Родная фирма замминистра Оксаны Сивак подкупила главного эксперта по простудным заболеваниям за 1,2 млн грн

Родная фирма замминистра Оксаны Сивак подкупила главного эксперта по простудным заболеваниям за 1,2 млн грн

За какие услуги фармкомпании платят главному иммунологу Минздрава Украины?

Публикуем оригинальный текст расследования «Медицинского контроля»:

В этом году в разгар сезона простудных заболеваний Минздрав публично подверг критике собственные протоколы лечения простудных заболеваний, ОРВИ и гриппа. О препаратах, назначения которых следует избегать, в открытом письме сообщил замминистра Александр Линчевский. Наше расследование показало: сотрудники «Государственного экспертного центра» Минздрава, разрабатывающие протоколы лечения, получали деньги от фармкомпаний, чьи препараты и вносились в перечень рекомендуемых. Неудивительно, что сегодняшним протоколам лечения простудных заболеваний не доверяют многие врачи и пациенты. Увы, фармкомпании, подкупавшие экспертов ГЭЦ, тоже оказались не простыми: речь идет в том числе о компании «Парексел Украина», топ-менеджером которой в течение 12 лет работала действующая замминистра здравоохранения Украины Оксана Сивак.

Борьба с эпидемией гриппа и ОРВИ в осенне-зимний период – приоритетное направление работы Минздрава. Как мы помним, в этом году Минздрав распространил рекомендательное письмо за подписью замминистра Александра Линчевского о том, как следует лечить ОРВИ у детей. Однако эффективно применять его на практике врачи не могут: содержание письма противоречит действующим в Украине клиническим протоколам лечения (подробнее об этом − в нашей статье Врач vs Пациент: рекомендации Минздрава по лечению ОРВИ провоцируют конфликт ).

В письме Линчевского помещен перечень препаратов, применение которых, как указывает замминистра, неэффективно при лечении простуды, ОРВИ и гриппа (преимущественно это иммуномодуляторы и противовирусные препараты). Как они попали в протоколы? Как выяснилось из полученных нами документов, на протяжении последних лет одна из ведущих иммунологов Украины получала серьезные выгоды от фармкомпаний, составившие 1,9 млн грн только за последние 2 года. Речь идет о Валентине Чопьяк, главном иммунологе Минздрава на протяжении последних лет и соавторе всех унифицированных клинических протоколов по лечению этой группы заболеваний с 2006 года. Мы проанализировали доходы эксперта, чтобы понять, кто из фармпроизводителей претендует на особую лояльность с ее стороны.

Валентина Чопьяк одной из первых рекомендовала внедрение стандартов лечения в украинскую систему здравоохранения, в том числе принимала участие в разработке 20 протоколов по иммунологии и современных клинических протоколов по диагностированию и лечению иммунологических болезней.

Она одновременно занимает несколько должностей, работа на которых однозначно сопряжена с конфликтом интересов. Так, помимо работы с клиническими протоколами, она выполняет функции заместителя главы консультативно-экспертной группы ГЭЦ «Иммуномодуляторы и противоаллергические средства» (напомним, работа консультативно-экспертной группы, по сути, сводится к допуску или недопуску на украинский рынок лекарственных препаратов). Кроме того, она является главным внештатным специалистом Минздрава по специальности «Аллергология. Иммунология. Клиническая иммунология. Лабораторная иммунология» (Приказ МЗ №196-к от 29.05.2014), возглавляет проблемную комиссию МОЗ «Клиническая иммунология и аллергология» (Приказ МЗ и Национальной академии медицинских наук Украины №133/19 от 19.02.2014). Кроме того, Валентина Чопьяк руководит благотворительной организацией «Львовская ассоциация аллергологов, иммунологов, иммунореабилитологов».

Как можно совмещать эти должности, избегая внутренних противоречий? Они будут возникать неизбежно и постоянно. Например, Валентина Чопьяк имеет непосредственное влияние на утверждение решений о закупке препаратов Минздравом, а потом, как глава проблемной комиссии, рассматривает случаи возникновения побочных эффектов от этих препаратов.

Конфликт интересов произошел, и когда Чопьяк вошла в состав рабочей группы Минздрава по проверке материалов на лекарственные средства, которые используются для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ. В состав этой группы она была назначена, несмотря на то, что в это время исполняла обязанности консультанта КЭГ ГЭЦ «Иммунология и противоаллергические средства», члена Научно-экспертного совета ГЭЦ, а также была главным внештатным специалистом Минздрава. Цикл замкнулся: вначале Чопьяк, как член КЭГ, принимала непосредственное участие в разработке протоколов лечения гриппа и ОРВИ, а потом сама же их и проверяла, давала оценку собственным решениям и решениям, принятым специалистами учреждения, в котором она работала.

Как видим, нынешнее письмо замминистра Александра Линчевского – не первая попытка Минздрава изменить подход врачей к лечению гриппа и ОРВИ. Ранее такая инициатива предпринималась руководством Минздрава (создание группы было утверждено приказом МЗ №145-Адм от 06.11.2014), но результатов не принесла, поскольку проверкой занимались эксперты, чьи выводы были заведомо необъективны. Хотя алгоритм решения проблемы тогда был избран правильно: любые изменения должны быть системными и начинаться с протоколов лечения, а не с рекомендаций врачам на местах.

Инициатива Минздрава в 2014 году не увенчалась успехом из-за того, что ошибки в протоколах лечения искали те же люди, что их составляли. В частности, восемь специалистов из состава комиссии имели конфликт интересов.

Соответственно, удивляться регулярным поступлениям средств на счета некоторых из этих экспертов не стоит. Как мы уже неоднократно писали, фармгиганты готовы щедро одаривать украинских «независимых» специалистов, чтобы обеспечить беспрепятственный выход на национальный рынок.

Как следует из полученных нами материалов, за последние два года уважаемый профессор Валентина Чопьяк получила бенефиты в размере 1,9 млн грн от фармкомпаний. Какие услуги нужно было оказать для получения гонораров в особо крупных размерах – вопрос открытый. У нас есть предположение, что дело в очередной раз в лояльности ее, как эксперта КЭГ, к препаратам тех или иных производителей. Основными спонсорами Валентины Чопьяк в 2014-2016 годах стали такие компании, как «Парексел Украина», «Санофи», «АстраЗенека», «Гедеон Рихтер», «Дельта-Медикал» и НВК «Экофарм».

За что платят такие впечатляющие суммы? Для начала остановимся подробнее на самом крупном начислении – 1,2 млн грн от «Парексел Украина». Это международный холдинг, который занимается в нашей стране клиническими испытаниями препаратов. Деньги от «Парексел Украина» были перечислены Валентине Чопьяк двумя платежами в июле-сентябре и октябре-декабре 2015 года, в сумме эксперт получила 1206197,46 грн.

Достаточно внимательно пересмотреть поправки к протоколам клинических исследований ДЭЦ, чтобы понять, за что могла платить «Парексел Украина». Основные изменения, которые утверждались ГЭЦ в ответ на заявку фармкомпании, сводились к следующему:

  • привлечение дополнительных производственных мощностей, ответственных за тестирование исследуемого лекарственного средства
  • включение дополнительного места проведения клинического испытания
  • увеличение количества пациентов, которые принимают участие в исследовании на территории Украины
  • привлечение дополнительных мест для тестирования препаратов.

Вероятно, чтобы добиться столь благосклонного отношения от Минздрава, «Парексел Украина» и не преминула заручиться поддержкой экспертов. Возможно, круг лиц, получавших бенефиты, более широк, чем нам кажется. В случае с Валентиной Чопьяк конфликт интересов очевиден: на должности члена КЭГ она проводит экспертизу программ клинических испытаний, принимает участие в утверждении условий их проведения, после утверждает результаты. Следовательно, получая бенефиты от «Парексел Украина» в размере 1,2 млн грн, она заведомо нарушает принцип непредвзятости в работе. Деньги поступают на счет эксперта, и одновременно с этим «Парексел Украина» получает зеленый свет на проведение масштабных клинических исследований.

Сегодня «Парексел Украина» занимает большой сегмент на украинском рынке клинисследований. Такому положению холдинга способствовала не только лояльность отдельных экспертов ГЭЦ, но и тесные связи с нынешней замминистра здравоохранения Оксаной Сивак. На протяжении 12 лет она была топ-менеджером украинского филиала компании. В 2015 году ее зарплата в «Парексел Украина» составила 774 тыс. грн. Наши предположения о том, что Оксана Сивак сохранила лояльность компании с приходом на государственную должность, подтверждаются тем, что с ее приходом в Минздрав и. о. Министра Ульяна Супрун стала содействовать работе «Парексел Украина» (в частности, согласно одному из первых приказов, подписанных ею на должности, «Парексел Украина» получила разрешение на массовое проведение клинисследований). Напомним, что репутация «Парексел Украина» не безупречна, в практике компании были случаи, когда в ходе испытаний у пациентов проявлялись серьезные побочные реакции, но компания не компенсировала в полном объеме ущерб, нанесенный их здоровью.

В настоящий момент компании «Парексел Украина» разрешено испытание семи препаратов по трем направлениям лечения – хроническая легочная обструкция, рак легких и язвенный колит – на жителях десяти областей Украины.

Помимо «Парексел Украина», у Валентины Чопьяк были и другие плательщики. Остановимся подробнее на этих случаях. Как мы уже отмечали, одно из основных направлений деятельности Чопьяк – разработка клинических протоколов лечения. В 2014-2015 годах она входила в состав рабочих групп по составлению таких протоколов лечения:

Стоит соотнести лекарственные средства, включенные в протоколы лечения, с компаниями-производителями этих лекарств на монопольных условиях, и мы увидим прямую связь. Именно эти компании и делали отчисления на счет Валентины Чопьяк.

Шведская компания «АстраЗенека» перечислила 153,4 тыс. грн на счет эксперта. Монопольный производитель препаратов с действующим веществом «будесонид» не жалел средств на то, чтобы молекула была включена в протоколы лечения. Учитывая, что «АстраЗенека» является основным производителем препаратов на основе этого действующего вещества, ожидаемая прибыль оправдывала многотысячные затраты на покупку лояльности экспертов при разработке унифицированных клинических протоколов.

В клинический протокол лечения медикаментозной аллергии включено действующее вещество «будесонид», на основе которого «АстраЗенекой» производится препарат «Пульмикорт суспензия».

«АстраЗенека» не впервые прибегает к недобросовестному лоббированию своих препаратов. Так, в сентябре этого года стало известно о том, что на протяжении пяти лет (с 2005 по 2010 год) компания подкупала врачей в России и Китае, чтобы продвигать свою продукцию (бенефиты начислялись якобы за проведение лекций врачами). В соответствии с решением Комиссии по ценным бумагам и биржам США, «АстраЗенека» за нарушение закона о коррупции была оштрафована на 5,5 млн долл. Это означает, что подобная схема работы могла присутствовать и на украинском рынке.

Подобная ситуация с включением в протокол лечения монопольной молекулы сложилась и с производителем «Гедеон Рихтер». Компания перечислила Валентине Чопьяк 97 тыс. грн, и в клинический протокол лечения медикаментозной аллергии было включено лекарственное средство «дезлоратидин». На основе этого действующего вещества компания «Гедеон Рихтер» производит препарат «Лордестин», который, по данным клинисследований, кардинально превосходит все другие антигистаминные средства, представленные на фармрынке (обладает длительным действием и отсутствием седативного эффекта). Кроме того, «Лордестин» имеет широкую группу применения, поскольку назначается, в том числе, и детям (с 12 лет), и пожилым людям.

Со счетов «Санофи» эксперту Чопьяк поступил платеж в сумме 374 тыс. грн. Можем предположить, что бенефиты были получены экспертом в благодарность за обеспечение достойного объёма заявок в централизованной закупке Минздрава на препарат «Граноцит». Согласно нашему анализу номенклатуры закупок Минздрава в 2015 году, компания «Санофи» является монопольным производителем препарата по стимулированию иммунитета (действующее вещество Lenograstim). Поставки этого препарата осуществлялись в 2013 году, но в 2014 году Минздрав отказывается его закупать. По странному стечению обстоятельств после перечисления бенефитов на счет эксперта ГЭЦ препарат получает в 2015 году объем закупки – 8 млн грн, а в 2016 году потребность в нем увеличивается до 13 млн грн. Таким образом, лояльность экспертов приносит стабильную прибыль производителю-монополисту уже несколько лет.

Гораздо в меньших объемах деньги на счет Валентины Чопьяк перечисляла и украинская компания НВК «Экофарм». Прибыль украинского производителя, конечно же, не может сравниться с доходами международных фармгигантов, но все же и тут не обошлось без «спонсорства». Компания «Экофарм» специализируется на выпуске противовирусных препаратов прямого действия («Протефлазид», «Иммунофлазид», «Флавозид»): по сути, это те самые сиропы, о неэффективности которых говорил в своем письме Александр Линчевский, в этом году, но которые успешно реализовываются на украинском рынке.

Итак, в общей сложности Валентина Чопьяк получила почти 2 млн грн бенефитов от фармкомпаний за два года. Ее профессиональная деятельность, сопряженная с конфликтом интересов, позволяет предположить, что средства были получены за лояльность к препаратам конкретных фармкомпаний, включение в номенклатуру закупок и клинические протоколы лечения определенных лекарственных средств, а также за содействие проведению клинических исследований медпрепаратов на украинских пациентах.

На примере деятельности главного иммунолога Минздрава Валентины Чопьяк мы увидели системную проблему. Включая в клинические протоколы лечения простудных заболеваний, гриппа и ОРВИ препараты, лоббируемые отдельными фармкомпаниями, эксперты ГЭЦ создают ситуацию, при которой оказание помощи пациентам проводится неэффективно, а Минздрав вынужден давать разъяснения, поясняя, какие назначения должны делать врачи. К сожалению, такие рекомендательные письма не могут решить проблему, поскольку входят в противоречие с нормативной базой. Решение проблемы должно начинаться с изменения протоколов лечения, привлечения действительно независимых экспертов к экспертизе уже утвержденных клинических протоколов и разработке новых. Должна быть сформирована рабочая группа специалистов, у которых отсутствует конфликт интересов. В этом случае появится возможность навести порядок в схемах лечения и добиться эффективной работы врачей в системе здравоохранения.

Еще одной системной проблемой мы считаем отсутствие сильной, действенной и принципиальной реакции Минздрава на вскрытие института подкупа экспертов Минздрава фармкомпаниями. Мы публикуем уже третье расследование о том, кто, кому и за что перечислял деньги среди специалистов Минздрава, которые теоретически должны были не иметь никакого конфликта интересов. И в прошлые два раза достойной реакции расследования не получали, и Минздрав не начинал никаких разбирательств. Не хотелось бы думать, что такая пассивная реакция объясняется тем, что для руководства Минздрава практика подкупа экспертов является нормальным методом конкурентной борьбы.

Между тем, во всем мире подобные действия прямо называют тем, чем они и являются – коррупцией. Так, недавно стало известно, что фармацевтическая компания Teva и ее российская дочерняя компания ООО «Teva Россия», согласно антикоррупционному законодательству США, согласились заплатить в США 520 млн долл. штрафа за подкуп чиновников в России, Украине и Мексике.

«Teva и ее дочерние предприятия заплатили миллионы долларов в виде взяток чиновникам в разных странах и намеренно провалили внедрение системы внутреннего контроля, что позволило бы предотвратить взяточничество», – сообщили в Минюсте США.

Взятки давали, чтобы увеличить объем продаж препарата «Копаксон». Особый интерес вызывает признание Teva, что компания давала взятку высокопоставленному чиновнику в Министерстве здравоохранения Украины, дабы повлиять на одобрение правительством регистраций лекарств. С 2001 до 2011 года фармацевтическая компания выплачивала ему гонорар и обеспечила путешествия и другие ценные вещи на общую сумму около 200 000 долл. В обмен чиновник использовал свое служебное положение и влияние на украинское Правительство, чтобы проводить регистрацию фармацевтической продукции Teva, в том числе препарата «Копаксон» и инсулинов. Напомним, что 200 000 долл. по тогдашнему курсу – это порядка 1 млн грн. Между тем, героиня нашего расследования Валентина Чопьяк получила 1,2 млн грн только от одной компании и 1,9 млн грн в сумме – всего лишь за 2 года.

Как видим, получение бенефитов типа путешествий или подарков является в глазах американского законодательства такой же коррупцией, как если бы деньги были переданы наличкой в конверте. Между тем, как мы показываем уже в третьем исследовании, проблема получения незаконных прибылей от сотрудничества с фармкомпаниями в Украине не просто никуда не делась, а стала основным источником дохода для ключевых специалистов сферы здравоохранения. И даже если руководство Минздрава пожелает сохранить эти коррупционные схемы, все равно законодательство США сделает невыгодным их сохранение и, как не раз уже бывало, присудит огромные штрафы фармкомпаниям, виновным в подкупе.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Похожие материалы