Новая золотая цепь Минздрава

Новая золотая цепь Минздрава

"Прошу считать этот блог обращением в НАБУ", – отмечает автор материала Михаил Бродский.

Михаил Бродский, Обозреватель

Одним из обвинений режима Януковича со стороны народа было воровство на медицине. Если быть откровенным, то наживались на Минздраве все: от Кравчука с Кучмой до Ющенко с Януковичем. В то же время никто никогда не анализировал, сколько в Украине ежегодно умирает людей, почему и по какой причине показатель продолжительности жизни в Украине один из самых низких в Европе.

Расхищение миллиардов гривен, выделяемых на здоровье украинцев, фальсификация лекарств стали черной визитной карточкой властей. Схемы, связывавшие бесчеловечных медицинских дельцов, чиновников-убийц и обнаглевших политиков, превращались в кованые золотые коррупционные цепи.

Их разорвал Майдан.

Казалось, что разорвал. Но, как оказалось на самом деле, лишь на время: как показали дальнейшие события, чиновничья медицинская мафия не понесла наказания и не собиралась учиться жить по-другому. Сегодня старые цепи коррупции снова охватили прогнивший дуб Министерства здравоохранения Украины: высшее руководство Минздрава почти открыто применяет коррупционные схемы, которых мы, оглушенные войной на Донбассе, стараемся не замечать. Более того, ликвидируются даже те позитивные наработки, которые удалось достичь в предыдущие годы. В частности, когда я руководил Госпредпринимательством, то есть был чиновником 1 ранга, мне удалось провести несколько важных решений, касающихся регулирования этой отрасли:

  • введение уголовной ответственности за фальсификацию медпрепаратов
  • стандартизация по системе GMP всей нашей фармацевтики
  • введение прозрачного контроля аптек
  • разработка механизма реимбурсации (компенсации стоимости) лекарств
  • начало эксперимента по введению референтных (сравнимых) цен в обеспечении лекарствами гипертоников.

Также было принято постановление по введению института референтных цен в обеспечении инсулинами диабетических больных. Документ должен был вступить в силу в марте 2014 года, что привело бы к понижению цен на инсулины на 30%, но министр Мусий с премьером Яценюком этот документ отменили. Думаю, что не бесплатно. В сопоставимых с нами странах Европы инсулины тех же производителей продаются на 50% дешевле. Не верите – проверьте публичную информацию на сайтах Минздрава Польши, Литвы, Чехии… А также все остальные лекарства, которые завозятся в Украину, они, как правило, на 30-40% дороже. Хотим лекарства по нормальным ценам – нужна референтная цена.

Почему министерство против реимбурсации? Потому что чиновникам не нужно будет что-то покупать. Если сегодня якобы государство обеспечивает лекарствами больных тяжелыми хроническими заболеваниями, то при институте реимбурсации люди станут покупать сами, а государство им будет компенсировать эти затраты. То есть исчезает коррупционный фактор.

Так вот, будучи чиновником 1 ранга, я уже практически убедил предыдущую власть ввести революционные изменения в обеспечении лекарственными препаратами наших граждан, но они в один момент свалили: кто в Россию, кто – в Израиль. Наступил Майдан, поменявший одних тендерных убийц на других.

Уверен, что если бы наши люди могли быть в достаточной мере обеспечены лекарствами, мы могли бы спасти до 50 тыс. жизней в год: а если ты спасешь хоть одну жизнь, ты спасешь весь мир. Это тезис для нормальных людей, но не для любителей тендерной наживы. О том, что происходит в МОЗ, я уже неоднократно писал в своих публикациях, достаточно почитать "Тендеры смерти" и "Тендеры смерти. Продолжение".

Это повествование о том, как "герой Майдана" Николай Мартыненко "тендерил" Минздрав с помощью и своих сообщников, и приспешников г-жи Богатыревой.

Это повествование о том, как главврач Майдана, а на то время министр Олег Мусий следом за Богатыревой стал покровителем торговцев аптечными наркотиками: после того, как в свое время правительство Тимошенко ввело количественный учет "Трамадола", одна из украинских компаний "ИнтерХим" выпускает "Кодтерпин" – препарат с кодеином против кашля. Кодеин – это синтетический опийный наркотик. "Кодтерпин" свободно продается в аптечных учреждениях; более того, его продажи за последние 5 лет выросли в 8 раз! В Интернете не сложно узнать, почему его так любят наркоманы: в силу особенности формулы именно из этого препарата легко выделяется кодеин. Активисты требовали сначала от Богатыревой, а потом от Мусия введения жесткого количественного учета препарата, но они не поддержали эту инициативу. Что, в принципе, понятно: цена вопроса – 280 млн грн в год. Именно на эту сумму продается "Кодтерпин" наркоманам в Украине. Ввести жесткий учет это препарата требовали также новые руководители МВД и СБУ, но Минздрав этого не сделал.

Мусия уже нет в Минздраве, Мартыненко тоже под следствием, но ситуация отнюдь не улучшилась. Коррупционные скандалы сотрясают отрасль.

Ко мне, как к председателю редакционного совета "Обозревателя", пришло обращение, в котором описывалась невероятная история со строительством ОХМАТДЕТа. Она вызвала несколько недель назад огромный резонанс в украинском здравоохранении. Главная детская больница Украины, строительство нового корпуса которой стоило украинскому бюджету миллиарды, снова (в который раз!) оказалась в центре коррупционного скандала. Бывший генеральный подрядчик строительства "Укрпрофмед", "пробивший" этот сверхвыгодный контракт через Виктора Януковича-младшего, в самом конце 2015 года получил из бюджета 79 млн грн якобы "в счет старых долгов". То есть деньги ушли не на новую работу, а "на карман" подрядчику.

Скандал был неминуем: и Опекунский совет ОХМАТДЕТа, и журналисты, и профильные общественные организации многократно писали о коррупции в "Укрпрофмеде", о махинациях при строительстве, о многократно завышенных расходах, о постановочных тендерах. Глава Опекунского совета ОХМАТДЕТа Оксана Корчинская прямо заявляла, что хозяйка "Укрпрофмеда" Ирина Коваль обещала ей не требовать до 2017 года "свои" 79 млн гривен – и только на этих условиях Корчинская не стала протестовать против того, чтобы Коваль закончила строительство. Все это не помешало выделить огромные деньги "Укрпрофмеду". Журналистам пришлось констатировать факт: деньги ушли в "Семью".

Колоссальный резонанс после перевода на счета "Укрпрофмеда" 79 млн грн привел к мгновенной отставке одиозной "строительницы ОХМАТДЕТа" Ирины Коваль с поста директора ГП "Укрмедпроектбуд". Это госпредприятие, специально созданное для контроля потоков на строительство ОХМАТДЕТа, Ирина Коваль возглавляла одновременно будучи учредителем "Укрпрофмеда" (!). То есть один человек и заказывал работы, и выполнял их. Любой мало-мальски сведущий читатель сразу поймет, что это ненормальная, циничная и неприкрытая коррупция. Как же могло так получиться, что этого не поняло руководство Минздрава Украины?

Перечисление предприятию "Укрпрофмед" денег не могло произойти без подписи одного из руководителей Министерства здравоохранения. 80 млн грн – слишком серьезная сумма, чтобы казначейство отдало ее без настоятельного требования со стороны высших чиновников. Официальный запрос в Минфин, без которого Коваль не получила бы деньги, направил заместитель министра здравоохранения Украины Игорь Перегинец. Понимали ли остальные заместители министра, что они визируют и что из этого получится? Не факт. Скорее всего, роль Игоря Перегинца в данной ситуации – не случайность и не эпизод. Дело в том, что написание этого запроса лежало вне рамок профильной деятельности этого замминистра: он не отвечает за деятельность госпредприятия "Укрмедпроектбуд", которое возглавляла Коваль.

Так почему же Игорь Перегинец решил вмешаться? Логика здесь есть, но она, увы, не административная.

Вместе с Ириной Коваль учредителем "Укрпрофмеда" и выгодополучателем от строительства ОХМАТДЕТа является Елена Бех (Недрыгайло), дочь генерал-полковника милиции и народного депутата, экс-первого замминистра внутренних дел, ныне покойного Валентина Недрыгайло. Елена Бех долгие годы эксклюзивно представляла в Украине фармацевтическую компанию "Санофи Пастер" – одного из главных поставщиков вакцин в Украину. В 2010 году компания Бех "Интерфарма" была обвинена в махинациях: ГП "Укрвакцина" официально выдвинула обвинение в многократном завышении цены "Пентаксима" через международную коррупционную схему. Суд подтвердил справедливость претензий.

В этот период, в 2008–2013 годах, Игорь Перегинец занимался в нашей стране именно иммунопрофилактикой: он был независимым консультантом в Бюро ВОЗ, национальным специалистом ВОЗ по инфекционным болезням. Он не мог не общаться напрямую с представителем наиболее значимого поставщика вакцин в Украину "Санофи Пастер".

Кажется, это общение завело консультанта не туда. Уже в наше время, на посту заместителя министра здравоохранения Украины, Игорь Перегинец с весны 2015 года уделяет значительную часть своего времени и сил лоббированию всеобщей вакцинации украинцев вакциной от полиомиелита ОПВ. Вокруг вакцины возник целый ряд серьезнейших проблем и скандалов: от майского скандала с нарушением условий хранения крупной партии в 1,5 млн доз, до прямых обвинений руководства минзрава (то есть Игоря Перегинца) в режиссуре "вспышки полиомиелита на Закарпатье". Несмотря на все это, Игорь Перегинец стойко сохраняет главную линию: нам нужно больше вакцины ОПВ, уровень вакцинации нужно повысить до 95% населения (с нынешних 14,1% за первое полугодие 2015 года). По мнению заместителя министра, вакцинацию нужно продолжать и усиливать, даже несмотря на эпидемию гриппа – хотя против этого выступают ученые из Института эпидемиологии и инфекционных заболеваний им. Л. Громашевского.

Производителем вакцины ОПВ является все та же "Санофи Пастер". Украинский рынок именно для этой корпорации Игорь Перегинец собирается увеличить в несколько раз, вместе с государственными расходами на это направление: вакцину нам пока дают бесплатно, по программам гуманитарной помощи, но так будет не всегда (особенно если учесть, что с весны 2016 года все страны мира по просьбе ВОЗ откажутся от устаревшей и относительно дешевой вакцины ОПВ, заменив ее более совершенным аналогом по значительно более высокой стоимости). У инициатив, связанных с распространением и пропагандой вакцины ОПВ, откуда-то появляются деньги не только на пресс-конференции и разъяснительные кампании, но и на платную рекламу в Интернете. Вопрос, почему в Украину поставили именно вакцину производства "Санофи Пастер" (при наличии многочисленных аналогов, переквалифицированных ВОЗ, которые точно так же можно было направить в качестве гуманитарной помощи Украине), тоже остается открытым. Чтобы не быть голословными, представим читателям этот список, взятый с сайта ВОЗ:

- ОПВ (трехвалентная)
Производитель Страна Упаковка
Bharat Biotech International Ltd. India 10, 20 dose vial
Bio Farma Indonesia 10, 20 dose vial
GlaxoSmithKline Belgium 10, 20 dose vial
Haffkine Bio Pharmaceutical Corporation Ltd India 20 dose vial
Sanofi Pasteur France 10, 20 dose vial
Serum Institute of India Ltd India 10, 20 dose vial

Разрешить этот вопрос, как и многие другие, позволяет простое предположение: если заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец одновременно помогает "Санофи Пастер" (Елена Бех) и "Укрпрофмеду" (Ирина Коваль и Елена Бех) и при этом не считается ни с какими имиджевыми потерями и здравым смыслом – то это неспроста. Более того, это крайне подозрительно. Более того: подозрения практически превращаются в уверенность.

Уверенность в том, что коррупционеры в руководстве Министерства здравоохранения Украины, которые сидят на финансовом потоке от фармпроизводителей и грязных медицинских "бизнесменов"-казнокрадов, никуда не делись. Просто теперь у них другие фамилии. И они стали умнее. Тот же Игорь Перегинец никогда не забывает отчитываться об успехах закупок препаратов через международные организации и о достигнутой в результате экономии. Несомненно, Украина получит огромный эффект за счет развития конкуренции при закупках. По некоторым позициям он доходит до 60%. Но этот эффект будет заметен только при закупке препаратов для лечения туберкулеза и онкологических заболеваний, которые не входят в зону интересов той же "Санофи Пастер". В этих секторах появятся новые препараты новых производителей с новыми, более низкими ценами. А при закупке вакцин, как считают специалисты, цены не только не уменьшатся, а скорее вырастут. Список производителей тоже почти не изменится, а "Санофи Пастер" не только останется "при своих", но и выиграет. Игорь Перегинец тоже, несомненно, выиграет. А что "выиграем" мы, рядовые украинцы, пациенты и врачи? Провал вакцинации, отсутствие вакцин в больницах, пустую казну, болезни наших детей. Впрочем, это у нас уже есть.

Прошу считать этот блог обращением в НАБУ.

Похожие материалы