Раскрывая преступные схемы наживы фармацевтов от продажи наркосодержащих препаратов...

Отдел связей с общественностью УМВД в Луганской области

Выявление преступлений, связанных с незаконным оборотом лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие наркосодержащие и психотропные вещества, является одним из главных направлений в работе оперативников государственной службы борьбы с экономической преступностью УМВД Украины в Луганской области.

Такая деятельность стражей экономики всецело корреспондирует с задачами, поставленными руководством Луганской областной государственной администрации перед специальной комиссией по контролю над качеством лекарств. В эту структуру, наряду с представителями других правоохранительных органов, также входят и сотрудники УГСБЭП УМВД, которые по поручению губернатора контролируют, чтобы на полках наших аптек не было ни дорогостоящих заграничных суррогатов, ни просроченных лекарств. С этой целью оперативники постоянно держат в поле зрения все процессы, происходящие в сфере здравоохранения и фармацевтическом бизнесе.

Прокомментировать работу стражей экономики в этом важном направлении мы попросили начальника отдела УГСБЭП УМВД Владислава Воробьева.

«В сфере охраны здоровья и легального оборота наркосодержащих препаратов, – рассказывает Владислав Николаевич, – нас интересует, в первую очередь, по назначению ли тратятся государственные деньги, которые выделяют из бюджета на закупку лекарственных препаратов. Важно удостовериться, чтобы лечебные учреждения, которые выставляют на тендер государственный заказ, соблюли все нормы действующего законодательства. Повышенное внимание с нашей стороны к этим вопросам – неслучайно, поскольку на эти благородные цели государством выделяются значительные денежные средства.

Для сотрудников БЭП ключевым является то обстоятельство, что, наряду с обычными лекарственными препаратами, лечебные учреждения регулярно приобретают и сильнодействующие, наркосодержащие и психотропные вещества. Перед оперативниками стоит задача: проконтролировать, чтобы лекарства выдавали больным строго по назначению, а также – продавали в аптеках лишь по рецепту с круглой печатью. Иными словами, движение такого рода лекарств: от банального анальгина до «термоядерного» морфина – должно быть отработано оперативниками, а по выявленным фактам нарушений приняты меры реагирования.

Недавно в регионе проводили отработку всех аптек и больниц. На что, помимо тендерных закупок, обращали внимание сотрудников вашего подразделения?

В ходе данной операции нас также интересовало, насколько должностные лица лечебных учреждений и фармацевтических фирм соблюдают правила легального оборота сильнодействующих психотропных препаратов, за нарушение которого предусмотрено наказание по статье 320 УК Украины. Так, отсутствие сейфа в помещении, где они хранятся, служило «звонком» для более глубинной проверки. Как правило, потом всплывали и факты нарушения процедуры реализации, учета и хранения данной категории лекарственных препаратов. Не секрет, что нарушение требований закона по хранению, учету и реализации наркосодержащих средств, которые находятся в сфере их легального оборота, неизбежно приводит к тому, что рано или поздно такие факты обернутся серьезной «головной болью» для правоохранителей. Отсутствием контроля за хранением данной категории лекарств всегда готовы воспользоваться преступники, которые не прочь «подзаработать». Иными словами, это – мина замедленного действия, которая неизбежно «взорвется».

Мы обращали внимание на такие моменты, как наличие сейфов, решеток и сигнализации, а в проверяемой документации отслеживали «судьбу» каждой ампулы с морфином и т.п., причем даже после того, как тот или иной сильнодействующий препарат был использован. О чем идет речь? В каждом таком случае положено составлять акт на уничтожение в присутствии комиссии. Мы должны иметь твердую уверенность, что ни один миллиграмм таких сильнодействующих препаратов не попадет в руки преступников.

Как известно, у представительниц слабого пола большим спросом пользуются препараты для «сжигания» подкожного жира, употребление которых может привести к потере избыточного веса. Нет ли и здесь лазейки для криминала?

Действительно, желающих стать стройнее и моложе с каждым годом становится все больше. Таким ажиотажным спросом, как выясняется, решили воспользоваться в своих грязных целях отдельные недобросовестные владельцы частных аптек. Фармацевты предлагали гражданам довольно опасный путь для избавления от лишнего веса. По нашей просьбе, сотрудники НИЭКЦ УМВДУ в Луганской области провели экспертизу экзотических заграничных препаратов «Жуйдаймен», «Ли да» и «Да ли» которые продавались в аптеках области. В результате – было установлено, что в препаратах среди составляющих ингредиентов имеется сильнодействующее психотропное вещество – сублимин. Эффект от его попадания в организм примерно такой же, как и при приеме наркотиков: потеря аппетита, возникающее чувство тревожности и бессонница, которые, собственно, и становятся причиной потери веса. Это слишком высокая цена «омоложения» женщин, поскольку в таких случаях их здоровью наносится непоправимый ущерб. Среди прочих неприятных «сюрпризов», человека, принимающего такие препараты, ожидает также эффект привыкания к нему. Такая физиологическая зависимость от «эликсира для стройности», несомненно, вполне устраивает коммерсантов, которые занимаются его реализацией. Почему? Все просто: человек, однажды приняв «лекарство» для похудения, впоследствии просто не может без него обойтись. А это означает, что приходить за данным препаратом в ту или иную аптеку желающие стать стройнее будут постоянно и станут со временем «дойными коровами», которые будут способствовать обогащению жуликов.

Естественно, правоохранительные органы, и, в частности, сотрудники службы БЭП не могут оставаться в такой ситуации сторонними наблюдателями и позволять сомнительным бизнесменам делать деньги, нанося ущерб здоровью наших граждан. Возникает вопрос: «А как за рубежом могли разрешить производство такого далеко не безобидного лекарства для похудения?» А ответ на него оказался простым: как выясняется, во многих странах, в частности, индокитайского региона, оборот лекарственных психотропных веществ вовсе не регламентирован их национальным законодательством. Вот и везут оттуда к нам всякие «панацеи» и «волшебные средства». По данному факту реализации препаратов, содержащих сублимин, возбуждено уголовное дело по статье 255 УК Украины. Из торговой сети изъято около четырехсот упаковок «Жуйдаймен», «Ли да» и «Да ли».

Какие еще преступные схемы используют нечистые на руку должностные лица больниц и аптек?

Порой они выписывают липовые рецепты на подставных лиц, по которым любители «кайфа» в аптеках покупают наркосодержащие и психотропные препараты. Такие факты нами документируются, и в дальнейшем на основе собранных материалов возбуждаются уголовные дела. Документирование такого вида махинаций требует от оперативников БЭП скрупулезности и терпения. А его «технология» несложна: после получения оперативной информации нами проводится проверка того или иного лечебного учреждения, где мы отрабатываем конкретного врача, подозреваемого в темных делишках. При этом изучается каждый рецепт и проверяется диагноз подозреваемого «больного», которому он был выписан накануне для покупки в аптечной сети морфия, трамадола и т.п.

Нередко мы выясняли, что больные, на чьи имена выписывали рецепты, и понятия не имели об этом. После этого нас интересуют лица, которые фактически по подложному рецепту приобрели в аптеке сильнодействующие наркосодержащие вещества. Таким образом, как правило, проверка заканчивается перспективой на возбуждение сразу двух уголовных дел: в отношении врача, совершившего должностной подлог, и лжебольного, который незаконно приобрел наркосодержащий препарат.

А как стражам экономики становится известно о фактах «отмывания» грязных денег, добытых от незаконной продажи психотропных и наркосодержащих препаратов?

Речь идет о ситуации, когда фигурант уже сбыл крупную партию наркотиков и пытается «отмыть грязные деньги». Как правило, на денежные средства, добытые преступным путем, наркосбытчики пытаются легально приобрести либо лекарственные препараты, либо вкладывают эти деньги в какой-либо бизнес. А технология выявления такой криминальной «схемы» – следующая: вначале доказывается сам факт незаконного сбыта фигурантом наркосодержащих веществ, а уж потом выясняется в ходе расследования уголовного дела, на какие «мирные» цели были преступником потрачены незаконно вырученные денежные средства. В ходе оперативной работы мы совместно с УБНОН по выявленным фактам возбуждаем уголовные дела по статье 306 УК Украины.

Каковы результаты деятельности вашего подразделения на сегодняшний день?

Во-первых, такую работу мы проводим постоянно в тесном взаимодействии с коллегами из УБНОН и УСБУ, с которыми у нас налажен тесный обмен оперативной информацией и мы часто организовываем совместные мероприятия. Так, с начала текущего года оперативниками БЭП выявлен и задокументирован не один десяток подобных фактов. А это означает, что мы смогли пресечь столько же попыток нанести непоправимый ущерб здоровью многих тысяч жителей нашего региона, которые могли стать жертвами преступников.