а уже потом – здоровье людей.

Ошибки врачей постоянно смакуются различными газетами и телевидением, при этом совершенно умалчивается проблема самолечения и смерти, связанные с этим явлением. Зачастую врачи просто бессильны, так как к ним пациент поступает уже в безнадежном состоянии, до этого лечась по телевизору, следуя советам рекламы. Если раньше люди лечились по медицинской энциклопедии и им грозила опасность умереть от опечатки, то теперь главным доктором стал телевизор.

Практические врачи могли бы многое рассказать о том, как к ним попадают больные с желудочно-кишечным кровотечением, перед этим бесконтрольно принимавшие рекламный препарат от боли в суставах. Как в больницы привозят пациентов с перфоративной язвой или разлитым перитонитом, пригоршнями глотавшими до этого но-шпу или солпадеин. Как они вытягивают с того света беременных, у которых началось маточное кровотечение после приема индометацина. Вот только врачей никто не спрашивает – проще сотворить очередной сюжет о врачах-убийцах и потчевать обывателя жареными фактами. Кто платит, тот и заказывает музыку, а платит за это в большинстве случаев нынешняя власть, которой необходимо создать в обществе образ врага и отвлечь внимание населения от насущных социально-экономических проблем.

Самолечение возможно, особенно в случае труднодоступности медицинской помощи или финансовой невозможности ее оплатить, но, занимаясь самолечением, вы должны понимать, что берете на себя ответственность за свое здоровье. Не надо потом искать крайних и обвинять во всем врачей.

Единственная просьба к тем, кто лечится по телевизору: постарайтесь хотя бы прочитать инструкцию, прилагаемую к рекламируемому препарату, и, если вы страдаете заболеванием, при котором он противопоказан, то ни в коем случае не принимайте его! В случае, если у вас возникли какие-то побочные реакции, вы стали чувствовать, что с вашим организмом что-то не так, – прекратите прием препарата и найдите время обратиться к врачу, вполне возможно, что он вам поможет.

В статье использованы материалы ВОЗ и публикации журнала «Провизор»

*редакция не всегда разделяет мнение автора 

Pharma.net.ua
>
полезный материал
0 читателей 0 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 354 раз
поделитесь с другими
Версия для печати
обсуждение и комментарии
Присоединяйтесь