Тенденция: Выбор «жертв» Антимонопольного комитета Украины не случаен

Илья Костин, Старший партнер ЮК «Правовой Альянс»

Наталья Докучаева, менеджер по развитию ЮК «Правовой Альянс»

Новой тенденцией в сфере рекламы лекарственных средств является возросшая активность Антимонопольного комитета Украины (далее – АМКУ) относительно применения ст. 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» и наложения соответствующих штрафов на игроков фармацевтического рынка.

Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» запрещено распространение информации, которая вводит в заблуждение. Распространением информации, которая вводит в заблуждение, является сообщение субъектом хозяйственной деятельности, непосредственно или через другое лицо, одному лицу, нескольким лицам или неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, неправдивых сведений, в частности, в результате избранного способа их изложения, умалчивание отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения (заказа) или реализации (продажи, поставки, выполнения, предоставления) товаров, работ, услуг этого субъекта хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 15¹ Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» информацией, которая вводит в заблуждение, являются, в частности, сведения, которые содержат неполные, неточные или неправдивые данные о происхождении товара, производителя, продавца, способе изготовления, источника и способе приобретения, реализации, количестве, потребительских свойствах, качестве, комплектности, пригодности к применению, стандартах, характеристиках, особенностях реализации товаров, работ, услуг, цене и скидках на них, а также о существенных условиях договора. 16 марта 2010 года фармацевтическому сообществу Украины стало известно, что Антимонопольный комитет Украины оштрафовал Boehringer Ingelheim GmbH & Co KG на 1 млн грн за рекламу Лазолвана. Основанием для наложения штрафных санкций послужило применение в рекламной компании слогана, содержащего, по мнению представителей Антимонопольного комитета Украины, данные, которые могут быть восприняты потребителем как гарантия достижения терапевтического эффекта. Наличие данного утверждения является нарушением статьи 15.1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» и ст. 21 Закона Украины «О рекламе». Невооруженным взглядом видно, что АМКУ давно готовил почву для облавы на производителей лекарственных средств.

Такая тенденция наметилась еще при Александре Мельниченко. В своем интервью Судебно-юридической газете от 09.03.2010 г-н Мельниченко заявил: «Мы возбудили 108 дел против крупных компаний на рынке лекарств, из них 95 уже завершены, и крупные аптечные сети оштрафованы более чем на полмиллиона гривен, остальные дела в процессе сложного расследования. Оно завершится привлечением к ответственности крупных оптовых и национальных фармацевтических компаний». И обещание Мельниченко оказалось не пустыми словами. Позиция ведомства не изменилась с приходом Алексея Костусева. Что не удивительно, говоря о человеке, который за время своего пребывания в статусе народного депутата провел закон, позволивший рассматривать недобросовестную рекламу как недобросовестную конкуренцию. Таким образом, рассмотрение деяний фармкомпаний, подпадавшие под понятие недобросовестной конкуренции, автоматически относились к компетенции АМКУ. Закон был утвержден не так давно, но по состоянию на середину апреля т.г. АМКУ уже рассматривал 23 таких дела из семи регионов Украины. Цитируя интервью того же Мельниченко: «Мы выигрываем 80 % дел в судах. Это один из самых высоких показателей среди государственных контролирующих органов, сформированный за счет профессиональной позиции АМКУ и законных, объективных решений хозяйственный судов. При этом меньше 10 % оштрафованных компаний решаются оспорить наши решения в судах, остальные выполняют требования и устраняют нарушения».

Вернемся к закону. Под него началась работа над созданием при АМКУ специального отдела, который должен был заниматься организацией борьбы с недобросовестной рекламой. По словам Алексея Костусева, особое внимание ведомство уделит рекламе лекарственных препаратов. На своей пресс-конференции в Одессе Глава Комитета вспомнил о фармацевтическом гиганте Pfizer, который за рекламу своих медикаментов от болезней, относительно которых эти лекарства не тестировали, в 2009 году был оштрафован на $2,3 млрд. В Украине же ещё недавно вопросы недобросовестной рекламы были за пределами компетенции всех государственных органов. То, что АМКУ более пристально стал следить за фармацевтической рекламой в Украине заставил руководителей фармкомпаний тщательнее относиться к соблюдению норм действующего законодательства. Однако особую тревогу вызвало не это, не величина штрафа за Лазолван, а существование самого факта антимонопольного расследования в отношении крупной фармацевтической компании с высокой репутацией. Даже обращаясь исключительно к открытым источникам, можно сделать определенные выводы и ответить на вопрос: КОМУ ЭТО ВЫГОДНО. Активную позицию в деле «Лазолван» занимало Объединение организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (ООРММП Украины), созданное в 2001 году.

В настоящее время в состав Объединения входят: Ассоциация фармацевтических фабрик Украины, Всеукраинская аптечная ассоциация, Всеукраинская Ассоциация производителей и дистрибьюторов медицинской и микробиологической промышленности Украины, Фармацевтическая Ассоциация Украины, Ассоциация фармацевтических производителей Украины. Уставными целями ООРММП является защита интересов отечественных медицинских и микробиологических предприятий (с учетом их профессиональных, структурных и региональных особенностей); конструктивное профессиональное влияние на суть управленческих решений, которые принимаются государственными органами и темп их принятия (путем непосредственного участия ООРММП Украины в разработке и процессе подготовки до принятия законодательных и нормативно-правовых актов); координация действий предприятий относительно продвижения их продукции на внутренний фармацевтический рынок и повышение и реализация экспортного потенциала отрасли. Итак, ООРММП принялось активно использовать антимонопольные механизмы для «защиты интересов отечественных медицинских и микробиологических предприятий». Напомним, что эта же организация была инициатором информационной войны, начавшейся осенью 2009 года против «Берлин-Хеми АГ». Производитель, чья репутация и имя уже давно зарекомендовали себя во многих странах Европы и мира, вдруг узнал, что его препарат «МЕЗИМ®ФОРТЕ» не эффективен. Такое заявление сделал президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (ООРММП) Валерий Печаев. 03.09.2009 г. Объединение организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины направило обращение на имя В. Князевича, министра здравоохранения; А. Мельниченко, и.о. главы Антимонопольного комитета Украины; Г. Падалко, Главного государственного инспектора по контролю качества лекарственных средств; В. Чумака, директора ГФЦ МЗ Украины. В обращении предлагается изъять все серии этого препарата из оборота, немедленно запретить его рекламу в СМИ и широко проинформировать население о «качестве» упомянутого ЛС. Объединение также предлагало остановить реализацию всех препаратов производства «Berlin-Chemie/Menarini Group» на предмет проверки соответствия АНД и фактического качества. Г-н Печаев неоднократно в интервью и публикациях замечал, что зарубежные фармацевтические компании рекламируют свою продукцию в Украине намного активнее отечественных производителей. Естественно, в борьбе за конечного потребителя, иностранцы имели конкурентное преимущество. Нужны были новые подходы к конкурентной борьбе. И они появились благодаря новым законодательным подходам к рекламе лекарственных средств. К слову, все обращения ООРММП сопровождались одним юридическим советником. Заметим также, что Вице-президентом Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины и членом правления объединения является Филя Жебровская, генеральный директор ОАО "Фармак", предприятия, занимающего ведущее место в фармацевтической отрасли Украины и обеспечивающего десятую часть объема производства лекарственных средств в стране. Номенклатура продукции, которую выпускает ОАО "Фармак" составляет почти 130 наименований лекарственных препаратов и охватывает такие разделы медицины, как кардиологию, рентгенологию, аллергологию, эндокринологию и др., а также химическую продукцию и полупродукцию для синтеза субстанций. Согласно данным системы "Фармстандарт" и PharmXplorer, в 2009 году "Фармак" стал вторым по объемам продаж в Украине фармпроизводителем, поднявшись с 6-го места, которое он занимал в 2007-2008 гг. Согласно годовому отчету ОАО «Фармак», обнародованному в системе раскрытия информации Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, чистая прибыль компании в прошлом году составила 136,958 млн грн (в 2008 году – чистый убыток 77,86 млн грн). Валовая прибыль предприятия в 2009 году выросла в 2,1 раза по сравнению с 2008 годом – до 514,01 млн грн. "Фармак" в прошлом году увеличил реализацию продукции на 74% по сравнению с 2008 годом – до 942,63 млн грн. Без сомнений, ОАО «Фармак» – лицо, крайне заинтересованное в дискредитации иностранных фармацевтических компаний как основных конкурентов по многим позициям, имеющее общественное влияние на государственные органы и учреждения через ООРММП, а также получившее законодательное обоснование для ведения своей конкурентной борьбы по новым правилам на Лазолване не остановится.

Действительно, 18 мая 2010 года Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал украинское представительство французской фармацевтической компании Sanofi-Aventis на сумму 200 тыс. грн за неконкурентные действия на рынке. По словам А.Костусева, в конце прошлого года в АМКУ обратилась компания «Фармак» с заявлением о распространении Sanofi-Aventis неправдивой информации о выпускаемом «Фармаком» антитромботическом препарате. Конфликт между Sanofi-Aventis и «Фармаком» начался в январе 2009 года, после того как Министерство здравоохранения Украины зарегистрировало препарат «Фленокс». В феврале с.г. Sanofi-Aventis подала в административный суд Киева иск к Минздраву с требованием отменить регистрацию «Фленокса». Дело в том, что у препарата «Фленокс» заявлено то же действующее вещество, что и у препарата «Клексан» производства Sanofi-Aventis – эноксапарин натрия. Это вещество является оригинальной разработкой Sanofi-Aventis. «Французская компания утверждала, что наш препарат не прошел полную базу клинических испытаний»,- сообщил руководитель юридического департамента «Фармака» Дмитрий Таранчук. По его словам, действия конкурента привели к тому, что до июля 2009 года компания не могла вывести препарат на рынок. Первые две судебные инстанции вынесли решения в пользу Минздрава. Рассмотрение дела Высшим административным судом уже назначено. Итак, приходится констатировать, что наметилась тенденция на увеличение числа антимонопольных расследований, проверок, и соответственно – наложения штрафов. Очевидно и то, что внимание АМКУ к фармацевтической отрасли будет постоянно подогреваться извне. И расследуя недобросовестную рекламу как проявление недобросовестной конкуренции на фармрынке, АМКУ не обратит внимание на другие неписанные правила конкуренции, которые сегодня диктуются внутри рынка, отнюдь не способствуя его цивилизованному развитию.