Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Либо авторизируйтесь через

Важно
полезный материал
13 читателей 13 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 5790 раз

Как Минздрав убил надежду украинцев на доступные лекарства и подставил Премьер-министра Гройсмана

Важно Статьи - 5790
second date5790
Объем продаж лекарств от гипертензии увеличится... тех лекарств, за включение которых в перечень Минздрава "поборолись" их производители-фармкомпании.
читайте также Главное за неделю
Фигуранты: люди компании

22 июля 2016 года назначена Первым заместителем Министра здравоохранения Украины. 27 июля 2016 года Кабинет Министров Украины назначил Супрун исполняющим обязанности Министра здравоохранения с 1 августа 2016 года.

Волонтер, директор по гуманитарным инициативам Всемирного конгресса украинцев.

С октября 2015 года была внештатным консультантом комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения. 

Осенью 2013 года вместе с мужем переехала в Украину из США. В 2015 году получила украинское гражданство.

Во время Революции Достоинства работала в медицинской службе, впоследствии возглавила гуманитарные инициативы Всемирного конгресса украинцев и основала организацию "Защита патриотов", занимающуюся тренингами по тактической медицине и обеспечивающую украинских бойцов улучшенными индивидуальными аптечками стандарта НАТО.

Родилась и выросла в США. По образованию врач-радиолог.

Подробнее

7 ноября 2016 года назначена директором ГП "Государственный экспертный центр МЗ Украины" (ГЭЦ). С августа 2016 года была и.о. директора ГЭЦ.

С 2011 года занимала должность директора департамента рациональной фармакотерапии и сопровождения государственной формулярной системы ГЭЦ. С 2010 года также была заместителем Главы Центрального формулярного комитета Минздрава Украины.

Связана с негосударственными грантовыми организациями и фондами: SIAPS, Всеукраинской сетью ЛЖВ, БФ "Пациенты Украины", фондом "Видродження". Была одной из ключевых персон в Стратегической совещательной группе по вопросам реформирования системы здравоохранения в Украине наравне с Александром Квиташвили, Владимиром Курпитой, Дмитрием Шерембеем, Игорем Перегинцом, Павлом Ковтонюком и др.

С 2005 года работала в ГЭЦ в должности эксперта отдела обеспечения клинических испытаний, а с 2008 года – заместитель директора департамента стандартизации медицинских услуг, начальник отдела стандартизации медикаментозного обеспечения ГЭЦ.

2002-2005 гг. – врач-ординатор.

Кандидат медицинских наук.

Подробнее
Ульяна Супрун Татьяна Думенко
Ульяна Супрун
И.о. Министра здравоохранения Украины
Татьяна Думенко
Директор ГП "Государственный экспертный центр МЗ Украины"

Actavis – это третья по величине в мире глобальная интегрированная фармацевтическая компания, которая занимается разработкой, производством и дистрибуцией генериков, брендов и биоэквивалентных продуктов.  Штаб-квартира компании расположена в Дублине, Ирландия, а административный офис – в Парсиппани, штат Нью-Джерси, США. Новая компания Actavis, Inc. – это сильная комбинация двух успешных в своем развитии компаний – Watson Pharmaceuticals, Inc. и частной компании Actavis Group. Мировой портфель состоит из более чем 750 молекул у 1700 дозах и формах выпуска в более чем 60 странах мира.

Подробнее о компании

KRKA, Словения, является одной из ведущих генерических фармацевтических компаний-производителей в мире. Основными направлениями деятельности компании является разработка, производство и продажа рецептурных препаратов (более 81%), препаратов, отпускаемых без рецепта, и препаратов для ветеринарной медицины.

Подробнее о компании

Sanofi — диверсифицированная фармацевтическая компания. Её подразделения функционируют более, чем в 100 странах мира. Дочерними структурами Sanofi являются следующие компании: Sanofi Pasteur – производство вакцин; Genzyme – инновационная биотехнологическая компания; Chattem – производство безрецептурных препаратов; Merial – производство ветеринарных препаратов; Zentiva – производство дженериков.

Основные направления работы: развивающиеся рынки; диабет; вакцины; товары для здоровья; инновационные продукты; здоровье животных.

Подробнее о компании
Actavis (Актавис в Украине) KRKA (КРКА в Украине) Sanofi (Санофи Украина)
Actavis
Actavis – это третья по величине в мире глобальная интегрированная фармацевтическая компания, которая занимается разработкой, производством и дистрибуцией генериков, брендов и биоэквивалентных продуктов.
KRKA
KRKA, Словения, является одной из ведущих генерических фармацевтических компаний-производителей в мире.
Sanofi
Sanofi — диверсифицированная фармацевтическая компания. Её подразделения функционируют более, чем в 100 странах мира.

8 ноября 2016 года Минздрав Украины направил Минфину, Министерству соцполитики, Министерству экономического развития и торговли и Антимонопольному комитету свой проект Постановления "О внедрении возмещения стоимости лекарственных средств". Документ подписан и.о. Министра Ульяной Супрун, которая требует от министерств и АМКУ согласовать проект Постановления в однодневный срок.

Подобная срочность вроде бы должна свидетельствовать о желании Минздрава поскорее обеспечить украинцев лекарствами по низким ценам. Но это не так.

В октябре 2016 года на заседании Кабмина Владимир Гройсман заявил: "Я надеюсь, что в этом месяце мы утвердим настоящее референтное ценообразование, справедливое ценообразование на лекарства. Мы обеспечим справедливое и эффективное предоставление лекарств по таким болезням, как гипертония, сахарный диабет".

Однако содержание документа, разработанного Минздравом, кардинально разнится с поручениями, которые публично давал ведомству Ульяны Супрун Премьер-министр Гройсман.

Для тех, кто не любит лонгриды (большие по объему публикации), сразу резюмируем: объем продаж лекарств от гипертензии увеличится... тех лекарств, за включение которых в перечень Минздрава "поборолись" их производители-фармкомпании.

Немного истории и анализа

Представители фармацевтической отрасли Украины прекрасно помнят пилотный проект по частичному возмещению стоимости препаратов для лечения артериальной гипертензии. Постановление Кабмина №907 было утверждено 5 сентября 2012 года. Последний раз изменения в него вносились в феврале 2014 года, благодаря чему проект был продлен до конца 2014 года.

В пилотном проекте 2012-2014 гг. участвовало 10 позиций по международным непатентованным названиям (МНН). Это 7 монопрепаратов и 3 комбинированных препарата во всех формах выпуска и во всех дозировках. Это МНН из трех групп: С07 (Блокаторы бета-адренорецепторов), С08 (Антагонисты кальция), С09 (Гиполипидемические средства).

В 2015 году объем потребления всех препаратов этих трех групп в Украине составил 51 млн упаковок. Для сравнения украинцы потребили суммарно 129 млн упаковок всех кардиологических препаратов (группы с С01 по С10). То есть три группы С07, С08 и С09 – это почти 40% всех кардиопрепаратов, потребляемых в стране. 10 позиций, участвовавших в проекте 2012-2014 гг. – это 33,5 млн упаковок, потребленных в 2015 году. То есть 2/3 (66%) всех препаратов, потребляемых в трех группах С07, С08 и С09, и 1/4 (26%) всех кардиопрепаратов, потребляемых в стране (здесь и далее использованы данные системы исследования рынка "PharmXplorer"/"Фармстандарт" компании "Proxima Research").

При этом важно, что проект 2012-2014 гг. не ограничивал дозировки и формы выпуска, которые подбираются пациенту индивидуально.

Недоработкой предыдущего пилотного проекта было то, что несколько позиций МНН, которые часто применяются во врачебной практике, не были включены в проект. А также то, что было включено сравнительно небольшое количество комбинированных препаратов. Например, "за бортом" проекта остались:

  • валсартан (С09СА03) и валсартан с диуретиком (С09DА03) – 1,7 млн упаковок (3% всех препаратов трех групп С07, С08 и С09);
  • каптоприл (С09АА01) и каптоприл с диуретиком (С09ВА01) – 6 млн упаковок (12% всех препаратов трех групп С07, С08 и С09);
  • карведилол (С07АG02) – 1 млн упаковок (2% всех препаратов трех групп С07, С08 и С09) и другие хорошо изученные, эффективные и безопасные лекарства.

Проект, предлагаемый Минздравом в ноябре 2016 года, также содержит перечень позиций МНН, которые чиновники хотят включить в систему возмещения стоимости. Однако в новом перечне присутствуют только 4 из 10 позиций пилотного проекта 2012-2014 гг. На фото ниже отмечены препараты, остающиеся или выбывающие из проекта реимбурсации по решению Минздрава.

Такое решение Минздрава выглядит странно. Ведь пилотный проект показал себя эффективным, а замечания к нему носили только финансовый характер (своевременность возмещения стоимости аптечным учреждениям). Что же теперь не так с широко применяемыми в мире и в Украине препаратами лизиноприла, небиволола, нифедипина и др.?

Препараты, исключенные из перечня, – наиболее массово назначаемые врачами. Это 58% упаковок из старого перечня (почти 20 млн упаковок). И это 15% всех кардиопрепаратов Украины!

То есть вместо того, чтобы расширить перечень теми препаратами, которые не были включены ранее, но которые зарекомендовали себя хорошо во врачебной практике, Минздрав исключает 58% упаковок.

Дьявол кроется в деталях

В предлагаемом Ульяной Супрун и ее командой перечне есть существенное отличие от пилотного проекта 2012-2014 гг. – указаны конкретные формы выпуска и дозировки.

Например, ранее в проекте участвовал амлодипин как монопрепарат и амлодипин в комбинации с лизиноприлом во всех формах выпуска и дозировках. Теперь только таблетки монопрепарата амлодипин по 5 мг. То есть комбинированный препарат вообще исключили, а в монопрепарате была исключена наиболее массовая дозировка 10 мг (в 2015 году из общего объема потребления амлодипина 4,3 млн упаковок на дозировку таблетки 10 мг пришлось 2,1 млн упаковок – 49% всего потребления амлодипина).

Ранее в перечне присутствовал эналаприл как монопрепарат и эналаприл в комбинации с гидрохлортиазидом. Остались только таблетки монопрепарата эналаприл 2,5 мг и 5 мг. Общее потребление монопрепарата эналаприл – 9,6 млн упаковок. Избранные Минздравом дозировки – это всего лишь 1,6 млн упаковок (16% от общего объема). Из перечня пропала самая назначаемая в Украине дозировка 10 мг – 6,2 млн упаковок (2/3 общего объема!). А дозировка эналаприла 2,5 мг, которую Минздрав включил в новый перечень 2016 года, является наименее применяемой в Украине – всего лишь 91 тыс. упаковок, то есть менее 1% от общего объема эналаприла! То есть легким движением руки Минздрав выбрасывает из проекта наиболее часто назначаемую дозировку препарата и вписывает ненужную пациентам, но очень нужную чиновникам? Дело в том, что таблетки эналаприла 2,5 мг в Украине производят всего лишь 2 компании – словенская КRКА и индийский Dr. Reddy's.

Среди прочего, в новом предложении Минздрава есть и препараты из других АТС-групп. Например, клопидогрель (В01АС04), который вообще не относится к группе С "Кардиологические препараты". В 2015 году было назначено врачами и потреблено 53 млн упаковок препаратов АТС-группы В "Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз". Клопидогрель – 1 из 82 позиций МНН в группе В, с объемом продаж 718 тыс. упаковок – что составляет 1% от всех препаратов данной группы. Почему Минздрав взял в проект только 1 позицию МНН, если в эту же группу, к примеру, входит ацетилсалициловая кислота с объемом потребления 4,4 млн упаковок? А все препараты группы В01АС "Антиагреганты" за вычетом клопидогреля – это 6,6 млн упаковок (12% из общего объема 53 млн упаковок).

Может, дело в том, что клопидогрель производится французской компанией Sanofi, исландской Actavis, всё той же индийской Dr. Reddy's и той таки словенской КRКА? А еще он дорого стоит и у этих иностранных компаний большие маркетинговые бюджеты? И где же тогда обещанная ориентация на дешевые препараты?

Аналогичный вопрос следует задать еще по 10 из 17 позиций МНН, выбранных Минздравом из других групп препаратов, ранее не участвовавших в проекте и представляющих собой 1 позицию, вырванную из 10-80 схожих МНН.

Снова Африка и малярия?

В Пояснительной записке Минздрав утверждает, что руководствуется 19 выпуском Приблизительного перечня основных лекарственных средств ВОЗ. Перечень потому и называется "Приблизительным", что не учитывает страновые особенности структуры заболеваний и другие аспекты. Более того, он ориентирован скорее на страны третьего мира, особенно африканские.

На вопрос "зачем украинцам лекарства от африканских болезней" Минздрав совместно с нынешним директором Государственного экспертного центра Татьяной Думенко ответил еще год назад. Расследование РБК-Украина выявило, что в 2015 году, прикрываясь тем же Приблизительным перечнем ВОЗ, Минздрав включил в Национальный перечень лекарственных средств аж 12 препаратов от малярии. Госпожа Думенко тогда заявила, что в Украине даже смерти от малярии бывают. Правда, оказалось, что только среди военного контингента, который ездит в страны Африки. Но Минздрав это не смутило.

А что же сейчас? В 2012-2014 гг. в пилотном проекте, к примеру, участвовали препараты нифедипина. Нифедипин включен в 19 выпуск Приблизительного перечня ВОЗ. Но в проекте, предлагаемом Ульяной Супрун и ее командой, нифедипина нет. Вот такое выборочное следование рекомендациям ВОЗ.

Вольная трактовка чиновников позволила исключить действительно потребляемые и важные препараты (или их отдельные формы выпуска и дозировки) в угоду чьим-то интересам. Вероятно, коррупционным.

Чьих рук дело

Статьи Декларация начальника фармуправления Минздрава Тараса Лясковского: какие плоды приносит лоббирование интересов фармолигархов Чиновник, который "забыл" указать в декларации недвижимость, купил квартиру за копейки, связан бизнесом с директором государственного НИИ... и более 6 лет бессменно руководит фармотраслью в Минздраве.

В Минздраве Украины фармацевтической деятельностью занимается только одно управление. Его начальник – Тарас Лясковский, бессменный "рулевой" фармы в Минздраве еще со времен Раисы Богатыревой и близкий друг тендерного фармкороля Бориса Литовского. Именно управление фармацевтической деятельности и качества фармпродукции МЗ Украины готовило документ, который подписала и.о. Министра здравоохранения Ульяна Супрун и направила на срочное согласование.

Могла ли Ульяна Супрун не знать об особенностях потребления лекарств в Украине? Безусловно, могла. Но почему ни она, ни ее заместители, ни 38 советников не проанализировали опыт пилотного проекта 2012-2014 гг.? И даже не сопоставили их? Почему из проекта чудесным образом пропали препараты из перечня ВОЗ, которым якобы руководствуется Минздрав?

Как подставили Премьер-министра

Владимир Гройсман с первых дней на посту Главы Правительства взялся за одну из сложнейших сфер. Если его предшественники всячески обходили тему здравоохранения и просто выдавали поручения профильным Вице-премьеру и Министру, то Гройсман неоднократно выносил на обсуждение, публично анализировал и разъяснял ситуацию в отрасли и вектор реформ.

Рядовой украинец слышит именно Премьер-министра, обещающего, что лекарства от гипертензии станут доступнее, а цены на них наконец будут справедливыми.

Но когда этот рядовой украинец зайдет в аптеку, ему ответят, что тот препарат, который ему неоднократно назначал его семейный врач (или терапевт, или кардиолог) и который ему помогает справиться с давлением, не включен в перечень препаратов к возмещению. К чему это приведет? В первую очередь, к недовольству властью, которая "обещала, но не сделала".

Зато фармкомпании, пролоббировавшие включение своих препаратов в госпрограмму, точно нарастят продажи. А чиновники, им помогавшие, возьмут взятки за "успешно выполненную работу" и останутся в своих креслах еще на неопределенный срок.

Краусов Евгений
Автор материала
>
полезный материал
13 читателей 13 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 5790 раз
поделитесь с другими
Версия для печати
обсуждение и комментарии
Присоединяйтесь